Котики, дзен и новая этика

Цифровой детокс и новое общение в интернете: как оставаться воспитанным в мире эмодзи, войсов и мемов

 330

Автор: Редакция

.

,

Если спросить любого российского офисного сотрудника, как он провел время с апреля по июль 2020 года, то на первом месте будут видео-конференции в Zoom, круглосуточная переписка в чатах и по электронной почте. Этот период стал новым трендом в «общении на самоизоляции», который возможно привычен и приятен для фрилансеров и интровертов, но крайне необычен для других. Социальный психолог Михаил Вершинин написал для ДГ о новой интернет-этике и о том, как сохранить рассудок, общаясь с миром по ВКС.

Разные исследования и опросы за время пандемии показали, что «сотрудники на самоизоляции» ощущают, что стали работать намного больше, а рабочие вопросы постоянно начинают возникать в нерабочее время и выходные. Это само по себе вызывает стресс, ведь, находясь дома, мы сидим с близкими в четырех стенах. Добавьте сюда домашние дела и детей с их удаленной учебой — и вы начинаете мечтать об офисе.

.

photo_2020-07-24_13-05-41

Если отойти от необычности ситуации, а рассмотреть само общение и взаимодействие с коллегами, знакомыми, друзьями и близкими в онлайне, то за это время мы научились быть более внимательными, но стали более раздражительными и стали чаще замечать, что «как меня это бесит». Большая часть раздражающих факторов оказалась связана с поведением и цифровой этикой в интернете.

Что такое хорошо и что такое плохо в зуме

Вопросы могут быть абсолютно разные: от «Можно ли выходить после совещания из Zoom-конференции, или надо дождаться пока из нее не вышел начальник?», «Вежливо опаздывать или хрустеть едой во время видео-конференции?», «Вежливо во время ужина или беседы часто смотреть в телефон?» до «Посылать ли сообщение в нерабочее время или ночью?».

Агентство «Comunica» недавно провело небольшое исследование, опросив около сотни сотрудников маркетинговых и PR-агентств Москвы про специфику коммуникаций в онлайне на самоизоляции. На основе полученных ответов появились «Семь самых нежелательных действий во время Zoom-конференций»:

photo_2020-07-13_13-59-48

 

Цифровому этикету уже больше 20 лет (первый свод был выпущен в 1994 году — Вирджиния Ши «Нетикет»). Но из-за смены информационных технологий, постоянного развития рынка гаджетов и смартфонов, накопления сетевого контента и формирования глобальной цифровой культуры появляются все новые вопросы. Кто бы мог подумать еще 10 лет назад, что звонки по телефону, особенно от незнакомых людей, будут всех так раздражать и будет принято сначала писать и договариваться о созвоне?

Что важно знать про этикет и общение в сети?

Для сохранения «цифрового здоровья» стоит задуматься о базовых «правилах гигиены» и постараться начать вырабатывать у себя привычки:

— Разобраться с кучей настроек приватности и безопасности разных мессенджеров и социальных сетей, которые позволят обезопасить и частично фильтровать исходящий и входящий поток сообщений.

— Научиться использовать в коммуникациях простые правила, которые уже стали обязательными: адресом почты не должно быть «ромашка777@гмейл.ком» или «НастяКотенок@мейл.ру»; обязательно заполнять тему письма при переписке; осмысленно называйте файлы; важные файлы отправляйте по почте (или ссылки на облако, где они хранятся); к войсам в чат хотя бы коротко допишите, о чем это они (иногда войсы используют из-за сложности писать, но поиск по ним вести сложнее); аккуратнее с приветствиями и большим количеством смайлов/знаков препинания; старайтесь перечитывать текст перед отправкой и так далее.

— Во многих компаниях внедряют рекомендации по деловому общению и поведению в интернете, что может отразиться на вашей карьере. Если их нет, то скорее всего есть общая культура общения и неформальные правила, которые нужно знать, чтобы вас не уволили из-за спора в интернете.

— Критически посмотрите на свои страницы в социальных сетях: насколько они соответствуют правилам компании (если есть), вашему позиционированию среди коллег и близкого круга окружения. Ваши аккаунты и публикации теперь просматриваются не только друзьями и близкими, но и коллегами и кадровиками при приеме на работу.

— Старайтесь делать в выходные цифровой детокс и ограничивайте себя в использовании девайсов. Поверьте, в офлайне тоже есть интересные события и общение.

— Научитесь фильтровать «поток сообщений» на важные и не важные, а не реагировать как «собака Павлова» на каждое уведомление.

— Не бойтесь спросить на встрече «нормально ли будет, если вы параллельно будете… смотреть и писать в мобильный / достанете ноутбук / и так далее» или объяснить, почему именно сейчас вы это вынуждены делать.

— Запомните, что пересылка анекдотов, кислотно-ярких картинок в стиле «Одноклассников», неоднозначных видео и тому подобного контента большому количеству людей в вашем мессенджере раздражает и является прямым нарушением этикета. Если очень хочется, то хотя бы напишите, что вам там понравилось (сделайте сообщение индивидуальным).

— Чаты школьного класса ваших детей, подъезда/дома/ТСЖ, рабочие группы и так далее — это не «курилки», куда можно постить все подряд или часами обсуждать «новости из интернета».

— Не забывайте, что цифровой этикет — это основа коммуникаций на тот случай, когда нет договоренностей о том, как вы общаетесь. Если вы договорились с участниками «чавкать в чате», то делайте это себе в удовольствие.

— Попытайтесь прочитать пару полезных книг про цифровой этикет, например «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете» от Ольги Лукиновой и/или «Переписку 2.0» от Саши Карениной.

— Помните, что раздражать могут не только вас, но и вы кого-то.

Что делать, если бесят вас?

В ситуации, когда вы сталкиваетесь с чьим-то недопустимым поведением в общем чате или видео-конференции, ваши возможности ограничены, к тому же это зависит от статуса участника беседы. Если близкому родственнику вы можете как-то сообщить, что вас что-то раздражает, то коллеге или незнакомцу это донести сложнее. А начальству еще сложнее.

Если «спам» и этот «информационный мусор» со статьями из Дзена (которые уже, кажется, пишут нейросети, а не люди) или сайтов, которые рассказывают про разные теории заговоров или используют кликбейт-заголовки, продолжают литься в групповой чат, но не лично вам в личную переписку, то вы можете:

— игнорировать его (это сложно, особенно если вы понимаете глупость подобного контента);

— делать альтернативные публикации с более научной основой или фактчекингом;

— обратиться к модераторам в личку с просьбой повлиять на подобное поведение, особенно если оно противоречат установленным правилам (но увы, такие правила есть не у всех).

Сервис «Дзен» от Яндекса очень популярен из-за того, что позволяет привлечь бесплатными показами статей большой трафик и попадать в поисковую выдачу платформы. Предлагая с помощью алгоритмов статьи по интересам, сервис стал зависеть от интересов читателей. Это в итоге вылилось в клик-бейт заголовки и тысячи очень слабых и откровенно вводящих в заблуждение публикаций о здоровье, истории, политике и экономике. Фактически Яндекс.Дзен стал главной «желтой газетой» страны, демонстрируя алгоритмами наиболее глупый контент, затмевающий хорошие публикации. Это классическая ловушка в алгоритмах поисковиков, когда спорные интересы большинства формируют поисковую выдачу для всех, в том числе для интеллектуальной аудитории.

К сожалению, интернет — это не то пространство, где люди меняют свою точку зрения, он больше используется для демонстрации своей точки зрения или контента, который кому-то кажется очень важным. А если вы столкнетесь с «защитниками социальной справедливости» (SJW) или «условной домохозяйкой», которой нужно занять свободное время, то они получат удовольствие, закидывая вас ссылками с «Дзена» и тезисами «попробуй опровергни это», а вы будете в шоке и «как они бесят меня».

Если это общение не в группе, а в личной переписке с вами, то вы можете попросить собеседника вести общение в определенных рамках и соблюдая правила. В большинстве случаев это срабатывает.

Помните, что интернет — это территория со своими правилами, которые работают по-разному на разных площадках и в разных условиях, но ваше поведение во время общения говорит о многом про вас и формирует вашу репутацию.  Начните с себя, просите других делать, как вы — и общение станет менее токсичным и более комфортным.

А пока посмотрите этот умилительный пост с животными:


photo_2020-07-12_02-51-41

Текст: Михаил Вершинин, социальных психолог и маркетолог, член Гильдии маркетологов РФ (Самара)

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook 

HYPER_COMM

comments powered by HyperComments

HYPER_COMM