В поисках единого городского стиля

Первый дизайн-код Самары: правила оформления фасадов, размещения рекламы и торговых павильонов

 1 453

Автор: Евгения Новикова

.

,

Мэрия разработала дизайн-код Самары — методические рекомендации по формированию комфортной и безопасной городской среды. Другими словами, это пособие по формированию фасадов и благоустройству территорий — для собственников помещений и земельных участков, органов власти, представителей городского сообщества.

Главный архитектор Самары Игорь Галахов отметил, что этот документ носит рекомендательный характер.

— Это порядок, который предполагает правильное отношение к городской застройке. Часть его положений становится обязательной как нормы других документов — прежде всего решения Думы Самары № 444, — пояснил он.

Решение №444 от 08 августа 2019 года утверждает Правила благоустройства территории Самары и внутригородских районов. Что касается исторического поселения, то правила для него разрабатывает другая команда, и поскольку это нормы федерального уровня, то дизайн-код будет им подчинен.

Про фасады

Городская застройка в дизайн-коде поделена на 11 территориально-исторических зон:

— тип 1 (1800-1917 гг.)
— тип 2 (1920-1940 гг.)
— тип 3 (1940-1955 гг.)
— тип 4 (1955-1990 гг.)
— тип 5 (1991 г. — по настоящее время)
— частная малоэтажная застройка
— зеленая зона, парки
— кладбища
— промзоны
— общественные пространства (ТЦ, места отдыха)
— больницы, санатории.

дк зоны

Для жилых и общественных зданий типов застройки 1-3 составители дизайн-кода рекомендуют делать единым материал и цвет цоколя и фасада для всего здания. А стиль и облицовка поверхностей стен коммерческих этажей должны соответствовать первоначальной архитектуре здания (нельзя использовать камень, пластик, металл, композиты, баннер и пр.)

Для построек типов 4-5 все элементы фасада (цоколь, отделка стен, устройство входных групп, фронтон и т.д.), за исключением элементов информационных конструкций выполняются одинаково по всему зданию, для всех собственников. Облицовка поверхностей стен коммерческих этажей должна соответствовать стилистике здания и сочетаться с его колористическим решением, учитывать технические устройства. Здесь облицовка поверхностей стен не ограничена материалами постройки – возможно применение других качественных отделочных материалов.

Для всех зданий типов 1-5 разработаны рекомендации по отдельным элементам, формирующим облик застройки.

Витрины. Нельзя изменять их архитектурное и цветовое решения, габариты и конфигурации. Не допускается устройство новых или закладка существующих проемов, но можно переделать оконный проем в витрину, если это соответствует архитектурному решению фасада в составе проекта перепланировки помещений.

В проеме витрины можно устанавливать защитные экраны (роллеты, роллерные решетки) по ширине короба. Но установка короба роллеты на фасаде не допускается.

Витрины нельзя полностью или частично закрывать информационными конструкциями (баннерами, световыми коробами, медиа-панелями). Их нужно комплексно оформлять, использовать единое цветовое решение и подсветку. Рекомендуется сплошное остекление фасада.

Тамбур. Нельзя изменять архитектурное решение, нарушать композицию фасада за счет произвольного изменения габаритов и конфигурации входных групп. Недопустимо устройство дополнительных входов или ликвидация существующих независимо от их вида и расположения.

Входные группы объектов торговли, обслуживания, общественного питания должны решаться в едином комплексе с устройством и оформлением витрин, установкой дополнительных элементов фасада – общих фронтонов, козырьков, навесов. Двери предпочтительны остекленные.

Крыльцо. Если по каким-то причинам нельзя сделать капитальное крыльцо, то рекомендуется установить приставное, как элемент благоустройства. Его каркас советуют сделать из стального коробчатого профиля, или использовать сборные промышленные конструкции на болтовом соединении с покрытием из перфорированного оцинкованного металла. Для покрытия площадки, поверхностей рекомендуют крупноразмерные плиты натуральных каменных материалов (базальт, гранит) с термообработкой (толщиной не менее 50 мм). Но это могут быть и крупноразмерные прессованные тротуарные плиты промышленного производства, террасные доски ДПК. В документе прописаны и размеры площадки.

Ее можно сделать и просто за счет поднятия уровня тротуара.

Есть рекомендации и по другим элементам входных групп — ограждениям, и по козырькам и навесам, и по дополнительному оборудованию (антеннам, системам видеонаблюдения, кондиционерам и др.)

Вывески. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель кроме одной обязательной вывески может установить одну дополнительную. Они должны соответствовать решению, стилю, материалам, цвету фасада здания и размещаться на участке, свободном от архитектурных деталей. Вывески нельзя размещать на козырьках, лоджиях, балконах и эркерах зданий, перекрывать ими оконные и дверные проемы, витражи и витрины, указатели наименований улиц и номера домов. Не допускаются рисунок или текст прямо на фасаде вместо вывески, вывески в виде надувных конструкций или штендеров, роллерных систем, призматронов, электронных экранов, бегущей строки (за исключением тех, что в витрине, но не на всю ее высоту).

дк вывески

Вывески на объектах культурного наследия могут быть только в форме настенных конструкций, состоящих исключительно из отдельных объемных символов высотой не более 0,5 м, в том числе с организацией внутренней подсветки, с габаритами по ширине конструкции не более 0,5 м. Настенная конструкция не должна выступать от плоскости фасада более чем на 0,2 м.

Реклама. Ее нельзя размещать в виде надписей, рисунков, нанесенных на фасады зданий, сооружений, на поверхность тротуаров, пешеходных дорожек, площадей, проезжей части автомобильных дорог. При установке рекламных конструкций нужно соблюдать архитектурные членения фасада, не занимать ими оконные и дверные проемы.

Авторы дизайн-кода рекомендуют при размещении средств наружной рекламы и информации на фасаде нежилого здания разрабатывать эскизный проект рекламно–информационного оформления всего сооружения.

Отдельный подраздел посвящен мемориальным доскам. В документе оговаривается, например, что самовольная установка досок не допускается. Нельзя размещать их одна над другой, ближе 2 м от вывесок и рекламы, на фасаде здания в ненадлежащем состоянии. Есть рекомендации по материалам, креплению к фасаду, применению текстов и технологии их выполнения, шрифтам.

Еще один подраздел касается архитектурно-художественной подсветки фасадов. Среди принципов — не оказывать слепящего воздействия на водителей транспорта, на пешеходов, на жильцов дома, как освещаемого фасада, так и живущих в домах на противоположной стороне улицы. 

Про улицы

Согласно дизайн-коду, нестационарные торговые объекты (общественного питания, обслуживания) рекомендуется делать на основе модульных систем. В документе приводится система, разработанная на базе 20-фунтового грузового контейнера (HIGH CUBE, каркас кровля, пол). Объект предполагается оснастить системой видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализацией, тревожной кнопкой, биотуалетом.

Рынки, зоны торговли предлагают компоновать из стандартных модулей с различными материалами наружной отделки. Пешеходную зону и зону торговли — перекрывать навесами с светопрозрачным покрытием. Для этих целей планируется масштабно применять крупноразмерные тентовые конструкции.

дк торг объекты

Ограждения должны соответствовать окружающей застройке. Ограждения общественных зданий и пространств, городских многофункциональных центров следует проектировать из кованого металла, чугунного литья или сварной стали, цокольные части оград – из естественного камня или бетона с облицовочными материалами. Ограждения частной (усадебной) застройки, расположенной вдоль основных магистральных улиц (в границах одного квартала) должны быть выполнены в одном материале (облицовка из дерева, профилированного листа, модульные металлические ограждения), одинаковой цветовой гаммы и иметь одинаковые конструктивные характеристики.

В блоке о покрытии общественных территорий отдельно оговаривается, что при устройстве тротуарной плитки рекомендуется применять продукцию крупных производственных компаний. «Заливную» тротуарную плитку из цементно-песчаного раствора, выполненную кустарным способом, использовать запрещается.

При разработке проектов ландшафтной подсветки советуют использовать новейшие разработки, в частности — системы с солнечными панелями, не требующие прокладки кабельных линий.

Нюансы

Дизайн-код планировали создать еще летом прошлого года, но сейчас его продолжают дорабатывать — своими замечаниями и предложениями по документу с управлением главного архитектора города поделились районные администрации и профильные организации.

В частности, в самарском филиале Союза дизайнеров России отметили, что проект документа совсем «сырой» и требует переосмысления и значительных доработок. Например, есть путаница в части того, что представляет собой дизайн-код: «свод правил, методические рекомендации, учебное пособие или, что вообще не допустимо (в соответствии с 44-ФЗ РФ), собрание каталогов, лоббирующих интересы конкретных производителей элементов благоустройства и средового дизайна».

Указывают и на то, что в документе не нашлось места вопросам комфортности, безопасности и доступности для всех (включая маломобильные) категорий граждан. Не оговорен и внешний вид строений, сооружений (мостов, эстакад, виадуков и т.д.): «Городские пространства, особенно крупные обществен­ные, (например, парки и т. п.), на которые должны распространяться данные пра­вила, формируются не зданиями», — заметили в союзе.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте, Facebook и Instagram 

HYPER_COMM

comments powered by HyperComments

HYPER_COMM