,
В этом году 19 апреля ВАЗ-2101 празднует 45-летие схода первой машины с конвейера Волжского автозавода. ДГ провел ходовые испытания легендарного автомобиля и с удовольствием делится впечатлениями.
Все, что попадает на русскую землю, меняется до неузнаваемости. Японская деревянная игрушка стала русской народной матрешкой, прусская девица превратилась в великодержавную русскую императрицу, и даже голландское слово… впрочем, это не доказано.
Не избежал участи и итальянский Fiat, который должен был по замыслу советских руководителей стать доступным и популярным автомобилем граждан великой страны. Отличная европейская машинка не выдержала русских дорог, а потому подверглась значительным изменениям в плане подвески, тормозов и даже двигателя. После ряда доработок на свет появилась ВАЗ-2101, моментально окрещенная в народе «копейкой», а то и «копьем».
Несмотря на исполинские размеры автозавода, для которого пришлось буквально построить целый город, автомобиль трудно было назвать доступным. Очередь за машиной измерялась годами. Когда же гражданин, расплатившись, получал ключи, он буквально обожествлял транспортное средство.
Теплые, обшитые «вагонкой» гаражи, чехлы на сиденья, заказанные в ателье или сшитые женой, стеклянные «розочки»-набалдашники на рычаге переключения передач. Автомобили передавались по наследству, от отца к сыну, от деда к внуку. Практически также произошло и с нашей героиней — сменив три поколения, она ушла к близкому другу семьи и до сих пор эксплуатируется, причем в рабочем режиме.
40 литров на 500 километров
Антон Баженов и Никита Киселев готовы петь дифирамбы своей «копейке» бесконечно. Машина, конечно, не первого выпуска, а 1987 года, имеет ряд усовершенствований, без которых невозможно представить автомобиль отечественного владельца. Но по большей части в ней все родное.
Обмотанный проволочным плетением руль, приборная панель, салон и двигатель, начинающий свой пятый стотысячный «круг» пробега. При одном капитальном ремонте, сделанном где-то после первой сотни тысяч, это вызывает уважение.
Машина не предназначена для выставок или конкурсов. Антон использует ее как транспортное средство, хотя и старается не вносить очень заметных изменений. Поэтому в машине нет современной магнитолы или тонировки стекол. Кстати, на лобовом стекле есть метка.
— Когда-то стекла были дефицитом и их крали, — рассказывает Никита, — поэтому владельцы делали такие метки, вытравливая или царапая стекла, чтобы можно было потом их найти на рынке.
Антон поднимает капот и с гордостью сообщает, что машина заводится в любой мороз, преодолевает практически любое бездорожье и очень экономна в плане расхода бензина. 40 литров на 500 километров.
Тест-драйв
Я сажусь за руль. Кресла советской «копейки» не предусматривают ленивой расслабленности. Они, скажем так, функциональны. На них можно сидеть и даже облокотиться спиной. Как в БТР, например. Даже мягче.
Педали маленькие, но расстояние между ними достаточное. Обзорность выше всяких похвал. Маленькие боковые зеркала и не нужны вовсе, можно просто чуть сильнее повернуть голову и увидеть все, что происходит сзади машины.
ВАЗ 2101 — это машина не для изнеженных детей XXI века. Это автомобиль для тех, кто регулярно сдает нормы ГТО. Гидроусилитель здесь отсутствует как враждебный расслабляющий элемент. Парковка автомобиля превращается в занятие фитнесом, а после того, как выйдешь из машины, в руках чувствуется необыкновенная легкость.
Панель приборов читаема. Спидометр представлен здесь в стиле wide screen, все остальные индикаторы, это количество бензина и температура, в системе охлаждения. Не антифриз и тосол. Вода. Хочется воскликнуть в стиле интернет-мема: «Вода, Карл!»
Переключение скоростей заставляет почувствовать машину. Широким жестом, чуть подаваясь вперед, покачиваясь вправо и влево, понижаешь либо повышаешь передачу. Автомобиль как бы говорит тебе — не суетись, не мельчи. Ты управляешь достижением инженерно-технической мысли, средством повышенной опасности, приводимым в движение двигателем внутреннего сгорания, а не какой-то новомодной гибридной ерундой, которая делает все за тебя.
Руль закреплен в самом удачном положении, ноги мимо педалей не промахиваются и не застревают между ними. Я будто обычный советский гражданин, возвращающийся с партсобрания!
Чтобы управлять этой машиной, нужно стать частью машины, думать как машина! В конце концов, тахометра тут нет, и автомобилист переключает передачи интуитивно, по звуку двигателя и динамике.
Поведение на дороге
ВАЗ-2101 резва. 72,5 лошадиной силы разгоняют машину с места поразительно быстро, а задний классический привод при этом дает особое ощущение комфорта. Немного освоившись, получаешь настоящее удовольствие от вождения. Кажется, вовсе и не нужно тебе другое кресло, руль тоже закреплен в самом удачном положении, ноги мимо педалей не промахиваются и не застревают между ними. Я будто обычный советский гражданин, возвращающийся с партсобрания!
Оп, советская кочка! А нет, это современная. Подвеска «копейки» шикарна. Машина покачивается на ухабах, смягчая сильные толчки, а мелкие кочки практически незаметны. Можно, конечно, начать цепляться к мелочам, но для автомобиля, разработанного почти полвека назад, это выше всяких похвал.
Поездка в «копейке» — это очень динамичное и деятельное времяпрепровождение. Скучать за рулем точно не приходится.
Чтобы проверить машину на бездорожье, мы проехали по ул. Первомайской от Больничной до проспекта Ленина. И «копейка» не подвела. Даже на дорожном полотне, подвергшемся вражескому массированному артиллерийскому многочасовому обстрелу, автомобиль не опрокидывается в воронки, не буксует и отлично маневрирует на уцелевших участках дорожного покрытия.
Машина слегка отклоняется в сторону на поворотах, но это компенсируется своевременным наклоном собственного туловища в противоположную сторону. В общем, поездка в «копейке» — это очень динамичное и деятельное времяпрепровождение. Скучать за рулем точно не приходится.
Немного удивила педаль тормоза. «Надо прокачать, опять подтравливает где-то», — согласился Антон, когда я остановил машину в 5 сантиметрах от его ног. Но все равно впечатления незабываемые.
Не продам
Ребята владеют машиной 4 года и практически все свободное время, как и их отцы и деды, проводят в гараже. И несмотря на то, что они не имеют специального образования, машину изучили от и до. «Копейка» обладает какой-то властью над своими хозяевами. Казалось бы, невзрачный внешний вид, совсем не похожий на «корабли» Горьковского автозавода или легендарные американские машины той эпохи.
— Однажды с деньгами были проблемы. Решил продать, — рассказывает Антон. — Приехали гастарбайтеры. «Э, слюшай, продай за 15 тысяч, на дачу ездить буду, возить все!» — говорят. Я подумал и решил — не продам. Они ведь ее угробят.
Фото: Анар Мовсумов.