Альтернативный гид по непарадной Самаре: усадьба архитектора А.У. Зеленко (часть 1)

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Альтернативный гид по непарадной Самаре: усадьба архитектора А.У. Зеленко (часть 1)

Автор:

ИСТОРИИ
2 067

ДГ совместно с Институтом Города продолжает проводить аудит территории, выявляя культурный потенциал старой Самары. Нас интересует всё, что может представлять ценность: архитектура, события, истории, легенды и люди, населяющие наш замечательный город, — современники или давно ушедшие, но оставившие след.


Если пойдёте гулять по улице Самарской от Ульяновской в сторону центра, среди фоновой застройки разной степени ветхости совершенно неожиданно, особенно если вы понаехали или краеведение не ваш конёк, откроете для себя усадьбу архитектора Александра Зеленко.

В тени монструозного колосса, нависающего над кварталом со стороны Вилоновской, притаился миниатюрный по нынешним меркам сказочный особняк. Этакий пряничный дом — угощение из имбирного теста, которым по вновь заведённой традиции принято одаривать друг друга на Рождество (рецепт найдете на сайте Печёмдоматочкаком). Кстати, живут в этом пряничном домике настоящие сказочники — наши коллеги, журналисты и писатели из соответствующих творческих объединений. Здесь у них, так сказать, штаб-квартира, потому и зовётся особняк Домом журналиста и литератора.

Со второй линии, как бы из-за спины старшего брата — лаконичного и диковинного для Самары представителя северного модерна, на улицу выглядывает младший, не такой парадный, но не менее интересный трехэтажный дом, построенный по проекту еще одного самарского архитектора Филарета Засухина. Исследования, проведённые самарскими реставраторами, позволяют говорить об этом более-менее определённо. А вместе они образуют единый ансамбль усадьбы А.У. Зеленко.

И всё у них как в настоящей семье. Старшему досталась вся слава и лавры, красота и красная линия, статус памятника архитектуры и реставрация. Титулованные члены союза пера и диктофона, помещённые в его недра, ежедневно источают из себя десятки смыслов — Домом журналиста быть почётно.

А младшему что? Работёнка поплоше да погрязнее — он всего лишь жилой дом со всеми вытекающими, и задворки — внимания не обращают даже прохожие, какая уж тут реставрация. Остаётся донашивать старое платье, скроенное в свое время по лекалу для старшего, радоваться его успехам и с досадой поглядывать из своих модерновых окон на улицу — вдруг кто посмотрит.

Более того, младшему грозит опасность, прямо-таки несовместимая с жизнью — несколько лет назад его признали аварийным, в прошлом году исключили из списка выявленных объектов культурного наследия, и теперь, вероятно, намерены снести. Ансамбль усадьбы А. Зеленко будет разрушен, а жители отправлены в известное место. Но это, конечно же, никого не волнует, кроме жителей, которые, словно участники одной весьма распространённой ролевой игры, проснулись, после того как покуражилась мафия.

Для того, чтобы понять, почему так происходит, нужно погрузиться в историю этих домов. Из документов, имеющихся в распоряжении* редакции ДГ, можно с уверенностью утверждать следующее:

Земельный участок, на котором сейчас размещается усадьба А.У. Зеленко, в конце XIX века принадлежал мещанину Егору Ивановичу Третьякову. На участке размещались 1,5-этажный деревянный дом, двухэтажный каменный флигель и деревянные службы. 15 марта 1900 года это домовладение покупает Александр Устинович Зеленко, приглашённый в конце 1899 года Самарской городской думой на должность городского архитектора после отставки Александра Александровича Щербачёва.

1 апреля 1900 года Зеленко подает прошение в городскую управу: “…разрешить построить каменный в два этажа с подвалом дом по ул. Самарской в 109 квартале”. Александр Зеленко разворачивает строительство собственного особняка, полагая, что его утвердят в должности городского архитектора и он надолго задержится в Самаре. Но Министерство внутренних дел, куда были направлены документы на утверждение в должности, в течение года рассматривало этот вопрос и ответило отказом, сославшись на нарушение статьи городского Устава. В общем, всё как всегда.

26 марта 1902 года Александр Устинович Зеленко продает построенный дом другому архитектору — Филарету Петровичу Засухину, а сам отбывает в Москву, где работает под руководством Фёдора Осиповича Шехтеля, в соавторстве с другими зодчими, впрочем, не забывая о Самаре — в 1903 году по его проекту возводится особняк Курлиной.

_DSC0622

Новый владелец домовладения Филарет Засухин, на творчество которого, как считается, оказал большое влияние Александр Зеленко, делает кирпичный пристрой в 2 этажа с подвалом. Он почти вдвое увеличил длину дома вглубь двора по сравнению с первоначальной. Пристрой достаточно чётко определяется по стыковочному шву кирпичной кладки на южном фасаде, выполненной в этом месте без перевязки. На северном фасаде стыковочный шов прослеживается до 2-го этажа, выше первоначальная кирпичная кладка была частично разобрана и перевязана с поздней кладкой, когда пристрой и существовавший дом подводились под одну крышу.

Юго-восточный угол пристроя скруглен. В северо-восточном углу пристроя архитектором была размещена лестница чёрного хода с дверью выхода во двор на первом этаже. Лестница освещалась через высокий оконный проём с полуциркульной арочной перемычкой на восточном (дворовом) фасаде.

Данные о функциональном использовании особняка в источниках разнятся — по одной версии, в особняке жил и работал сам Филарет Засухин. По второй версии, вся усадьба сдавалась “под квартиру” за 600 рублей в год, в том числе и построенный между 1903 и 1911 годами трехэтажный дом на второй линии (младший брат). 24 марта 1911 года Засухин продает своё владение дворянке Слободчиковой Анне Александровне за 4752 рубля.

После революции особняк был приспособлен под коммунальные квартиры. Позднее здание было подвергнуто капитальному ремонту, возможно, в связи с произошедшим пожаром. При этом была произведена замена всех перекрытий: вместо первоначальных, скорее всего, деревянных перекрытий выполнены сборные перекрытия из железобетонных плит по металлическим балкам из спаренных швеллеров.

Все конструкции крыши (стропильная система, обрешётка, кровельное покрытие) также выполнены заново с частичным отступлением от первоначальной конфигурации. Первоначальный венчающий карниз здания был заменен на конструкцию из сборных плоских железобетонных плит, уложенных достаточно небрежно. Был утрачен зенитный фонарь пирамидальной формы, видимо, освещавший верхним светом парадную лестницу в доме Зеленко.

Радикальная реконструкция здания в советское время практически полностью уничтожила его первоначальную планировку и интерьеры. От здания сохранились только коробка несущих кирпичных стен и часть столярных заполнений оконных проемов. Полностью утрачены первоначальная система печного отопления здания, ограждение балкона на главном фасаде, вместо которого была установлена лапидарная металлическая ограда.

Ограждение балкона имело пластическое решение и было достаточно массивным, выполненным либо из гипса, либо из бетона или природного камня. В 1970-х годах еще сохранялась первоначальная деревянная наружная дверь парадного входа дома Зеленко, к настоящему времени утраченная.

0_e836e_6dcd3a25_LДом журналиста до реставрации. Взято тут.

В 2004 году особняк отреставрировали — были обновлены фасад и интерьеры, изменена форма крыши — надстроена мансарда и восстановлены утраченные в советские годы зенитный фонарь, ограждение балкона и капитель колонны.


О доме, расположенном в глубине двора (младшем брате), исторические сведения скупы. Состоящий из двух зданий — трехэтажного, обращенного на улицу, и двухэтажного, обращенного ещё глубже во двор, дом был построен по проекту владельца участка Филарета Засухина между 1903 и 1911 годами.

Архитектурное решение было выполнено также в стиле северный модерн. Подчеркнуто асимметричная композиция фасада, более чем сдержанный декор с крупными деталями, полуциркульная перемычка, расположенная над парадным входом, и плоские пилястры, переходящие в арку под карнизом, — дом по замыслу архитектора должен быть созвучным с особняком на первой линии и послужить ему фоном.

Наличие этой информации, а также присутствие здравого смысла позволили сотрудникам областного Минкульта сделать заключение о том, что все здания, расположенные на этом участке, образуют единый комплекс городской усадьбы и подлежат государственной охране в равной степени. Приказом министра культуры от 29 декабря 2009 года № 25 этот дом был включён в список выявленных объектов культурного наследия.

Но недолго музыка играла. 7 октября 2010 года строительная компания ООО “Трансгруз” получила разрешение на строительство на углу Вилоновской и Садовой самого высокого в истории Самары дома. Потом в мэрии, конечно, опомнились, разрешение отменили, но строители обратились в арбитражный суд и выиграли дело. Кому интересно, почитайте. По данному вопросу также созывали градсовет и проводили публичные слушания. В обоих случаях большинство проголосовало «против».

В итоге за несколько лет на месте снесенного памятника архитектуры — каменного особняка с элементами барокко — вырос и расправил свои плечи 33-этажный атлант, бросающий свою тень на окрестные кварталы, а также на архитекторов, принимавших участие в его проектировании, и других лиц, ответственных за принятие решений.

Далее события развиваются подобно снежному кому. В 2011 году специальная комиссия признает дом № 179Б по улице Самарской аварийным, причём жильцы об этом узнали только в этом году. В апреле 2014 года Владимир Сверкалов в своем ЖЖ публикует планы областного Минстроя по «освоению» 109-го квартала. Все очень схематично и безлико, но наглядно и многоэтажно. Обратите внимание, наш домик на месте. Не понятно, что это — ирония проектировщика или реальные планы?

0_e5dca_7041e88a_XXLВизуализация проекта 109-го квартала. Автор: Александр Пашин. Взято здесь.

А 1 сентября 2014 года правительство Самарской области своим постановлением лишает охранного статуса 51 выявленный памятник архитектуры, отказываясь включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ. Наш дом на почётном 51-м месте.

Эта скандальная инициатива областного правительства послужила поводом для обращения центрального комитета ВООПИиК** к министру культуры РФ Владимиру Мединскому с требованием незамедлительно принять все возможные меры по спасению исторического облика Самары. Шуму было много, но, как говорится, пошумели и забыли.

Ну и в завершение: 23 июля 2015 года ООО «Трансгруз» получает разрешение подготовить документацию по планировке территории 109-го квартала.

Продолжение следует


*В распоряжении редакции ДГ имеются следующие документы:

1. Текст проекта зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Особняк архитектора А.У. Зеленко», г. Самара, ул. Самарская, 179, выполненный Проектным институтом урбанистики ФГУП “РосНипиУрбанистики”, г. Санкт-Петербург;

2. Историческая справка, выполненная сотрудниками реставрационной фирмы ООО “Реанта”, г. Самара;

3. Копия паспорта объекта культурного наследия «Усадьба архитектора А.У.Зеленко», г. Самара, ул. Самарская, 179 литеры Б, Б1, Б2, выданного собственникам дома Министерством культуры Самарской области 23 декабря 2011 года.

** ВООПИиК — это Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры.

Комментарии: