СЕЛЬСКИЙ ЧАС

Тольяттинский элеватор: море, зерно и много пыли

 2 003

Автор: Антон Черепок

.


,

Во времена СССР теме надоев и сбору урожая уделяли намного больше внимания. Бывало, включишь чёрно-белый телевизор “Рекорд”, а там вместо кукольного мультика производства Узбекской ССР “Сельский час” с яровыми, озимыми и героической мелиорацией дальних рубежей Родины.

Видимо, с тех пор у городского населения выработалась защитная реакция и про сельское хозяйство можно прочитать только в государственных изданиях, да и то сухие цифры и цитаты глав районов.

ДГ решил реабилитировать такую жизненно важную отрасль и отправил журналиста на самую верхушку тольяттинского элеватора, самой высокой точки города, которая всего на несколько метров ниже, чем будущий самарский небоскрёб.

Вероятность того, что, поедая пиццу или гамбургер, вы вдруг задумаетесь, из чего сделано тесто, честно говоря, стремится к нулю. Между тем весь хлеб — это зерно, которое растет на полях, собирается комбайнами, проходит несколько ступеней очистки, обработки, переработки и только потом превращается в нежные ароматные булочки или горячие буханки.

DSC_8623

Качество и, главное, безопасность продукта зависят от сумасшедшего количества факторов. Обратившись к истории, складывается впечатляющая картина, насколько мы зависим от работников сельскохозяйственной сферы и особенно от работы элеватора.

Ещё в Средневековье, начиная с X века, летописцы упоминали о болезни, которую назвали “Антонов огонь”. Хронист Сигеберт Жамблузский так описывает эпидемию 1090 года в Западной Лотарингии:

«Многие гнили заживо под действием «священного огня», который пожирал их нутро, а сожжённые члены становились черными как уголь. Люди умирали жалкой смертью, а те, кого она пощадила, были обречены на ещё более жалкую жизнь с ампутированными руками и ногами, от которых исходило зловоние».

Лишь в 1670 году французский врач Луи Тулье сделал предположение, что причина «Антонова огня» — употребление в пищу муки, смолотой из зараженного спорыньей ­зерна. К несчастью, тогда глас науки услышан не был, и только после того, как рожь была частично вытеснена картофелем, а крестьяне сообразили, что зерно с грибком есть не стоит, общее самочувствие населения стало поправляться.

Элеватор

Сегодня на страже здоровья нации стоят вот такие элеваторы, где зерно исследуется в лабораториях, промывается, сушится и бережно хранится, исключая его заражение и порчу.

Элеватор в принципе место не романтичное. Серый бетон, облезающая краска, клубы пыли. Однако тольяттинский элеватор обладает огромным преимуществом — он находится практически на берегу Волги, и благодаря высоте 63 метра виды с его верхушки открываются потрясающие.

DSC_8516

4 силосных корпуса элеватора “Жито” вместе с современным мини-элеватором способны хранить до 100 тысяч тонн зерна. То есть хлеба, полученного из муки только отсюда, должно хватить для города с миллионным населением примерно на год.

Машины, перевозящие зерно с полей, выстраиваются перед элеватором в длинную цепочку, ожидая, когда каждую партию зерна проверят в лаборатории. Процесс этот не быстрый — чтобы получить все необходимые результаты по пшенице, требуется около полутора часов.

Затем машина идет на разгрузку, и тут выясняется, что зерно с полей и пыль неразлучны — настоящие пылевые облака поднимаются в воздух, а на самом элеваторе к ним добавляются мельчайшие частицы после очистки зерна.

Поступившее зерно в рабочей башне взвешивают, пропускают через зерноочистительные машины, при необходимости сушат, а затем поднимают вверх и направляют в надсилосный транспортёр со сбрасывающей тележкой, которая разгружает зерно с транспортёра в силосы на хранение. В течение всего года предприятия выкупают с элеватора необходимое количество зерна или муки, которую производят тут же на мельнице.

На комплексе “Жито” производят муку высшего и первого сорта и гордятся тем, что 80% ржаной муки, поступающей в Крым, идёт именно отсюда.

Вообще, расположение тольяттинского элеватора позволяет отгружать до 4 тысяч тонн зерна на баржи сразу с двух собственных причалов, до 700 тонн в железнодорожные вагоны и до 2800 тонн на автотранспорт.

Проблемы

DSC_8536

В 1910 году по инициативе Госбанка по всей стране начали строить элеваторы. Причин было сразу несколько, но главные — отсутствие мест для хранения урожаев и цена на зерно. Дело в том, что сбор урожая совпадает по времени почти во всех европейских странах и одновременное поступление на рынок таких объёмов обрушивает цену. Если же зерно реализуется в течение года, то его цена растёт до 50%.

Тольяттинский элеватор построили в 1956 году, возводя практически одновременно с ГЭС, а в 1958-м он начал свою работу. Два года назад холдинг «Синко» выкупил элеватор на стадии банкротства, после чего приступил к модернизации производства.

Однако проблема хранения зерна появилась вновь. Благодаря развитию транспортной инфраструктуры и снижению цен на автомобильные перевозки производителям зерна выгоднее напрямую отправлять продукцию потребителям небольшими партиями, чем платить за услуги хранения на элеваторе. В итоге в 2015 году «Жито» был заполнен наполовину.

На предприятии понимают сложившуюся ситуацию, но уверяют, что у производителей зерна нет возможности очистить и высушить зерно, а также провести лабораторный анализ. Тем не менее на элеватор каждый день приходят десятки машин с зерном.

Пока внутри здание выглядит не слишком презентабельно. Лифты не менялись с 1956 года, вездесущая пыль покрывает стены и ступеньки. На смотровую площадку забираться не так просто — винтовая лестница втиснута в отверстие в полу диаметром, как у колодца. Но это стоит того — вся Волга как на ладони. Мысль о том, чтобы сделать здесь доступную для посещений смотровую площадку, не покидает руководство предприятия.