«Красиво у нас делают редко»

Андрей Ишмуратов о том, как согласовать вывеску в Самаре

 416

Автор: Редакция

.

,

Невозможно представить город без вывесок. При этом размещение наружной информации на фасадах – одно из самых распространенных нарушений. У таких нарушений есть особенность — они редко совершаются с прямым умыслом, большинство — от незнания. Чаще всего предприниматели добровольно устраняют нарушения. Но зачем же платить дважды, если можно сделать правильно сразу.

Мы попросили председателя правления Ассоциации «Центр общественного взаимодействия» Андрея Ишмуратова рассказать, как просто и правильно повесить законную вывеску.

«Центр общественного взаимодействия» работает с 2013 года. Команда Ишмуратова специализируется на проектах в сфере общественного контроля. Много работали в сфере охраны культурного наследия, но самый долгий проект – это комплексный общественный мониторинг деятельности административных комиссий. И есть одна вещь, в которой они пересекаются. И там, и там работа должностных лиц состоит в наведении порядка с вывесками. 

Витрины

Первый и самый простой случай, который не требует вообще никаких согласований – размещение информации с внутренней стороны окна. Это – ваше помещение, и внутри вы вправе делать всё, что угодно.

Если есть фантазия – сделайте витрину. Кто бывал в Европе, знает — там это основной способ привлечения внимания к магазину. У нас, к сожалению, редко оформляют витрины, а красиво делают ещё реже.

Если фантазии нет, просто сделайте прозрачные окна, ведь лучшая реклама магазина или кафе – это то, что происходит внутри. А что ещё нужно?

Если и это по каким-то причинам не подходит, вы можете разместить лайтикс. Так часто делает, например, Сбербанк. Два условия: лайтикс не должен перекрывать окно на 100% и должен находиться с внутренней стороны.

Режимник

«Режимником» в быту называют вывеску в понимании Закона «О защите прав потребителей», на которой содержатся сведения о фирменном наименовании, регистрации лица, режим работы, а для лицензируемых видов деятельности – также сведения о лицензии. Кроме этого, на вывеске может быть товарный знак или декоративный элемент. Установить такую вывеску – обязанность предпринимателя, а не право. Поэтому никаких согласований и разрешений здесь не требуется. Только два ограничения: на «режимнике» не должно содержаться никакой лишней информации, и размер не должен превышать 60 см по горизонтали  и 40 см по вертикали. Высота букв, знаков — не более 10 см.

Рекламная конструкция

Здесь нужно вначале оговорить важный терминологический момент. Реклама – это информация, позволяющая идентифицировать конкретный предмет рекламирования, позволяющая отделить товар или услугу от других. «Барбершоп», «Продукты», «У Палыча» — это всё не реклама. А вот «Тариф Самый лучший 1 руб/минута» — это реклама. Наружная реклама может размещаться только на рекламной конструкции. Но на рекламной конструкции может размещаться и другая информация.

Как ни странно, требований к рекламным конструкциям немного. Федеральный закон ссылается на технический регламент, однако его не могут принять больше 10 лет. До принятия регламента действуют существующие нормативные документы, однако конкретный перечень этих документов не оговаривается, и суды оценивают обязательность требований того или иного нормативного акта по-разному, однако в целом требования к рекламным конструкциям не велики.

Для рекламной конструкции на фасаде это только:

— конструкция не должна закрывать окна, архитектурные детали, информационные таблички (адрес, пожарный кран и т.п.);

— конструкция не должна полностью закрывать оконные и дверные проемы;

— не допускается размещение рекламных конструкций на объектах культурного наследия и их территориях, и обычно – в охранных зонах;

— запрещается наносить рисунки прямо на фасад;

— толщина и горизонтальная ось рекламной конструкции должна совпадать с уже имеющимися конструкциями;

— стиль должен соотноситься с другими конструкциями на фасаде;

— запрещается размещать конструкции в тех местах, где они могут нарушить восприятие архитектурного облика города.

Перечень требований отражен в постановлении городской администрации.

Никаких ограничений ни по дизайну, ни по материалам, ни по количеству конструкций нет. Сколь-нибудь серьёзные требования касаются только нестандартных конструкций (флаги, экраны, маркизы, крышные конструкции или настенные панно площадью более 6,5 метров). Для них требуется разработка проекта, но это уже совсем другая история.

Для согласования панно на фасаде  площадью 6,5 квадратных метров  нужно предоставить документ, подтверждавший согласие собственника фасада, визуализацию конструкции и оплатить госпошлину в размере 5 тысяч рублей. Все остальные документы тривиальные: доверенность, сведения о заявителе, о месте установки и т.п.

Всё вроде бы просто, но увы – только в теории. На практике фасад – это общее имущество собственников помещений, и если собственников больше одного, то правомочным органом, действующим от их имени, является общее собрание. Понятно, что другим собственникам до вашей вывески нет никакого дела, и даже провести собрание с нужным кворумом чрезвычайно сложно. Конечно, можно обратиться к старшему по дому, чтобы он всех обошёл или в управляющую компанию, но едва ли они будут помогать вам бесплатно.

Дело может усугубиться пароксизмами алчности у собственников, которые сочтут, что вы должны платить за размещение вашей конструкции на фасаде, тут уже аппетиты не ограничены в сущности ничем.

Если здание находится в государственной или муниципальной собственности, то разместить там рекламную конструкцию можно только через внесение в схему и торги. Словом, игра тоже не стоит свеч.

Поэтому на практике этот способ подойдёт только там, где собственник один. Если у вас есть павильон, киоск, или здание, и вы ещё не оформили наружную информацию как рекламную конструкцию – сделайте это скорее, и потратив смехотворные 5 тыс. рублей госпошлины, вы снимите с себя множество возможных проблем в дальнейшем.

Разрешения выдаются администрациями внутригородских районов при условии предоставления пакета документов и оплаты госпошлины. Конкретный порядок смотрите в административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», каждый район принял свой, но по тексту они одинаковые.

Вывески

Теперь перейдём к последнему варианту — тому, что обычно и называют вывеской, а формально, согласно правилам благоустройства, именуется «дополнительной вывеской».

Под дополнительной вывеской подразумевается настенная или консольная конструкция на фасаде здания, в котором находится организация, с информацией о её деятельности. Важный момент – на вывеске не должно быть информации рекламного характера: можно указать название своей фирмы и род деятельности, но ни в коем случае не конкретный товар или услугу, иначе вам грозит штраф за незаконную рекламу, для юридических лиц – до 500 тыс. рублей.

Критерии разграничения понятий «вывеска» и «реклама» изложены в письме ФАС.

Самарские правила благоустройства, статья 17 которых регулирует установку вывесок, очень либеральны: обычные вывески вообще не нужно согласовывать. По правилам – вешайте что хотите. С нарушением правил – запрещено. Правила подробны, конкретны и практически не содержат оценочных критериев. Эта модель гораздо удобнее той, что в других городах: в Уфе, например, обязательно предварительное согласование или переоформление разрешения каждый год, и это основное нарушение, по количеству протоколов, с которым работают тамошние административные комиссии.

Давайте начнём с того, что нельзя никогда:

— размещать вывески выше линии второго этажа;

— закрывать архитектурные элементы фасада;

— использовать любые ткани, включая баннерную;

— наносить рисунки на фасад, перекрашивать фасад;

— перекрывать оконные и дверные проёмы;

— размещать системы динамической смены изображения, включая диодные экраны;

— размещать конструкции с вертикальной компоновкой;

— размещать надувные конструкции;

— размещать штендеры. 

Если поймают – будет штраф, на юридическое лицо – до 300 тыс. рублей. Такие вещи допускаются для рекламных конструкций, но для вывесок это в любом случае запрещено. Поэтому получение взыскания – вопрос времени.

Теперь перейдём к тому, что можно:

Объёмные буквы

Этот вариант в логике правил является предпочтительным. Требований к ним меньше всего, и это единственное, что можно размещать на объектах культурного наследия.

Объёмные буквы, панели и световые короба

Ограничение по размеру: по высоте 50 см, по длине — 60% от длины фасада (внешних поверхностей объекта), соответствующей занимаемым данным юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) помещением, но не более 10 м.

В случае размещения в одном здании, сооружении нескольких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей общая площадь вывесок, устанавливаемых на фасадах объекта перед одним входом, не должна превышать 2 кв. м.

При наличии на фасаде объекта фриза настенная конструкция (вывеска) размещается исключительно на фризе, занимая не более 70% длины фриза и 70% его высоты.

При наличии на фасаде объекта козырька настенная конструкция может быть размещена на фризе козырька строго в габаритах указанного фриза. Запрещается размещение вывески непосредственно на конструкции козырька.

Крышные конструкции

Строгое требование – должны использоваться только объёмные символы с внутренней подсветкой. Высота вывесок, размещаемых на крышах зданий, сооружений, должна быть:

— не более 0,8 м для 1 — 2-этажных объектов;

— не более 1,2 м для 3 — 5-этажных объектов;

— не более 1,8 м для 6 — 9-этажных объектов;

— не более 2,2 м для 10 — 15-этажных объектов;

— не более 3 м для объектов, имеющих 16 и более этажей.

Поперечные консоли

Консольные конструкции размещаются у арок, на фасаде здания, сооружения в пределах помещения, занимаемого юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), и внешних углах зданий, сооружений. Консольная конструкция не должна выступать от плоскости фасада более чем на 1 м. Расстояние от уровня земли до нижнего края консольной конструкции должно быть не менее 2,5 м.

Здесь мы постарались описать типичные случаи. Разумеется, бывают сложные и пограничные варианты, все эти бесконечные «а если». Для сложных случаев нужен индивидуальный подход. Но в целом, если не вы хотите оказаться в числе тех, кто обычно жалуется на «неправильное» правосудие, не нужно действовать «впритык» к правилам, когда ваша судьба зависит от субъективной трактовки должностным лицом той или иной нормы. Действуйте так, чтобы ваша правота была очевидна.

Напоследок хочу поделиться: я тоже работал в сфере маркетинга, хотя и довольно давно, и мне доводилось устанавливать вывески. Конечно, тогда ничего не согласовывали. Рассуждали просто: ну если к нашим соседям ещё не пришли и не заставили снять, значит и нам скорее всего ничего не будет. Конечно, может быть, придут через год, или через два. Но что такое два года в бизнесе? За это время мы можем переехать, сменить название, профиль деятельности, а то и вообще закрыться, а вывеска может выйти из строя до этого по десятку причин.

Но вечно так продолжаться не может – это все и всегда понимали. И дело не только в облике города. Дело в том, что вседозволенность в наружке бьёт по самим же предпринимателям. Ведь как происходит? Сосед поставил вывеску, теперь, чтобы быть заметнее на его фоне – поставлю ещё больше. А я – ещё больше. В итоге уже и здания не видно, всё затянуто рекламой. Чтобы среди всей этой светомузыки тебя увидели, приходится тратить кучу денег на большую и дорогую конструкцию, тогда как если бы все придерживались правил, можно было бы обойтись гораздо более скромной.

Кто путешествует, знает: в Европе довольно компактные вывески, а вот в Африке и Азии – огромные монстры, хотя, казалось бы, бедные страны, уж на рекламу-то зачем так тратиться. Это и есть неэффективность, неспособность навести порядок, которые и приводят к пустой трате огромных ресурсов.

Если у вас остались вопросы, вы можете воспользоваться бесплатной консультацией. Пишите на электронную почту: sicenter@inbox.ru. Или в личные сообщения в группах Центра в «Вконтакте» или в «Фейсбуке».

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте, Facebook и Instagram 

comments powered by HyperComments