ВОПРОСЫ СТИЛЯ

Фоторепортаж: советская архитектура и закулисье театра оперы и балета

 747

Автор: Андрей Артёмов

На советский период выпали самые грандиозные перемены в истории отечественной архитектуры. Если проводить параллели с историей Земли, то падение авангарда под ударом возрожденной неоклассики в начале 1930-х можно сравнить с Великим пермским вымиранием. Сталинские дома подобны динозаврам, которые оказались бессильны перед «хрущевским метеоритом» — знаменитым постановлением 1955 года «О борьбе с архитектурными излишествами».

Интересен период и тем, что в отличие от дореволюционных в вопросы стиля активно вмешивается государство в лице сами знаете кого. Обо всем этом мы и говорили в минувшую пятницу на экскурсии, посвященной советской архитектуре 1920-1950-х годов.

Застройка Самарской площади

Еще в генеральном плане 1936 года («Большой Куйбышев») бывшая Воскресенская площадь была одним из административных центров города. Генплан скорректировали после войны. Нынешняя Самарская площадь сохранила свое градостроительное значение, в 1949 году был проведен конкурс на проект ее застройки. В нем приняли участие видные самарские архитекторы Петр Щербачев, Мария Машкова, Николай Телицын, Николай Подовинников и другие.

Впрочем, победивший проект реализовали лишь частично. Макет позволяет понять, насколько.

Проект застройки Самарской площади

Условные обозначения:

Желтая линия — улица Самарская.
Красная линия — улица Маяковского.
Цифра 1 — Жилой дом МВД (Волжский проспект, 41 / Маяковского, 2).
Цифра 2 — Жилой дом (Молодогвардейская, 218)
Цифра 3 — Строительный техникум, ныне здание Губдумы (Молодогвардейская, 187)
Цифра 4 — Жилой дом с  производственным корпусом Куйбышевского филиала «Гипроавиапрома» (Самарская, 190 / Галактионовская, 191).
Цифра 5 — Гидротехнический техникум, ныне Энергетический колледж (Самарская, 205а)
Цифра 6Административно–производственный и жилой корпус Гидропроекта и Оргэнергостроя (Самарская, 203б). Должен был служить доминантой, планируемая высота — 14 этажей.
Цифра 7 — Жилой дом Горисполкома (Самарская, 203 / Ярмарочная, 2)
Цифра 8 — Первый жилой дом на Самарской площади. Построен для сотрудников МВД и КГБ в 1952 году (Самарская, 188).

2

Цифра 9 — Бывшая Плешановская больница, ныне поликлиника №3 (Молодогвардейская, 202).

Наиболее выразительная часть проекта — от нынешней Молодогвардейской до набережной Волги — не была реализована даже частично.

Учебный корпус №4 Куйбышевского медицинского института

Трудно представить, но когда-то ТЦ «Вавилон» был зданием не торговым, а образовательным. Его построили в середине 1930-х годов, сначала это был дом для медиков. С началом Великой Отечественной войны их сменили авиаторы. В послевоенный период это уже был полноценный корпус авиационного института.

Увы, в середине 1990-х годов в здании произошел серьезный пожар, снова разместить там учебное заведение не рискнули. С тех пор на углу Самарской и Ульяновской обосновался ТЦ «Вавилон».

ТЦ Вавилон

Фасад здания естественно перестроен, в первоначальном варианте его можно наблюдать в жилой части здания (угол Садовой и Ульяновской).

Стиль здесь можно обозначить как постконструктивизм, смещение элементов неоклассики (4-колонный портик, рустовка стен) и конструктивизма (ленточное остекление лестничных маршей со стороны Садовой).

Мельница Винника-Ромашева

В 1884 году на далекой городской окраине — углу улиц Николаевской и Симбирской — самарский предприниматель Александр Винник построил паровую мельницу. Спустя три года ее приобрел купец Ефим Ромашев. Обычные торговые дела.

Ситуация резко изменилась в советское время. В начале 1930-х годов мельницу решили переоборудовать под жилой дом.

Руководил процессом архитектор Василий Сухов, самая известная работа которого — Дом промышленности. После войны к бывшей мельнице Ромашева пристроили пятиэтажный дом, вместе с которым они образовали жилкомбинат легпрома.

Что любопытно, этот пятиэтажный дом реализует одну из идей генплана «Большой Куйбышев», а именно — организацию так называемой верхней набережной, формирующей второй план городской панорамы.

Усадьба купца Ромашева

Не всякая реконструкция дореволюционного здания в советский период шла ему на пользу. Если превращенная в жилой дом мельница Ромашева не сильно изменилась, то вот особняк купца на углу Чапаевской и Вилоновской претерпел куда большие изменения.

Неизвестно, когда здание перестроили. Но прекрасный дом в скандинавском стиле, увы, утрачен безвозвратно.

Театр оперы и балета

Финальная точка нашей экскурсии. Бывший Дворец культуры имени Куйбышева построенный по проекту архитекторов Ноя Троцкого и Николая Каценеленбогена в 1938 году.

Нашим проводником в закулисье театра оперы и балета стала режиссер хора Марина Монастырская. Вообще, нам исключительно повезло: тем пятничным вечером мы попали на репетицию «Севильского цирюльника».

На следующем фото один из главных героев любой постановки — его Величество пульт, отвечающий за движение сцены, колосников, подсветку и так далее.

Пульт

Арьерсцена — резервное помещение для декораций. Место сюрреалистическое, ибо там могут спокойно соседствовать, буквально на пяти квадратных метрах, арфа, коринфские колонны и половецкая каменная баба.

Также в театре оперы и балета есть свой музей. Пока еще небольшой, но уже заслуживающий внимания.

Облокотясь на эти перила, артисты куйбышевского театра оперы и балета могли видеть холодной зимой 1942 года, как оркестр Большого театра репетирует Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича.

Пока коридоры театра оперы и балета пусты, но совсем скоро их наполнят любители искусства. 88-й театральный сезон откроется 7 сентября оперой Жоржа Бизе «Кармен».

Текст: Андрей Артемов
Фото: Максим Федоров

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook