,
Проходит по территории Кировского и Промышленного районов Самары. Ориентировочная дата появления на карте Самары — 1940 год.
Застройка улицы Каховской началась еще до Великой Отечественной войны. Давайте взглянем на снимок Безымянки 1942 года. На нем Каховская (на отрезке между улицами Победы и Свободы) обозначена красной линией.
Четная сторона улицы представлена здесь парадными (по тем временам) двухэтажными домами, а нечетная — исключительно барачной застройкой. Двухэтажки были возведены еще в 1940 году. Половина из них снесена при строительстве ТЦ «Вива-Лэнд», а оставшиеся дома расселены несколько лет назад и ждут своей очереди на снос.
Самым же старым домом на улице Каховской следует признать ныне расселенный дом №53. Он построен в 1937-1939 годах. Судя по всему, он был частью Участка служебного собаководства Безымянлага, о котором мы подробно писали в статье про улицу Енисейскую.
Улице Каховской и ее окрестностям посвящен большой пост блогера Владимира Нехорошева. Из него мы, в частности, узнаем, что ее использовали для этапирования заключенных Безымянлага из жилых зон (располагавшихся на месте современных 16-го и 18-го микрорайонов) на строительные площадки авиационных заводов в Юнгородке. Увы, проверить достоверность этой информации едва ли представляется возможным.
Весьма симпатичны сведения о наличии небольшого «еврейского квартала» в границах улиц Вольской, Свободы, Каховской и проспекта Кирова. Их подтверждает и светская львица Бажена Рынска, которая провела на Безымянке какую-то часть детских лет.
Теперь давайте взглянем на то, какой улицу Каховскую запечатлел американский спутник шпион в 1967 году. Мы обозначили ее красной линией.
Первый отрезок: от железнодорожных путей до Физкультурной
Как можно видеть, почти до современной улицы Теннисной тогда располагался частный сектор. По нему проходили две улицы с именами собственными. Ближе к железнодорожному полотну — сохранившаяся до наших дней улица Кирова (не путать с проспектом), а ближе к улице Теннисной — Вавиловская.
Ныне от этого частного сектора не осталось и следа. В конце 1970-х — начале 1980-х здесь были построены современные дома заводом «Авиаагрегат» (в советское время — КАПО).
Застройка нечетной стороны на этом отрезке — дело рук завода им. Фрунзе («Моторостроитель»). Из достопримечательностей стоит отметить здание школы №141, открытой в 1956 году.
Образовательный кластер дополняли детский сад и ясли, расположенные на первых этажах сталинок по Каховской, 14А и 16А.
Второй отрезок: от Физкультурной до Свободы
Как вы видите, к середине 1960-х годов барачная застройка была здесь истреблена. Современные дома здесь возвел Авиационный завод («Авиакор»), причем по горьковскому методу. Таков был дом по Каховской, 17.
Неподалеку располагалось общежитие Авиационного завода (Каховская, 23). Внешний его облик достаточно стандартен, но даже здесь нашлось место небольшому декоративному элементу. Не будем забывать и о ЗАГСе Кировского района, притулившемся с торца этого здания. Бьемся об заклад, для многих представительниц слабого пола это главная достопримечательность всей Безымянки.
Жаль, что до переезда на улицу Каховскую ЗАГСа не дожило кафе «Романтика», размещавшееся по соседству, была бы очень символичная связка.
Третий отрезок: от Свободы до Енисейской
Четная сторона здесь — тот самый «еврейский квартал», дома которого выделяются на общем фоне двухэтажной Безымянки обширными верандами.
Дом по Каховской, 52 в 1958 году засветился в куйбышевской прессе. Естественно, в негативном свете. Сейчас эта двухэтажка, построенная в 1945 году, находится в аварийном состоянии, ее шлакоблочный скелет обнажен.
Четвертый отрезок: от Енисейской до Ставропольской
Здесь обращает на себя внимание добротная застройка четной стороны улицы от проспекта Юных Пионеров к Ставропольской. Эти краснокирпичные дома были построены в 1950 году.
А вот на противоположной стороне в год, когда был сделан спутниковый снимок, еще располагались бараки. Если верить сведениям блогера Владимира Нехорошева, это была одна из жилых зон Безымянлага. Затесавшееся между ними высотное здание — школа №168.
Снесены бараки будут лишь в начале 1970-х годов. Современные дома здесь возвел завод имени Фрунзе («Моторостроитель»). Поблизости расположен самый молодой дом на улице Каховской — №64, построенный заводом «Прогресс» в 1983 году.
Имеет улица Каховская и транспортное значение. По ней проходят маршруты автобусов №7 и 27. Также Каховская увековечена в названии остановки общественного транспорта.
Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте