Мир в квадрате

Краткое введение в «Черный квадрат» от искусствоведа Дарьи Волковой перед открытием выставки в Самаре

 1 828

Автор: Редакция

.

,

Вчера, 24 ноября, в Самару привезли «Черный квадрат». Скоро его можно будет увидеть на выставке «Дни Эрмитажа». А сегодня координатор образовательных программ самарского филиала Третьяковской галереи Дарья Волкова готовит нас к миру прекрасного — чтобы знали, на что идем.


ВолковаОтгадайте загадку: что такое — четыре угла, четыре стороны, а посередине тьма и хайп? «Черный супрематический четырехугольник (лучше квадрат)», написанный Казимиром Севериновичем Малевичем в 1915 году, обычно называют одним из самых известных произведений мировой живописи. Название этой картины стало нарицательным, как и имя автора: Малевич = «Квадрат». Но всё же «Черный квадрат» — не одинокая вспышка в карьере художника, а Солнце – центр притяжения в художественной системе Малевича: круг и крест с ним в ряду супрематических первоформ, у него – «царственного младенца» — есть красный и белый брат.

И вообще «Черных квадратов» четыре и, строго говоря, ни один из них не квадрат: все четыре существенно отличаются друг от друга — размером, формой четырехугольника, составом и оттенком черного, отношением масс черного и белого в картине.

В постоянной экспозиции Третьяковской галереи в здании на Крымском валу вы можете регулярно увидеть на самом деле только третий по счету «Квадрат» Малевича, и только он в полном смысле этого слова является копией картины – авторской копией «Черного квадрата», выполненной Малевичем для своей персональной выставки в Третьяковке в 1929 году.

Малевич

Но даже и этих двух «близнецов» вам не перепутать, в первую очередь из-за характерного кракелюра – сетки трещин, которыми покрыт красочный слой самого первого «Черного квадрата» 1915 года, и отсутствующих в трех последующих вариантах. Это может помочь нам представить, как  «Квадрат» застал художника врасплох: этот мотив пришел к нему сродни откровению, и сквозь трещины на холсте проглядывает красочный слой другой его работы (даже двух), которые он записал в этом порыве. Художнику было не до технологии живописи, требующей длительной подготовки нового холста – он фиксировал в картине ответ на долгие годы поисков, сошедшихся в одну черную точку.

Самый первый же «Черный квадрат» 1915 года хранится в запасниках Третьяковской галереи и только изредка на специальных выставках зритель получает возможность увидеть этот памятник вдохновению, в фактуре, трещинах и пятнах растекшегося лака запечатлевший момент рождения идеи, беспокоящей нас так или иначе до сих пор.

В 1923 году ученики под руководством самого Малевича пишут квадрат второй. Его можно увидеть в постоянной экспозиции Русского музея в компании «Черного круга» и «Черного креста». На них нет ни трещин, ни потеков – это совершенный по форме триптих, методически идеальная иллюстрация супрематизма как нового художественного языка, документ, знаменующий становление школы.

И наконец № 4 — «Квадрат» Малевича, удивительным образом обретенный в Самаре. Искусствоведы датируют его рубежом 1920-1930-х годов, хотя на обороте видимо рукой художника написано «1913» — этот загадочный экземпляр открывает нам не Малевича–художника, не Малевича–учителя и лидера течения, а Малевича–мистификатора, расчетливого продюсера своих произведений.

Начало XX века – это стремительная смена направлений и гонка открытий в искусстве, и выход в беспредметность – сродни полету в космос. Уже после написания «Черного квадрата» Малевич пытается «удревнить» свою концепцию и зацементировать свое первенство на этом пути. Он конструирует легенду о том, что истоки идеи «нуля форм» лежат в его декорациях к опере «Победа над Солнцем», которую как раз таки в 1913 году он поставил совместно с Алексеем Крученых и Михаилом Матюшиным. Поэтому он пишет ряд теоретических трудов, которые представляют супрематизм как логическое продолжение кубофутуризма, и датирует несколько эскизов и работ 1913 годом — временем работы над оперой.

Годы поиска и работы в самых разных направлениях привели Малевича к «Черному квадрату», но и «Черный квадрат» стал отправной точкой для многих лет теоретической, методической и педагогической работы.

Малевич = «Квадрат», но что было раньше — «Квадрат» или Малевич?

Историю обретения одного из «Квадратов» можно прочитать здесь. А увидеть его с 27 ноября можно будет на выставке в Художественном музее.

Текст: Дарья Волкова
Фото отсюда 

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте, Facebook и Instagram