ВЫХОД ЗА ПИВОМ

ДГ в гостях у самарского бирофила, в коллекции которого 17 тысяч пивных этикеток

 1 933

Автор: Вячеслав Сорокин

.

,

Самарец Владимир Сударушкин — большой любитель «Жигулевского» пива. Увидев на прилавке новый сорт пенного напитка, он не упускает возможности сразу же приобрести бутылку. Вот только интересует его в большей степени не то, что внутри, а то, что снаружи бутылки, а именно – этикетка.

78-летний Сударушкин – пивной коллекционер, или, как принято говорить в профессиональной среде, бирофил. Он бывал на 850 пивных заводах, а пивных этикеток в его закромах — 17 тысяч. ДГ наведался к бирофилу  в гости — поглядеть и поговорить.

 

Вот уже 50 лет Владимир собирает атрибутику, так или иначе связанную с пивом. Этикетки, пробки, стаканы, подставки под них – в коллекции Сударушкина есть практически все. Большинство экспонатов его коллекции связывает не только пивная тематика, но приверженность родной марке – «Жигулевскому» пиву.

_MG_2914

Коллекция началась с путешествия

Сударушкин стал коллекционером задолго до того, как начал собирать пивную атрибутику. Сначала его привлекали марки, однако, как признается сам коллекционер, к этому занятию он относился довольно прохладно вплоть до того момента, пока не увидел марки, посвященные космосу, с изображением Гагарина. «Тогда я опять загорелся, покупал специальные филателистические журналы, новые марки, на что иногда тратил значительную часть своей зарплаты», — рассказывает коллекционер.

Несмотря на внезапный всплеск, увлечение марками долго не продлилось, но осталась страсть к собирательству. А потому место марок заняли другие экспонаты.

«Когда мы с моей супругой поженились, то я поставил условие – у нас не будет машины, но зато я обеспечу ей много походов. И слово свое сдержал!» — рассказывает Сударушкин, показывая старую союзную карту, на которой скрупулезно прочертил маршруты своих путешествий.

А видите эти точки на карте? Это пивные заводы, в которых мне удалось побывать, всего 850!

География впечатляющая: семейству Сударушкиных удалось побывать на островах Охотского моря, на Магадане, в Крыму – практически вся карта, особенно в западной части, усеяна маршрутами. «Всего мы наездили 45 тысяч километров! А видите эти точки на карте? Это пивные заводы, в которых мне удалось побывать, всего 850! Конечно, не все они отмечены», — рассказывает коллекционер. Именно во время путешествий Сударушкин заполучил первую этикетку – один из экземпляров его коллекции, в которой сейчас 17 тысяч предметов.

_MG_2849

В 1964 году, оказавшись на реке Уда, Сударушкин ожидал прибытия своих товарищей и решил зайти в ближайшее кафе.

«Это было сразу после института, пили мы тогда мало, это сейчас мы знаем и умеем – научились! Тогда и к пиву-то особо не был пристрастен, конечно, вкус-то знал, но знатоком не был, да и сейчас особо не стал. Но смотрю – пиво «Жигулевское». Тогда я не понял, почему там продают «Жигулевское» пиво, но этикетку сохранил», — вспоминает Сударушкин.

В следующий раз коллекция пополнилась в Ленинграде, когда Владимир Алексеевич вместе с супругой был в кафе. Тогда его он снова был озадачен, увидев родную пивную марку, – и снова сохранил этикетки. «Казалось, только у нас может быть такое название», — говорит коллекционер.

Пополнение по переписке

Набрав несколько этикеток, Сударушкин узнал, что есть люди, которые активно собирают пивную атрибутику. В одном из филателистических журналов наткнулся на объявление, которое разместил коллекционер Эрих Кару. В нем было сказано: «Меняю этикеты». «Написал ему письмо, — рассказывает Сударушкин, — что я, «великий» коллекционер, собираю этикетки, имею 15 штук… Тогда я еще даже не догадывался, как их правильно отмыть – они у меня были с клеем! Просил его написать, какие этикетки бывают, сколько есть пивных заводов, где найти других коллекционеров. Он мне в ответ прислал 50 этикеток». На вопросы Кару тогда не ответил. Сударушкин пишет снова: «Может быть, вы меня не поняли?» — и задает те же вопросы. В ответ – снова этикетки, но на этот раз и кое-какая справочная информация – Кару посоветовал начинающему коллекционеру обратиться к Анатолию Кладко. «И уж тот-то мне все прислал», — вспоминает Сударушкин.

_MG_2875

С того момента и началась активная переписка с другими бирофилами – коллекция стала пополняться. Как-то раз за месяц удалось собрать 1000 экспонатов! Всего же за все 50 лет собирательства, начиная с того похода в кафе на Уде, у Сударушкина получается по одной штуке в день!

От переписок постепенно перешли к встречам, которые проходили в разных городах, в том числе в Куйбышеве, в квартире у Сударушкина. Тогда у него собралось около 10 человек, а на иных встречах набиралось до 300 бирофилов со всего мира. Там коллекционеры не только обменивались этикетками, но и занимались дегустациями, пили пиво на время, в том числе стоя вверх ногами! Участники таких встреч могут осушить стандартную пивную кружку всего за пару секунд, а на бутылку в 1,5 литра уходит не более 10. Всего прошло 17 встреч, на каждой из которых присутствовал и коллекционер из Самары.

_MG_2926

 Дореволюционные бутылки и пивные банки из Северной Кореи

Сейчас все в доме говорит об увлечении его хозяина. «Сразу посмотрите на дверь!» – коллекционер с порога указывает на табличку с надписью «Выход за пивом».

В квартире буквально все полки заставлены пивной атрибутикой — от пластиковых до стеклянных бутылок (среди них имеются даже дореволюционные экземпляры), пивные банки, в том числе одна, привезенная из Северной Кореи, книги о пиве, альбомы с этикетками, кружки.

Во время разговора коллекционер постоянно откуда-то достает подставки, открывашки, некоторые из которых по функциональности едва ли не превосходят швейцарский нож. «Здесь есть открывашки под разные бутылки, отвертка, линейка, зеркало и нож – некоторые говорят, что им можно даже бриться!» — рассказывает о своей коллекции бирофил. «Вы не торопитесь? Много вам хочу показать!» — коллекционер смотрит на часы в виде бутылки «Жигулевского» пива и достает еще один альбом с фотографиями с очередной встречи единомышленников.

_MG_2888

К пивной атрибутике относятся и письма родственников, в которой упоминается коллекция. «Радуйся, что он собирает этикетки, а не бутылки или зонтики!» — пишут родные супруге Владимира Алексеевича. Побывав у него в гостях, видим, что опасения отчасти оправдались – кружек в доме хватает.

«Всего коллекционерами зафиксировано 217 стран и территорий, где есть пиво, в оставшихся почему-то не пьют»

Родственники прекрасно знают, что Сударушкин не упускает возможности пополнить коллекцию новой этикеткой или бутылкой, и устраивают приятные и неожиданные сюрпризы.

«Приходит ко мне как-то сын и говорит, что хотел взять пива, но денег при себе не оказалось. Спрашивает, могу ли я дойти до магазина. Конечно, отвечаю, иду в магазин, смотрю на полку – и не пойму в чем дело, какая-то странная этикетка. Прошу продавщицу показать, а она так лениво достает бутылку, виду не показывает… Смотрю, а на этикетке моя фотография с внуками! Вот такой сюрприз мне приготовили!»

_MG_2930

С миру по этикетке

Владимир Сударушкин явно себя не ограничивает (хотя странно говорить о каких-либо ограничениях, когда имеешь коллекцию из 17 тысяч экземпляров) и помимо «Жигулевского» пива интересуется и другими марками и брендами. Один из самых интересных альбомов – тот, в котором представлены пивные этикетки со всех стран, в которых так или иначе представлено пиво. «Всего коллекционерами зафиксировано 217 стран и территорий, где есть пиво, в оставшихся почему-то не пьют», — отмечает Сударушкин.

Есть у него этикетки из экзотических стран – Австралии, Океании, острова Пасхи, Фиджи, Тонга, Соломоновых островов, Папуа-Новой Гвинеи. «Вот этикетка из Палау – не было десятки лет, а тут знакомый достал!» — пролистывает альбом бироман. Примечательно, что коллекционер и путешественник Сударушкин, объехавший едва ли не весь Советский Союз, лишь раз побывал за рубежом – в 2011 году посетил Китай. Этикетки он получает от других коллекционеров по переписке или от знакомых, которые выбираются за границу.

Сейчас коллекционер трепетно ухаживает за всеми экспонатами – даже довоенные этикетки выглядят как новые. Останавливаться на 17 тысячах Сударушкин не намерен. В свои 78 лет он находится на пенсии и очень много времени посвящает коллекции, постоянно ее пополняет. В Самаре его пивная коллекция является одной из самых больших. И хотя ему далеко до российских рекордсменов, которые имеют по 200 тысяч экземпляров, по количеству этикеток и предметов с символикой «Жигулевского» пива он находится впереди всех.


Рекомендуем еще почитать материал ДГ о том, как менялся дизайн этикеток «Жигулевского» с момента появления до наших дней.

Фото: Анар Мовсумов