Путешествие по кругу

Инструкция к «Жигулёвской кругосветке»: как проходить, где останавливаться и на что посмотреть

 1 274

Автор: Максим Фёдоров

.


,

Для жителей Самарской области май — это не только начало дачного сезона и самый тёплый весенний месяц. Главное в нём — старт сезона «Жигулёвской кругосветки». Ежегодно тысячи людей на всевозможных судах отправляются в путешествие по Волге и Усе вокруг Самарской Луки.

Вместе с компанией МТС мы решили собрать подробный гид по прохождению «Жигулёвской кругосветки» для новичков с картой остановок, опасных мест и лучших видов по пути.

В преддверии летнего сезона оператор обновил оборудование и установил базовые станции в популярных местах летнего отдыха.

В этом нам помог многолетний участник «кругосветки» Демиан Моргачёв, который проходил её в разные времена года, по нескольким маршрутам и ежегодно отправляется в новое путешествие вокруг Жигулей.

Об истории «кругосветки»

— Как туристический маршрут существует с XIX века. Есть даже легенда, что в 1890 году по маршруту прошёл Владимир Ленин с членами марксистского кружка. В Екатериновке до сих пор стоит дом Нечаева, в котором по легенде во время «кругосветки» останавливался Ленин. Благодарные и сметливые сельчане повесили на дом табличку с указанием, что Ленин здесь действительно был. Но потом сняли.

В советское время «кругосветка» оставалась одним из самых популярных туристических маршрутов.

У меня мама с папой тоже ходили. На байдарках «Таймень». По конструкции «Таймень» напоминает современные байдарки – на алюминиевый каркас надета «шкура» [брезентовая, прорезиненная ткань]. Собиралась легко. Примерно за 45 минут 16 килограммов барахла превращаются в полноценное трёхместное судно.

Когда появилось бардовское движение, Грушинский фестиваль, стали ходить большими группами. Обычно после фестиваля собиралась команда, и с Мастрюковских озёр выходили в «кругосветку».

ВАЗовцы ввели уже спортивный тип. У них были тур-клубы, спортсмены-водники и вся инфраструктура для этого. Здесь уже ходили на ялах. Это тяжёлое шестивёсельное судно, которое можно перетащить по суше только на «воровайке» [машине с подъёмным краном].

А с конца 90-х, когда появилась мода на каякинг, стали проходить «кругосветку» на время. Без длительных остановок, с минимальным набором еды.

На чём проходят сейчас

— На байдарках, каяках, ялах, сапсёрфах, парусных катамаранах. Можно даже на моторной лодке. Правда, в этом случае пройдёшь всю «кругосветку» за два дня. Что успеешь посмотреть? Если у тебя цель – скорость, то пожалуйста.

Как формировать команду

— Кому-то комфортно идти одному. Для кого-то важно, чтобы была большая команда – человек 20. В любом случае главное – идти с человеком, который прошёл «кругосветку» не один раз; который знает, в каких точках на маршруте что произойдёт, где лучше проходить, где лучше вставать, где запастись едой и водой, а где просто отдохнуть.

Мы ходим вдесятером. При этом не обязательно устанавливать чёткую иерархию. Здесь действует принцип команды. Условный капитан – тот, кто уже проходил «кругосветку» – говорит: идём за мной на тот мысок. Или говорит: кто-то отстал, давайте остановимся здесь, подождём отстающих.

Коллективная ответственность. Но капитан все же необходим.

Что взять с собой

Спасжилеты. И всем нужно рассказать инструкцию, как себя вести при переворачивании лодки. Ещё обязательно сказать близким или родным, что ты ушёл в «кругосветку» и по какому маршруту.

Аптечка. Не стоит отдавать это на откуп другим членам команды. Каждый человек сам для себя возьмёт свои лекарства. Но одну «базовую» аптечку надо взять обязательно.

Ремонтный набор. Вдруг напоролись на корягу, открылась старая дырка в байдарке. Всегда нужны клей и заплатка.

Налобные фонарики. Представляете: вечереет, а вы не успели встать. Или, наоборот, весь день шёл дождь, не смогли выйти, а вечером стартуете – километраж ведь надо сделать, чтобы не выбиться из графика. Проходящие суда должны видеть, что по воде идёт несколько байдарок.

Ещё нужно скачать карту, простроить примерные точки для остановок и составить график. При этом надо быть готовым к тому, что выбранное место может быть занято.

Поставьте на телефон онлайн-навигатор. На маршруте МТС обеспечит связь хорошего качества. Можно будет свериться с картой или в крайнем случае идти по навигатору.

Из одежды – светлые майки с длинным рукавом, чтобы не «сгореть». Хорошо, если из быстросохнущей ткани, чтобы не сидеть целый день в мокром. Дождевик, головной убор. В остальном — индивидуально.

Водонепроницаемый чехол для смартфона и надежный портативный аккумулятор большой емкости. Их можно приобрести в онлайн-магазине МТС.

И по мелочи: крем от загара, сухое горючее, спички для разжигания во влажных условиях, топорик, посуда, гидромешок для телефона и несколько общих котлов. Личная герметичная сумка примерно на 40 литров. Сюда влезут все вещи. Еда и палатка отдельно.

Складные стулья. Хотя в таком приключении это элемент роскоши, но лучше сидеть на стуле, чем всю кругосветку – на камнях.

И, конечно, хорошо бы зафиксировать вещи на лодке, чтобы они не уплыли, если перевернётесь.

Когда лучше стартовать

— Традиционно «кругосветку» проходят в начале мая. Вода ещё холодная, перевернуться не хочется, поэтому выбирают ялы.

Хотя я знаю людей в Самаре, которые также в начале мая идут в «кругосветку» на байдарках. Они в гидрокостюмах, с тёплой одеждой, но с вёсел всё равно натекает.

Поэтому новичку точно не стоит идти в мае. Лучше выходить в начале-середине июля.

Если берёте байдарку в аренду, не поленитесь и соберите каркас прямо в пункте проката. Проверьте «шкуру» на наличие дырок. Если хотя бы одной детали будет не хватать или со «шкурой» будет не всё в порядке, это станет большой проблемой при старте, да и во всем походе.

Как планировать распределение еды

—  Хорошо бы взять с собой сумку-холодильник. Туда положить сырокопченую колбасу (вытащить из полиэтилена и завернуть в бумагу), копчёную грудинку, сыр. Это хорошо для завтрака. Утром ведь не будешь готовить в общем котле.

Крупы: гречка, рис, макароны. Можно взять чай, консервы и все твёрдые овощи: картошку, лук, морковь, огурцы. Помидорами лучше закупаться по ходу движения, они быстро разваливаются. Рыбу тоже можно купить по дороге. Или самому поймать.

Первая часть похода – от Самары до Переволок. По пути будут Винновка и Екатериновка, где можно запастись продуктами. Конечно, при должном разговорном интеллекте можно договориться со встречными рыбаками, отдыхающими, но это нюансы.

Стоит брать с собой много еды? Да, стоит. Запас должен быть обязательно. Но его нужно равномерно распределить по лодкам. Каждому стоит положить равнозначный набор продуктов.

Был такой случай. Человек сильно отстал и заночевал один. Продукты распределили неравномерно – положили ему только соль и воду, в другую лодку только консервы, в третью – только крупы. В итоге никто не смог сделать полноценный ужин.

Маршрут

— Маршрут зависит от графика. У кого-то отпуск – четыре дня. У кого-то десять дней. Всегда нужно закладывать один запасной день – вдруг шторм, который просто не позволит выйти на воду целый день. Возьмём что-то среднее по времени.

Отходим от 6-го причала. Пересекаем Волгу и заходим в протоку Старый Затон внутри острова Поджабный. Здесь меньше катеров, практически нет волн. Первая остановка на островке на выходе из затона в Волгу. Пусть это небольшое расстояние, но в первый день все «вгребаются». Мышцы должны привыкнуть.

Байдарка на воде

Во второй день можно дойти до Винновки. Если идти по Волге, то получится мимо Змеиного затона. Там змеями не кишит, но они в разные годы встречались. Вообще, живности на всём протяжении  пути хватает. Мы один раз на «змеиный остров» причалили – подождать отставших – и встретились с крупной гадюкой. Ничего страшного не произошло. А в основном здесь ужи.

Если не нужно пополнить запасы, то заходить в Винновку не стоит. Конечно, если вас не пьянит  «воздух монастыря». В Винновке новодельный монастырь, но красивый.

Лучше остановиться на тоненьком острове напротив – Раковая Коса. Здесь всегда мало туристов. Отсюда хорошо смотреть на горы и саму Винновку, а ещё — заночевать.

Запасы лучше пополнить в Екатериновке на следующий день. Правда, здесь могут возникнуть проблемы с заходом. Раньше здесь ходила «Ракета» и было всё расчищено, а сейчас заросло длинным камышом. Тут лучше доверится капитану. Или просто пойти за другими лодками, которые знают путь.

Пристаём либо на пляже, либо на каменистом съезде для машин. Наверху есть сельский магазин, где есть всё необходимое для похода. Стоим часа два.

Следующая остановка – Васильевские острова. Здесь делаем «днёвку» – отдыхаем часов до трёх. На третий день уже накопится усталость. Стоит выделить время, когда можно не думать о гребле, а в удовольствие порыбачить и покупаться.

Будет время позвонить родным в Самару. МТС позаботилась о хорошей связи в Екатериновке, Владимировке и Кануевке — селе прямо напротив Васильевских островов.

С Васильевских идём до Васильевского острова и здесь ночуем. На следующий день встаём рано и идём к Переволокам. Это минут 30.

Здесь команду уже ждёт машина. Об этом надо позаботиться заранее. В сети много перевозчиков, заказать машину – не проблема. Закидываем лодки и всю снарягу в машину. Половина команды тоже садится. Уезжают в Междуреченск. Потом машина возвращается за второй половиной команды. Езды – 7 минут.

В Междуреченске есть цивилизованный магазин. Здесь стоит закупиться, потому что дальше долго не будет населённых пунктов. Обязательно запастись водой.

Уса

Дальше идём по Усе, а она сильно цветет. Летом здесь суп из водорослей. И если вдруг закончится вода, не получится даже речную профильтровать и вскипятить.

Из Междуреченска по Усе идём несколько часов до ЛЭП. Это место, где над Волгой висят провода. Приятный пляж, где можно заночевать. Ночью здесь хорошо слушать Radiohead. Перед глазами скала, над ней висит луна, и ты слушаешь Тома Йорка.

ЛЭП
ЛЭП

Утром переходим, пожалуй, самое опасное место на маршруте – гору Лепёшку. Здесь выход из Усы на открытую территорию. Как следствие, сильный ветер. Но по-настоящему опасно здесь только в шторм.

Мы один раз проходили Лепёшку в плохую погоду. Дважды нашу байдарку перевернуло. У одного из команды каркас байдарки вообще переломился. Главное – не жаться к скале. На ней даже висит несколько мемориальных досок о том, что здесь погибли туристы.

Шторм
Шторм

После Лепёшки можно зайти в лагерь «Жигулёвский Артек» – запастись водой. А можно сразу идти до Яблоневого оврага. Здесь тоже ждёт машина, чтобы перебросить лодки и команду в Моркваши либо на Копылово.

За связь с водителем можно не переживать. МТС хорошо ловит в Междуреченске, Переволоках, акватории всего Жигулёвского моря и в Яблоневом овраге.

Отсюда стартуем в сторону Самары. Следующая остановка – Середыш. На острове много лет живёт одна и та же семья орлов. Приятно наблюдать, как он улетает в поисках добычи, а она остаётся в гнезде. И, конечно, с острова открывается прекрасный вид. Здесь можно остаться на ночь.

К Зольному
К Зольному

Утром отходим с Середыша до острова Голодный. По пути можно зайти в Зольное. На острове Голодный лучше остаться на ночь с видом на горы. А в следующий день – по воложке через Рождествено до Самары.

Что необычного можно увидеть в «кругосветке»

С Жигулями связано столько легенд, что в советское время самарские краеведы Игорь Павлович и Олег Ратник основали движение по изучению паранормальных явлений в Жигулях. Они ходили в экспедиции, изучали, систематизировали и написали об этом несколько книг.

Я могу подтвердить – в каждый наш поход происходит что-нибудь необычное.

Один раз мы с другом пошли от берега в горы по ущелью. Время было — половина пятого вечера. Эту тропу мы знали с детства. Всегда ходили по ней за лещиной. Идти минут 40-45.

Мы идём час, второй. Местность не узнаём. Наконец, выходим на то самое место, где должен быть орешник. В воздухе яркий запах засушенной травы и полупрозрачная дымка. А орешника нет – вокруг вырубленное поле в несколько гектар. Мы думаем, сюда ударила молния, начался пожар, поэтому сделали опашку, чтобы огонь не разошёлся.

Вдруг мы замечаем неподалёку мужика. Прилично одет, но по моде 1960-х: рубашка, брюки со стрелочкой, а на ногах штиблеты. Подходит к нам. Мы разговорились. Говорит: здесь не было никогда лещины, он точно знает, потому что местный – живёт в селе Аскулы. А это десятки километров через лес. И живёт в этом селе меньше 100 человек.

Думаем, странно всё это. Пошли обратно. Буквально несколько шагов сделали, оборачиваемся, а мужика уже нет. Когда вернулись на берег, было уже девять вечера.

Наверное, самая популярная легенда Жигулей — это парящий над горами город. Миражи я лично не видел. Но мама видела, когда ещё студенткой была. Говорит, в районе Подгор висел город над горой. Она это отчётливо помнит.

Зачем идти в «кругосветку»

— Один раз с нами ходила молодая пара. Парень из Самары, а девушка специально приехала из Санкт-Петербурга. Она думала, это развлечение, отдых на воде. В итоге, смогла дойти до Переволок, а там просто сдалась. Купила билет на автобус до Самары и уехала.

Надо понимать, что придётся грести по 4-5 часов в день. В семь встали, поели. В восемь на воде. Но с каждым новым разом грести проще. Во-первых, уже привыкаешь. Во-вторых, знаешь маршрут. Психологически уже проще.

А сдаются те, кто не представляют цель похода. Думают, что это развлечение, как арендовать байдарку на несколько часов. В кругосветке байдарка – это вид транспорта.

Да, кругосветка – это наслаждение красотой природы, но это ещё история о преодолении и познании себя.

Это кольцо, которое люди проходят на байдарках, является некой энергетической воронкой. Казалось бы, живёшь рядом с водой, спустится к ней можно в любой день, но всё равно этот маршрут притягивает. Прошёл по нему — и будто обнулился. Хватает на целый год.

А МТС поможет делиться живыми впечатлениями с маршрута — благодаря усилению сети в популярных местах отдыха вы сможете пользоваться мобильным интернетом на тех же скоростях, что и в городе, общаться в мессенджерах и вести прямые эфиры прямо с волжских островов.

Авторы фото: Евгений Нектаркин и Наталья Маслова, из архивов Георгия Бичурова, Николая Шестерина и Владимира Самарцева 

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте