,
Из всех архитектурных стилей, представленных в Самаре, модерн, пожалуй, наиболее обласкан вниманием искусствоведов, краеведов и обладателей фототехники. Во многом потому что именно он ассоциируется с той самой далёкой и манящей Самарой купеческой — «русским Чикаго». Поэтому вдвойне приятно, если наш модерн оценили ещё и маститые столичные исследователи.
В 1990 году издательством «Советский художник» была выпущена книга «Русский модерн». Её авторы — известный историк архитектуры Елена Борисова и искусствовед Григорий Стернин. Помимо того что этот альбом, содержащий в себе множество прекрасных иллюстраций и фотографий, это ещё и серьёзное научное исследование, большая часть которого, конечно же, посвящена архитектуре модерна (в меньшей степени — прикладному искусству и живописи).
Львиная доля жемчужин архитектурного модерна, представленных в книге, выловлена на улицах Москвы. В значительно меньшей степени представлена Северная Пальмира. Провинциальные города (и то далеко не все) удостоились одной-двух фотографий. И лишь Самара (тогда ещё Куйбышев) представлена куда больше остальных! Целым 12 зданиям нашлось место в этом альбоме.
Дача купца Головкина
(Советской Армии, 202)
Хорошо известная каждому самарцу «дача со слонами» в книге почему-то названа «дачей Беляева». Хотя мы-то с вами хорошо знаем её архитектора и владельца. Она построена самарским купцом Константином Головкиным в 1909 году. Помощь в строительстве и проектировании ему оказывал архитектор Валентин Тепфер.
Фотографии нынешнего интерьера дачи Головкина ищите здесь.
Особняк Курлиных
(Красноармейская, 15)
Мы говорим «модерн в Самаре» — подразумеваем «особняк Курлиных». И наоборот. Здание, которое обязано было войти в альбом «Русский модерн», и оно сделало это.
За что ценили особняк Курлиной в советское время, читайте здесь.
Особняк архитектора Зеленко
(ул. Самарская, 179)
А вот и дом архитектора, по проекту которого построен особняк Курлиных. Что примечательно, после своего отъезда в Москву Александр Зеленко продал его своему собрату по профессии — Филарету Засухину.
Подробную историю особняка ищите здесь.
Особняк Новокрещеновых
(ул.Фрунзе, 144)
А вот и работа известного мастера модерна Михаила Квятковского. Красоту этого здания ценили даже суровые военные люди. Так, в начале 1918 года именно в особняке Новокрещеновой размещалась коллегия по формированию Красной армии. А после освобождения Самары от войск Чехословацкого легиона, в октябре того же года, он был отдан управлению коменданта города, коим на первых порах был чешский интернационалист Славояр Частек.
— Как выглядели окрестности особняка Новокрещеновых сто лет назад с высоты птичьего полёта, смотрите здесь.
Особняк купца Сурошникова
(ул. Пионерская, 22)
Знаменитый особняк-крепость на углу Пионерской и Алексея Толстого, первоначальный проект которого разработал сам Фёдор Шехтель. Нынешнее состояние здания, к сожалению, удручает.
Фотографии текущего состояния особняка Сурошникова ищите здесь.
Три фасада
(Куйбышева, 111; Молодогвардейская, 57; Молодогвардейская, 128)
Слева — гостиница «Гранд-Отель», реконструированная в стилистике модерна в 1909 году архитектором Михаилом Квятковским. Именно с её балкона, по легенде, пел для собравшейся толпы своих почитателей Фёдор Шаляпин, приехавший в Самару на гастроли.
В центре — Новотроицкий торговый корпус, построенный архитектором Дмитрием Вернером в 1911 году.
Справа — доходный дом мещанина Савельева, построенный по проекту Зельмана Клейнермана в 1913 году. Прекрасный пример рационального модерна, привлекающий внимание мансардой с балконом и нарядной цветовой палитрой глазурованной плитки.
Как украшали фасад гостиницы «Гранд-Отель» к Первомаю, смотрите здесь.
Детали
(Ленинградская, 24; Льва Толстого, 94; Куйбышева, 157)
Слева — барельеф на здании главпочтамта (расположен со стороны улицы Ленинградской). В центре — вентиляционная шахта у Пушкинского народного дома (ныне — ДК железнодорожников). Справа — кованые элементы на фасаде нынешнего военно-исторического музея ПУрВО.
Как выглядел фасад здания Главпочтамта до реконструкции, смотрите здесь.
Утраченное
Альбом «Русский модерн» вышел в свет каких-то 27 лет назад. Но за этот, по меркам истории, непродолжительный срок некоторые запечатлённые в нём объекты, увы, сами стали историей.
На фотографии — ограда особняка Фирса Наймушина (ул. Степана Разина, 106). Сейчас не осталось ни того, ни другого. И если ограда была безвозвратно утеряна уже лет 10 назад, то сам особняк — точнее то, что от него осталось — сровняли с землёй в прошлом году. Обещают его восстановить по сохранившимся чертежам. Будем надеяться, что не обманут.
Источник используемых в материале фотографий