,
Журнал «Секрет фирмы» опубликовал лонгрид Ксении Леоновой «Россия уходит в подполье: Пять дней в гаражах Тольятти». В нём рассказывается о том, как существует легальный и нелегальный бизнес в гаражах автомобильной столицы России.
«С 90-х Тольятти занимает одно из первых мест в России по автоугонам, опережая Москву и Петербург, но, вообще, «разборка» — лишь один из промыслов, которыми живёт самый большой гаражный город России, 40 000 боксов. Для сравнения: в «московском Шанхае» на проспекте Вернадского 5000 гаражей, в ульяновском — 10 000».
Журналистка поговорила со многими обитателями тольяттинских гаражей, в том числе разбирающими угнанные автомобили.
«Но главный бизнес мафии — угоны и разборки авто. Уголовные риски здесь минимальные: доказать, что разборщик или барыга были в сговоре с угонщиком — нереально, говорит руководитель Приволжского управления урегулирования розничных убытков «АльфаСтрахования» Артём Кожевников. Угоняют ночью и сразу мчат в гаражи — тюнинговать к продаже или на разборку, где дежурит пара человек. На продажу идут все детали, кроме кузова. Кузов, на котором стоит VIN-код, отправляют под пресс. Утром хозяин обнаруживает пропажу, идёт писать заявление, но автомобиля уже нет — его запчасти барыга везёт на авторынок в Тольятти, Самару, Ульяновск или Казахстан. Иномарку разбирают до пяти часов, а «ладу» — часа два.
Меня знакомят с человеком, которого считают владельцем одного из отстойников. На его шее болтается внушительных размеров золотая цепь без крестика. Меня с детства мучал вопрос, зачем она нужна, некрасиво же. «Когда едешь на дело, денег с собой не берёшь. И, если тебя тормозит, — владелец отстойника молча хлопает себя по плечу, где должны быть погоны, — снимаешь, — показывает на шею, — и отдаёшь ему. Догнала?»