РЕСТАВРАЦИЯ РЕСТОРАЦИИ

Проект реставрации здания бывшего ресторана «Аквариум»

 4 408

Автор: Евгений Нектаркин

.

,

В минувший четверг в Самарском доме архитектора прошла архитектурная ассамблея, посвящённая Дню всемирного наследия. В течение вечера архитекторы-реставраторы представляли проекты по сохранению архитектурных памятников. Один из участников встречи, Елена Ермохина, научный руководитель проекта реставрации бывшего здания ресторана «Аквариум», поделилась с ДГ этим проектом.  

Слайд1

Здание ТЮЗа на Самарской, 95 построено по заказу братьев Ивановых в 1914 году. Здесь размещался ресторан «Аквариум» — самое известное в Самаре увеселительное заведение с цыганским хором и варьете. Здание выполнено в стиле модерн по проекту архитектора Михаила Квятковского, внёсшего значительный вклад в формирование облика Самары начала XX века. Большинство работ архитектора Квятковского — гостиница «Гранд-отель» («Жигули») на Куйбышева, особняк Новокрещеновой на ул. Фрунзе, 144, дом Субботина-Маркинсона на Алексея Толстого — отличаются богатым оформлением фасадов и лепным декором высокой художественной ценности.

После революции в здании бывшего ресторана «Аквариум» размещались различные организации — самарский комитет большевиков, первая в области пионерская дружина, клуб железнодорожников имени Масленникова. В 1970-е годы была выполнена реконструкция — приспособление под Театр юного зрителя. Появилась сценическая коробка, изменены внутренняя планировка и объёмно-пространственная структура здания. Было перестроено крыльцо главного входа, утрачены металлические конструкции купола, венчающий карниз, изменён характер карниза в центральной части главного фасада, изменены размеры оконных проёмов на главном фасаде.

Слайд3

До недавнего времени здание бывшего ресторана “Аквариум” стояло особняком в наследии Квятковского, исследователями самарского модерна его принято было считать примером так называемого «рационального модерна, демонстрирующего полный отказ от орнамента» (из книги Вагана Каркарьяна «Модерн в архитектуре Самары» — прим. ред.). Это утверждение было ошибочным.

На немногочисленных архивных фото видны декоративные панно на фасаде здания, но фотографии не дают представления ни о сюжетах, ни о характере исполнения этих изображений, ни об их подлинности. Это могла быть роспись, реклама, фигуры с пионерскими горнами и так далее. Начиная с 1930-х годов изображения на фасаде пропадают и в течение почти 80 лет считаются утраченными безвозвратно. Информацию о том, что на фасаде были размещены рельефы, подтверждали самарские старожилы, но всё это было похоже на городскую легенду.

Слайд6

В 2014 году с фасада был снят слой штукатурки, нанесенной во время реконструкции 1970-х. Под ним были раскрыты первоначальные элементы декоративного оформления в виде пяти барельефов, представляющих собой прекрасное произведение искусства эпохи модерна. Находка в значительной степени повысила историко-культурную ценность данного объекта культурного наследия, т.к. многофигурные барельефы как средство пластической выразительности архитектурного решения фасадов — явление редкое для Самары. Кроме того, барельефы обладают высокой художественной ценностью.

Три многофигурных барельефа под окнами второго этажа центрального ризалита находились под поздним штукатурным слоем, выполненным по металлической сетке. Закрыты были не с целью сохранения, а по идеологическим соображениям — не соответствовали новому назначению здания. Многочисленные повреждения нанесены барельефу при креплении сетки. По объекту был выполнен комплекс натурных исследований в полном объёме, разработаны эскизный проект реставрации, рабочий проект. Выполнена графическая реконструкция барельефов, разработаны и утверждены технологические решения по реставрации барельефов.

Сюжет и композиция малых барельефов близки аналогам эллинистического искусства поздней античности, но прорисовка и моделировка изображений испытывают явное влияние искусства модерна начала XX века. Женские фигуры в лёгких развевающихся одеждах с музыкальными инструментами, дионисийские празднества. Характер изображения женских фигур на барельефах наиболее близок к творчеству австрийского художника Альфонса Мухи, известнейшего мастера искусства модерна, и, в частности, испытывают явное влияние выполненного им оформления ювелирного магазина Жана Фуке в Париже. На последнем слайде представлены некоторые наиболее характерные примеры в части применения металлических декоративных конструкций, разнообразных по исполнению.

Основной задачей проекта является реставрация и воссоздание исторического облика здания, создание цельного и гармоничного архитектурного образа с выделением реставрируемой части здания в качестве доминирующей с организацией современной внутренней структуры сооружения, удовлетворяющей потребностям кукольного театра и комфортной для зрителя. Стены новой сценической коробки и вся реконструируемая часть решены максимально нейтрально и служат фоном для главного фасада. Проектом реставрации предусмотрено приспособление для современного использования без изменения особенностей, составляющих предмет охраны, а именно:

— восстановление первоначального оформления и цветового решения фасадов;

— воссоздание крыльца главного входа;

— восстановление первоначального вида венчающего карниза;

— восстановление первоначальных габаритов оконных проёмов и расстекловки столярных заполнений проёмов;

— воссоздание на основе архивных фотоматериалов металлической конструкции, имитирующей купол;

— реставрация сохранившихся и воссоздание утраченных барельефов. Внутри разместятся зрительный зал на 250 человек с соответствующим сценическим оборудованием, универсальный малый зал на 50 мест для показа камерных спектаклей, репетиционный зал, фойе с возможностью размещения выставок, гардероб, девять гримерных, мастерские, склады и прочие технические помещения, необходимые театру. Работы по реставрации и приспособлению дома № 95 на ул. Самарской для размещения в нём Театра кукол начались в конце 2014-го.