ПРОМЫШЛЕННОЕ НАСЛЕДИЕ

История завода им. Тарасова: сотрудничество с Волжским автозаводом, ДК «Современник» и легендарная мясорубка

 3 059

Автор: Андрей Артёмов

.





,

«Другой город» продолжает рассказ об одном из знаковых предприятий Самары, первенце первой  пятилетки — заводе имени Тарасова.

В нашем материале мы для краткости будет использовать аббревиатуру советского времени — КАТЭК.


КАТЭК в период с 1967 по 1975 год

В 1967 году в Тольятти началось строительство Волжского автомобильного завода. Для обеспечения его конвейера необходимыми запчастями развернулась реконструкция шестнадцати предприятий по всей стране. Одним из них был завод КАТЭК.

Куйбышевцы должны были производить для «Жигулей» генераторы Г-221 и стартеры СТ-221.

В ходе начавшейся реконструкции предприятия были снесены так называемые «северные бараки» и часть частного сектора в районе нынешней улицы Силовой.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов были возведены пристрой к корпусу № 4 площадью 20 тыс. кв. м, инженерный корпус, пристрой к корпусу № 1 и ряд других объектов, проложены водопровод и теплотрасса.

В этот период на КАТЭКе работали примерно 9000 жителей нашего города.



Проходная завода КАТЭК и строительство инженерного корпуса. Октябрь 1968 года.

Уже в конце 1966 года на КАТЭК пришли чертежи и техническое описание генераторов и стартеров с завода Fiat.

Куйбышевцы нашли в них некоторые недостатки и создали два варианта продукции для ВАЗа: изготовленные по итальянским чертежам и по своим катэковским. В итоге в серийное производство после необходимых испытаний была принята отечественная разработка.

В мае 1970 года на КАТЭКе начался серийный выпуск электрооборудования для Волжского автозавода.

Увы, начавшаяся в конце 60-х годов реконструкция предприятия в новом десятилетии шла не такими быстрыми темпами, как хотелось бы.

Помимо этого, на КАТЭКе имелось много устаревшего оборудования, был высок уровень ручного труда. Это, в том числе, приводило к текучести кадров. В начале 1970-х годов дефицит рабочих на предприятии доходил до 2000 человек.

Министр автомобильной промышленности Александр Тарасов издал специальный приказ о мерах  помощи заводу.

В программе технического перевооружения предприятия приняли участие представители Московского завода автотракторного электрооборудования, ученые НИИ автоприборов, Куйбышевского политехнического института, а также рационализаторы и изобретатели с самого КАТЭКа.

В первой половине 1970-х было смонтировано и пущено в работу около тысячи единиц нового оборудования, в том числе зарубежного.

Среди последнего особенно выделялся весивший две тысячи тонн пресс западногерманской фирмы «Кайзер». Его установку на КАТЭКе произвели даже без помощи специалистов из ФРГ.

25 мая 1975 года был введен в эксплуатацию подземный переход в районе остановки транспорта «Завод им. Тарасова».

Непромышленная инфраструктура завода

Сделаем небольшой перерыв в промышленной летописи КАТЭКа. Поговорим о его социально-бытовой инфраструктуре.

Жилая застройка завода прежде всего тяготела к району улицы Советской Армии на ее отрезке между Московским шоссе и улицей Ново-Садовой.

Еще в 1930-х годах здесь, в районе нынешнего ДК «Современник», появились два квартала домов в стиле конструктивизма и советского ар-нуво.

В 1950-х сложился архитектурный ансамбль в районе Куйбышевского телецентра. На снимке слева — дома завода КАТЭК с адресами Советской Армии, 206 и 208, справа — № 218.

Из домов, построенных в годы массового жилого строительства, можно выделить высотки на перекрестке улиц Советской Армии и Ново-Садовой, возведенные в 1970 году.

Проект дома № 220, известного куйбышевцам по наличию магазина «Семена», разрабатывала Мария Машкова.

Медицина

Еще в 1937 году рядом с площадкой Карбюраторного завода открылась городская поликлиника № 10  в большом для тех лет трехэтажном здании в стилистике уже упомянутого нами ар-нуво (Советской Армии, 214).



Иллюстрация из книги 1940 года «Город Куйбышев»

Здесь имелось и родильное отделение, так что многие катэковцы появились на свет в этом здании.

Поликлиника выполняла свои медицинские функции до 2009 года. Спустя десять лет заброшенное здание снесли.


В конце 1941 года на территории завода был организован фельдшерский здравпункт, к 1963 году доросший до гордого звания медико-санитарной части.

До осени 1978 года она располагалась на втором этаже одного из заводских корпусов, после чего переехала в отдельное здание с адресом Ново-Садовая, 311. Ныне это один из корпусов городской поликлиники № 14.

Имелся у завода Тарасова и свой профилакторий в «Городке здоровья».

Звался профилакторий «Искра», имел адрес Советской Армии, 251 корпус 3. Ныне это здание превращено в гостиницу.

Общественное питание

3 февраля 1964 года открылась фабрика-кухня завода КАТЭК. Ее проектная мощность — 20 тысяч блюд в смену.

На фабрике-кухне (здание в левой части кадра) имелся магазин по продаже полуфабрикатов и готовых горячих обедов на дом.

Многотиражка «Вперед» радовала заводчан: «Также здесь будет работать закусочная по продаже пива, вин, горячих закусок: сосисок, сарделек и пельменей».

В постсоветский период фабрика-кухня КАТЭКа была перестроена и стала торговым центром «Апельсин».

Образование

Здесь стоит сказать о школе № 46 (Советской Армии, 230). Это учебное заведение открылось не 1 сентября, как этого следовало ожидать, а 23 марта 1956 года.

Причиной тому было желание разгрузить работавшие в районе завода КАТЭК школы. Многотиражка «Вперед» писала: «С вступлением в строй новой школы ликвидирована третья смена в школе № 20 и переуплотненность школы № 43».

Отметим, что последняя помещалась в 100 метрах от заводской проходной. Школа № 43 открылась еще в середине 1930-х, а ее перестроенное здание (Ново-Садовая, 307) ныне занимает горно-спасательная часть.

В советское время у КАТЭКа, как у каждого уважающего себя завода-гиганта, имелось подшефное ПТУ — за номером 25.

Его предком было организованное в 1942 году ремесленное училище № 17, размещавшееся в бараке в районе 6-й Радиальной улицы.

В 1959 году для ремесленного училища построили собственное здание на улице Советской Армии, 212.

В 1963 году училище стало ГПТУ № 25. Спустя 16 лет рядом было построено девятиэтажное общежитие для его учащихся (Советской Армии, 212а).

Сейчас в этом здании работает приемная комиссия колледжа сервиса производственного оборудования им. Золотухина.

Культура

Первый клуб завода КАТЭК располагался в одном из так называемых «южных бараков», т.е. между территорией предприятия и улицей Советской Армии.

«…что не может удовлетворить возросшие культурные запросы рабочих, инженерно-технических работников и служащих завода», — писала в феврале 1939 года газета «Волжская коммуна».

Однако ждать строительства своего дома культуры работникам КАТЭКа предстояло долго. Оно началось лишь весной 1957 года.

Строился будущий «Современник» на месте местного рынка, который перебазировали на улицу Тихвинскую.

Дом культуры завода КАТЭК ввели в эксплуатацию осенью 1962 года, а название «Современник» он получил в январе 1965-го.


Вот что о ДК «Современник» вспоминал в 1993 году Василий Моисеев, работавший еще в клубе-бараке.

Из газетной заметки мы, в частности, узнаем, что в доме культуры имелся театр эстрадных миниатюр и даже цирк.

В 2003 году в «Современнике» открылся одноименный кинотеатр, который проработал здесь шесть лет. В последнее время здание законсервировано и никак не используется. А вывеска «Современник» и вовсе демонтирована.

В 2024 году стало известно, что после реконструкции в бывшем доме культуры «Современник» откроют заведения общепита.

А о заводском стадионе «Искра», который также не сохранился до наших дней, вы можете прочесть в нашей статье, посвященной уничтоженным спортивным аренам Самары.

Завод им. Тарасова в период с 1976 по 1985 год

Во второй половине 1970-х годов на заводе им. Тарасова продолжилась модернизация производства. Обратили внимание в том числе и на экологию. В 1976 году была введена в строй новая котельная, работавшая на газе и мазуте, взамен старой, на каменном угле.

Были созданы заводские очистные сооружения. Как отмечала газета «Вперед», до их строительства  «от завода до реки Волги по двум оврагам текли два довольно бойких ручья неочищенных стоков».

В августе 1980 года на заводе им. Тарасова появился первый миллионер. Так газета «Волжская коммуна» назвала первого в Куйбышевской области рационализатора, имеющего на своем «лицевом счету» миллион рублей сэкономленных средств.

Инженер-конструктор И.А. Кузнецов добился этого не в одиночку. Он был руководителем творческой бригады из пяти человек. «Вот такой, например, генератор создан нами для автомобилей Горьковского автозавода. Он не стал больше в размерах, а мощность его повысилась наполовину», — сообщил товарищ Кузнецов корреспонденту «Волжской коммуны».

К 1981 году продукция Куйбышевского завода автотракторного электрооборудования имени А.М. Тарасова поставлялась на Волжский, Московский, Камский, Горьковский, Кременчугский автомобильные заводы, а также на Владимирский, Харьковский, Волгоградский и Челябинский тракторные. Помимо этого она экспортировалась в 63 зарубежных государства.

5 мая 1984 года за освоение новых видов изделий завод им. Тарасова был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Предприятие получило свой участок на аллее Трудовой славы, которая открылась в 1985 году.

Стела завода им. Тарасова находится в районе пересечения проспекта Юных Пионеров и улицы Воронежской.

Товары народного потребления

Так называемому ширпотребу в книге «Ровесник первых пятилеток» посвящена отдельная глава. Вот как с ним обстояло дело в 1984 году.

«Завод выпускает 7 видов игрушек. Спрос на них весьма велик, и они не залеживаются на прилавках магазинов. Это самосвал с прицепом, столовый сервиз, яхта-катамаран, мельница-песочница и др.

Большинство ассортимента изделий для детей производится на участке электроизоляционных материалов».

«Значительную часть ширпотреба составляют товары хозяйственного назначения. Это мясорубки и рыбоочистки».

Добавим, что для любителей высокой кухни КАТЭК изготовлял утятницы и наборы для приготовления чанахи (тушеная баранина с овощами). Их фотографии взяты из сообщества самарских краеведов в VK «Вот такая Самара».

Но, конечно, по популярности вне конкуренции была катэковская мясорубка. Весьма интересен следующий документ, датированный августом 1949 года.


Из него можно сделать вывод, что мясорубки на КАТЭКе стали производить еще до войны, в кооперации с заводом «Автотрактородеталь» (он же — завод клапанов).

Видимо, в годы войны, когда приходилось строго экономить металл, производство свернули. Возврат к производству мясорубок был инициирован обкомом партии в 1949 году. Тут-то и открылось, что сам КАТЭК производить ножи для нее пока не в состоянии.

Свидетельства очевидца

В этой главе мы предоставим слово краеведу Евгению Альмяшеву:

«После первого курса обучения в Плановом институте мы проходили трехнедельную практику в цехах завода им. Тарасова.

Было это в июне 1991 года — как раз когда шли выборы первого президента РСФСР. Я и ещё один мой сокурсник, Виталий Щеглов (его отец был известным специалистом по боксу — тренером и судьёй республиканской категории), попали в штамповочный цех № 15, где исполняли нехитрые обязанности подсобных рабочих.

Первую и третью недели практики надо было прибывать на завод к 7 утра, что было достаточно тяжело. Тогда только что появился телеканал «СКаТ», и вечерами хотелось посмотреть заморское кино.

Вторая неделя практики проходила во вторую смену, что тоже не принесло радости — я был вынужден пропустить два матча «Крыльев Советов» на стадионе «Металлург».

На заводе надо было заниматься разными вещами — таскать какие-то изделия на галтовку, загружать заготовки в станки (иной раз лопатой — почти как кочегары грузили уголь в топку) и т.п. Проще всего было сидеть на выбраковке и откидывать детальки с визуальными изъянами.

Я заработал за три недели практики 75 рублей. Виталий, ходивший на работу гораздо реже, получил где-то около 25.

Добавлю к этому, что цех № 15 скорее всего считался «горячим» — в нём стояли автоматы с бесплатной газированной водой. Запомнилось также, что в цехе продавали пирожки с яйцом по 24 копейки за штуку.

15-й цех находился в северной части завода, т.е. недалеко от той ограды, что идёт вдоль улицы Жигулёвской и соседствует с БКК. Не знаю, сохранился ли этот цех сейчас или нет».

Завод Тарасова в XXI веке

Ровесник первых пятилеток пережил лихие 90-е и даже сохранил за собой большую часть территории. Конечно, многие заводские корпуса ныне пустуют, но они по крайней мере не снесены.

Численность рабочих на предприятии, по данным из открытых источников, сейчас составляет около 800-900 человек.

На сайте HeadHunter у Публичного акционерного общества «Завод имени А.М. Тарасова» сейчас имеется 23 открытые вакансии от уборщицы до директора по закупкам и логистике.

Такое количество требуемых рабочих рук вселяет уверенность, что КАТЭК доживет и до своего векового юбилея.


Мы благодарим за помощь в работе над созданием этого материала:

— краеведа Евгения Альмяшева,
— начальника отдела использования архивных документов Областного архива социально-политической истории Евгения Малинкина.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте