БЕЗЫМЯНКА. ВТОРОЙ ГОРОД

История моторостроительного завода №24 имени Фрунзе: от двигателя «Гном» до чаши Олимпийского огня

 705

Автор: Редакция

.



,

В рамках спецпроекта «Безымянка. Второгой город» мы уже вспоминали о двух предприятиях, где в годы войны выпускали легендарный штурмовик Ил-2: заводе №1 им. Сталина и №18 им. Ворошилова. Сегодня завершаем авиационный триптих рассказом о заводе, где производили моторы для этой крылатой машины.

Интересное дело: в Куйбышеве есть два завода, которые еще до революции работали на отечественное самолетостроение. Первое – это завод «Прогресс», который собирал в свое время самолеты марки «Фарман» и «Ньюпор», второе – завод «Кузнецов», который производил для них двигатели «Гном». Так что история этих заводов перевалила за 100 лет. Прообраз завода «Кузнецов» в советское время (с 1927 года) стал называться Государственный завод №24 имени Фрунзе. Он также продолжал изготавливать двигатели сначала для легкомоторной авиации, а потом и для военной. Поршневые двигатели водяного охлаждения конструкции Александра Микулина (их обозначают индексом АМ) в 30-е годы прошлого века считались одними из лучших в мире. На оснащенном таким двигателем самолете Валерий Чкалов, второй пилот Байдуков и штурман Беляков совершили в 1937 году первый беспосадочный перелет из СССР в США:  Москва – Северный полюс – Ванкувер. Протяженность их полета составила свыше 9 тысяч километров! В воздухе экипаж провел 63 с половиной часа.

Перелет Москва - Ванкувер

Тот  же двигатель модификации АМ-38 перед самым началом войны был установлен на опытный образец боевого штурмовика Ил-2.

В октябре 1941 года московский завод, как и многие другие, был эвакуирован в город Куйбышев. Строительство производственных площадок и ввод в эксплуатацию завода №24 им. Фрунзе курировало специально созданное в Куйбышеве Управление особого строительства НКВД СССР (Особстрой). Это значит, что основная нагрузка по возведению цехов легла на заключенных.

Новая площадка в Куйбышеве, по воспоминаниям эвакуированных рабочих, была огорожена рядами колючей проволоки, по углам высились сторожевые вышки. Огромные серые корпуса стояли без крыш, в строительных лесах, с зияющими проемами ворот и окон. Эвакуированные в Куйбышев москвичи не предполагали, что для большинства из них этот город станет постоянным местом жительства. Люди ехали в «командировку на 2 месяца», как им объявили перед эвакуацией. Возглавил работу по пуску предприятия на новом месте директор Михаил Жезлов.

Михаил Жезлов

Алексей Николаевич Волчек, в 16 лет вставший к станку, вспоминает: «Мы делали седла-кольца для моторов: резали долями, отправляли в термический цех для прокаливания. Роста не хватало — так подставляли под ноги ящики, чтобы доставать до станка».

Первые моторы собирались из деталей, привезенных из Москвы. 25 декабря 1941 года, всего через 2 месяца после начала эвакуации, прошло испытание первого двигателя АМ-38, собранного в Куйбышеве. К ноябрю 1942 года на предприятии трудились свыше 31 тысячи человек, однако этого было недостаточно – к работам привлекли заключенных, для которых были выделены специальные охраняемые зоны. Всего за время войны завод Фрунзе выпустил 43 523 двигателя.  Не все из них были для самолетов Ил-2. В 1943 году было принято решение о создании новой модели штурмовика Ил-10. В отличие от «брата» с цифрой 2 в нем усиленной броней защищалась кабина стрелка, двигатель и увеличивался калибр вооружения — с 12,7 мм до 20 мм. Для этого самолета конструкторы завода имени Фрунзе разработали новый форсированный мотор АМ-42. Все понимали, что война движется к концу, и новый самолет должен успеть на фронт. В апреле 1944 года в небо поднялся новый Ил-10 с мотором АМ-42 завода №24, за рулем был прославленный летчик-испытатель Владимир Коккинаки. После этого боевые машины стали поступать на фронт.

2 июля 1945 года завод №24 им. М.В. Фрунзе был награждён орденом Красного Знамени. И без малого 4 тысячи работников завода получили от государства ордена и медали за свой самоотверженный труд.

11 Рабочий за станком в механическом цехе завода 24 им  Фрунзе 1943 г
Рабочий за станком в механическом цехе завода №24 имени Фрунзе. 1943 год

В послевоенные годы завод работает с такими конструкторами авиационных двигателей, как Владимир Климов, Михаил Бондарюк, Семен Лавочкин. Создаются турбореактивные и воздушно-реактивные двигатели разных модификаций.

В конце 1957 года на предприятие приходит космическая тематика. Московское ОКБ–456 разрабатывает жидкостные ракетные двигатели РД-107 и РД-108. Их производство отдают в Куйбышев, на завод №24. Почему? Главным образом потому, что рядом находится завод №1 («Прогресс»), который выпускает ракеты-носители. Все советские космические корабли, такие как «Восток», «Восход» и «Союз», запущены на двигателях завода Фрунзе. Использовались они также и для так называемой «лунной» программы Николая Дмитриевича Кузнецова. Двигатели НК выпускаются на заводе с 60-х годов. Например, на  НК-12 и его модификациях летали военные самолёты Ту-95, Ту-126, Ту-142, пассажирский Ту-114 и военно-транспортный Ан-22 «Антей».

С конца 1960-х годов началась новая страница в истории предприятия. На базе авиационных газотурбинных двигателей создаются наземные двигатели для  газоперекачивающих агрегатов. И до сих пор более трети всех газоперекачивающих агрегатов ПАО «Газпром», нефтегазовых компаний России, Туркменистана, Узбекистана и Казахстана приводится в действие двигателями «НК».

Территория завода
Историческая доска Почета. Построена в 1942 года как копия доски почета московской площадки завода №24 им. Фрунзе. На ней представлены фото руководителей и главных специалистов в годы Великой Отечественной войны, а также фото завода того периода.

Еще одна инновационная разработка предприятия – авиационный двигатель, работающий на жидком водороде. Это уже период конца  70-х – начала 80-х годов XX века. В 1988 году состоялся первый полёт Ту-155 на жидком водороде, а в 1989 году он поднялся в воздух  на сжиженном природном газе. К сожалению, работы по криогенным топливам в конце 1990-х свернули.

В 1994 году завод был акционирован и переименован в ОА «Моторостроитель». Свое нынешнее название —  «Кузнецов»  — предприятие обрело в 2010 году, когда были слиты «Моторостроитель», «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», «Самарское конструкторское бюро машиностроения» и «НПО «Поволжский АвиТИ». Таким образом, «Кузнецов» представляет собой интегрированную структуру, в которой сосредоточены все фазы технологической цепочки создания двигателя от разработки и производства  до технической поддержки. Предприятие «Кузнецов» является монопольным производителем двигателей РД107А/108А для РН «Союз».

Для XXII зимней Олимпиады, проходившей в Сочи в 2014 году, завод изготовил модуль горелочного устройства для Чаши Олимпийского огня. Он непрерывно горел  17 суток.

ПАО «Кузнецов» входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации. Является ведущим предприятием России по разработке, производству, техническому сопровождению в эксплуатации и ремонту авиационных, ракетных двигателей, газотурбинных установок для газовой отрасли и энергетики.

Завод имени Фрунзе -- Кузнецов

Сегодня перед главной проходной завода «Кузнецов» высится памятник Михаилу Фрунзе, имя которого предприятие носило почти 70 лет. Открыт он был в 1972 году.  Так же, как и «Чапаев» Манизера, «Фрунзе» такой не один. Сначала он был установлен в Ленинграде перед заводом «Арсенал». Буквально через год куйбышевские трудящиеся обратились к питерским скульпторам Иванову и Королюку с просьбой об установки копии.


Текст: Анастасия Кнор
Фото обложки: Инга Пеннер

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте, Facebook и Instagram

HYPER_COMM

comments powered by HyperComments

HYPER_COMM