ПРОМЫШЛЕННОЕ НАСЛЕДИЕ

История завода клапанов с 1960 по 2017 год в архивных фото и газетных заметках: от автоматизации производства до сноса корпусов

 2 516

Автор: Андрей Артёмов

.




,

«Другой город» продолжает исследовать историю детища первой пятилетки — завода клапанов. В прошлый раз мы остановились на рубеже 1950—1960-х годов.

В этом материале помимо привычного названия — завод клапанов — мы также будем использовать и актуальное для 1960-х годов имя предприятия — «Автотрактородеталь».

Кузнечный пресс на ВДНХ

В тот период велась реконструкция одного из флагманских цехов предприятия — кузнечного. Ему в 1960-х предстояло прославиться в общесоюзном масштабе. Но обо всем по порядку.

В марте 1959 года постановлением Совмина РСФСР завод клапанов в рамках развития механизации и совершенствования производственных процессов был преобразован в комплексно-автоматизированное предприятие.

В 1961-м в кузнечном цехе была внедрена передовая технология изготовления поковок методом выдавливания с нагревом токами высокой частоты вместо штамповки. Процесс изготовления поковок был автоматизирован. Это позволило снизить их себестоимость в четыре раза, а работники кузнечного цеха освободились от тяжелого ручного труда.

Действующая модель автоматизации 1000-тонного пресса в 1962 году получила диплом третьей степени на ВДНХ, за внедрение этой технологии цех был удостоен награды ВДНХ.

Первая автоматическая линия

На рубеже 1950—1960-х годов доля ручного труда на заводе клапанов составляла 23 процента. Показатель высокий и совсем не вписывающийся в курс на механизацию и автоматизацию производства.

Однако уже в 1960 году на московском заводе «Станколиния» велась сборка и наладка автоматических линий, которые отправлялись в Куйбышев. На «Автотрактородетали» проводили их доводку.

Это была первая автоматическая линия по механической обработке клапанов. К концу ноября 1962 года она была смонтирована полностью.

Пуск автоматических линий дал большой простор для рационализаторских предложений. В 1963 году на заводе был создан производственный совет. Его задачей стало изыскание резервов для повышения производительности труда и культуры производства, улучшения качества продукции и совершенствования технологических процессов.

В итоге первую и последнюю семилетку (1959 — 1965 годы) завод клапанов закончил с опережением плана на 11 месяцев.

Завод клапанов был в авангарде реформы Косыгина. Как позднее отмечала многотиражка предприятия, «завод был первопроходцем и во внедрении экономической реформы. С 1 апреля 1966 года вторым (после ГПЗ-4) в области и первым в Главке завод перешел на новую систему планирования и экономического стимулирования».

Отметим, что в 1960-х годах продукция завода клапанов поставлялась за рубеж. Среди стран-экспортеров были Франция, Бельгия, Египет, Мали, Гвинея, Иран, Ирак, Афганистан, Куба и другие — всего 19 стран мира.

Филиал в Кинель-Черкассах и новые корпуса в Самаре

Как и другие промышленные предприятия, расположенные в историческом центре, завод клапанов страдал от недостатка производственных площадей.

В 1961 году постановлением Куйбышевского Совнархоза межрайонные мастерские капитального ремонта, находящиеся в Кинель-Черкассах, были преобразованы в филиал завода «Автотрактородеталь». В том же году здесь начали производить толкатели, а позднее — шатунные болты, которые стали его флагманской продукцией.

В непосредственной близости от исконной территории завода клапанов в конце 1960-х началось строительство нового корпуса для заготовительного участка кузнечного цеха. Он был введен в эксплуатацию в 1972 году. Нынешний адрес этого здания — Максима Горького, 56.



В конце 1970-х годов к югу от него, ближе к территории грузового порта, был построен еще один корпус. Здесь разместился цех автоматических линий № 2.

Карту всех корпусов завода клапанов ищите в этом материале.

Жилое строительство завода клапанов

1960—1970-е годы для завода клапанов были отмечены разнообразными строительными проектами. Тогда у предприятия наряду с поселком Кряж появилась еще одна удаленная жилая зона — окрестности кинотеатра «Россия».

Здесь завод клапанов отметился постройкой двух пятиэтажных домов — по Чернореченской, 13 и Григория Аксакова, 6.

Аналогичная постройка из силикатного кирпича в 1964 года украсила Хлебную площадь (Куйбышева, 2 / Крупской, 20).

Но самым амбициозным проектом стала постройка на месте дореволюционного торгового пассажа дома, первый этаж которого занял ювелирный магазин «Жемчуг» (Ленинградская, 42). Он возводился на паевых началах с участием СМУ-3 «Волгохиммонтаж».

Теперь при прогулке по самарскому Арбату у вас будет повод вспомнить завод клапанов.


Помимо жилых домов на балансе завода находилось несколько общежитий, о которых периодически писала многотиражка «За автоматизацию».

Так, в историческом центре работники предприятия жили в домах по Максима Горького, 60 и Льва Толстого, 30.

Завод клапанов в 1970—1980-х годах

В марте 1970 года заводу «Автотрактородеталь» приказом министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР было присвоено новое имя. Теперь предприятие называлось Куйбышевским заводом клапанов.

Отметим, что в советское время он был единственным в отрасли специализированным предприятием по выпуску клапанов и шатунных болтов для тракторных и комбайновых двигателей. Ими он обеспечивал все тракторные заводы СССР.

После открытия Волжского автозавода в Тольятти в Куйбышеве стали производить клапаны, необходимые и для его продукции.

За годы 10-й пятилетки (1976—1980) рост валовой продукции завода клапанов составил 124,6% . Свыше 87% пророста объема производства было получено за счет увеличения производительности труда.

За эту пятилетку было изготовлено 126,3 миллионов клапанов. Если сравнить конец 1970-х и начало 1930-х годов, то номенклатура выпускаемых предприятием изделий выросла в 35 раз. Отправлялись они в 35 стран мира.

Что касается соцкультбыта, то в 1977 году в куйбышевском «Городке здоровья» на улице Советской Армии у завода клапанов появился свой санаторий-профилакторий.

Здание делили сразу два предприятия, находившиеся в исторической части города. На открытии профилактория присутствовали директор завода клапанов Константин Михайлович Шишов и руководитель КИНАПа Валентин Степанович Резанов.

В 1981 году на месте первых заводских бараков был построен пятиэтажный дом (Водников, 44 / Комсомольская, 6).


На основной площадке завода главной новостройкой стал инженерный корпус, в котором разместилось и заводоуправление (нынешний адрес — ул. Князя Григория Засекина, 6).

В 1990 году на крыше этого здания была смонтирована вывеска с названием предприятия — «Куйбышевский завод клапанов».

Вряд ли кто-то из работников предприятия мог тогда представить, насколько тяжелым для них будет это десятилетие.

Завод клапанов при диком капитализме

В 1992 году предприятие выпустило небольшой рекламный проспект, в котором рассказывалось о текущем состоянии дел на предприятии.

Судя по нему, завод клапанов смотрел в будущее с определенным оптимизмом, несмотря на общую ситуацию в стране. Приведем некоторые отрывки из этой брошюры:

«Завод выпускает 27 типоразмеров впускных и выпускных клапанов, девять типоразмеров шатунных болтов, пальцы звена гусеницы для трелевочных тракторов, восемь наименований  специальных и башмачных болтов.

Клапаны и шатунные болты применяются на двигателях комбайна «Дон-1500», тракторах Минского, Владимирского, Челябинского и других тракторных заводов, для промышленных тракторов Т-330. Продукция завода экспортируется более чем в 30 стран мира.

Завод выпускает товары народного потребления: отвертки слесарно-монтажные, клещи строительные, шлямбуры, клапаны к двигателю «Жигули», к двигателю мотоблока АЛН-330, приставки к водяному насосу, освоено производство установок для измельчения зерен, используемых в корме для скота.

Большое внимание уделяется повышению квалификации рабочих и инженерно-технических работников. Для этой цели имеется кабинет технического и экономического обучения. На заводе создан и работает информационно-вычислительный центр.

На заводе организован стол заказов, где можно приобрести продовольственные товары. На территории предприятия действует киоск по продаже свежих овощей.

Наращивается мощность заводского подсобного хозяйства. Здесь имеется свинарник на 300 голов, коровник и пасека. У завода имеется три дачных массива.

В живописный волжский пейзаж вписалась база отдыха «Высокий берег», где одновременно отдыхает более 200 человек.

Для прогулок по Волге и доставки отдыхающих на пляж в распоряжении турбазы имеется теплоход «Краснодонцы».

Хорошая молва идет о выступлениях художественной самодеятельности клуба завода. Здесь работает 11 кружков. Имеются вокально-инструментальный и фольклорный ансамбли, вокальная студия. Ребята со всего города занимаются в секции восточной борьбы.»

Упоминалось в рекламном буклете и активное жилое строительство, которое на рубеже 1980—1990-х вел завод клапанов.

Так, в 1986 году был введен в эксплуатацию 9-этажный дом на Комсомольском спуске. На следующем фото он запечатлён в процессе строительства.


Между тем в 1989 году в очереди на улучшение жилищных условий стояло 644 семьи. Некоторые пребывали в этой очереди по 15-20 лет.

Имели место и некоторые перегибы на местах, например, предоставление квартир вне очереди привлеченным на завод высококвалифицированным рабочим (заметка 1989 года, слева).

Немного улучшил жилищную ситуацию восьмиэтажный дом с адресом Алексея Толстого, 55 / Венцека, 19. Его возводил трест «Промстрой» при участии работников завода клапанов. Дом ввели в эксплуатацию весной 1990 года.


Однако на производственном фронте ситуация ухудшалась. Клапаны и шатуны для тракторных моторов в начале 1990-х уже не пользовались былым спросом. Работники предприятия отправлялись в оплачиваемые отпуска.


Говоря сухим языком статистики, в период с 1989 по 1994 год объемы производства на заводе клапанов снизились на 85%.

Руководство предприятия начало искать выход из кризисной ситуации. Была произведена переориентация на производство клапанов для автомобильных двигателей. Среди их потребителей были Заволжский и Ульяновский моторные заводы, КАМАЗ, Ярославский моторный завод.

Надо сказать, что курс на тесный контакт с отечественным автопромом был взят еще в начале 1990-х годов. Под выпуск клапанов к двигателям восьмой и девятой моделей «Жигулей», а также грузовиков ЗИЛ строился новый корпус завода (ныне — строймаркет с адресом Кутякова, 1). Однако производство здесь так и не началось.

Переориентация на автомобилестроение дала свои плоды. В 1996 году наметилась положительная динамика объемов производства. Постепенно выправился и такой показатель, как затраты на 1 рубль товарной продукции. Так, в 2000 году он составил 90 копеек.

В 2000 году на заводе клапанов работало всего 903 человека. Для сравнения — в 1992 году их было на две тысячи больше…

В 2000-х годах ОАО СМЗ, как теперь именовалось предприятие, продолжало выпуск клапанов для автомобильных двигателей. Самарское детище первой пятилетки держалось на плаву, «воюя» с налоговиками.

ФНС несколько раз подавала иск о несостоятельности компании. Эти попытки увенчались успехом в 2014 году. Завод клапанов был признан банкротом. В 2017—2018 годах велся снос его корпусов.

Территорию планировали застроить высотками, но этот  проект не был реализован.

Послесловие

У Самарского завода клапанов не осталось прямых потомков. Филиал в Кинель-Черкассах закрылся еще в 1990-х годах. Сохранившиеся в Самаре корпуса предприятия уже не имеют никакого отношения к промышленности.

По счастью, сохранились экспонаты из музея завода клапанов. Фотоальбомы, документы, выпуски заводской многотиражки и т.д. При закрытии завода их смогли вывезти в свои запасники сотрудники музея истории Самары им. Челышова.

Здесь среди прочего хранится капсула с обращением к потомкам, которую заводчане запечатали в апреле 1982 года, в год 50-летия предприятия. Вскрыть ее надлежит в 2032 году…


Мы благодарим за помощь в написании этого материала:

— краеведа Евгения Альмяшева,
— сотрудников музея истории города Самары им. М. Д. Челышова (ул. Фрунзе, 49).

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте