ДАТА И ЦИТАТА

77 лет со дня смерти Кузьмы Петрова-Водкина

 653

Автор: Андрей Артёмов

.
,

В этот день 77 лет назад ушел из жизни Кузьма Петров-Водкин (5.11.1878 – 15.02.1939), российский и советский живописец, теоретик искусства, писатель и педагог. Именно в нашем городе он постигал азы живописного искусства.

vodkin_s3

Родился Петров-Водкин в Хвалынске в семье сапожника. В 1893 году, после окончания четырехклассового городского училища он едет в Самару, чтобы поступить в железнодорожное училище.

Но экзамены он провалил и полностью обратился к своему давнему увлечению – живописи. Петров-Водкин поступает в классы живописи и рисования Федора Бурова. После смерти своего учителя в апреле 1895 года он попытался работать самостоятельно как изготовитель вывесок. Однако успеха на этом поприще он так и не снискал.

В июле 1895 года он поступает в Петербургское центральное училище технического рисования Штиглица. Затем последует учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где одним из его наставников станет Валентин Серов, и стажировки в частных академиях Парижа.

В 1912 году из-под его пера выходит знаменитое «Купание красного коня».

В годы советской власти Петров-Водкин много работает как график и театральный художник, входит в художественную группу «Четыре искусства».

«Главным делом в Самаре считалось мукомольное. Недаром патриоты города выхвалялись, что-де, если понадобится, они смогут из их муки испеченными блинами дорогу выстлать от Самары до Владивостока».

«Федор Емельянович Буров должен был себя чувствовать в Самаре, как в заброшенном лесу, загроможденном буреломом. И школа его, вероятно, возникла как средство самозащиты в этих дебрях. Он раскачал правдами и неправдами городскую управу на поддержку своего детища (помещение, кажется, оплачивалось городом). Поддержка была ничтожной: с самого начала ее существования школа должна была производить вещи для сбыта. С гравюр и снимков сомнительного качества мы делали однотонные копии, потом, по указанию учителя, подцвечивали их, а некоторые и он сам проходил сверху, и этот материал обрамлялся дешевым багетом и увозился в окружные города, где Буров устраивал небольшие выставки-аукционы. Возможно, что где-нибудь в Бузулуке, в Бугуруслане и посейчас, засиженные мухами, висят наши немецкие девушки, умирающие гладиаторы — наивные произведения наших кистей».

[Из книги Петрова-Водкина «Пространство Эвклида»]