Как менялся дизайн этикеток «Жигулёвского» с момента появления до наших дней

ОСОБЕННОСТИ ЭТИКЕТА

Как менялся дизайн этикеток «Жигулёвского» с момента появления до наших дней

Автор:

ГЛАВНОЕ
3 112

На основе изменений этикеток пива «Жигулёвское» самарского производства можно написать целый научный труд о тернистых путях местного дизайна. ДГ публикует, пожалуй, самую полную подборку этикеток самого легендарного самарского напитка. Прокомментировать особенности оформления этикеток мы попросили дизайнера Александра Голанова, работавшего с Samsung, «Мегафоном», Mail.ru и многими другими известными компаниями. Мы же его больше всего любим за дизайн нашего логотипа и сайта.

Широко известен тот факт, что «Жигулёвское» получило своё название только в 1936 году, несмотря на то, что завод к тому моменту уже варил пиво более полувека. Тем не менее ещё до революции на заводе Альфреда фон Вакано варились сорта с названием «Жигулевский экспорт» и «Жигули».

Голанов: «Вакановские этикетки сработаны на очень высоком уровне! Их и сегодня можно смело клеить на бутылки. С тех пор «Жигулёвскому» больше так не везло ни с типографикой, ни с аккуратной вёрсткой, ни с хорошими иллюстрациями».

А вот, собственно, этикетки «Жигулёвского». Интересно, что в 1960-е на этикетке появляется знакомый логотип с ладьёй и горами. Примерно в то же время в области появился ещё один бренд, связанный с Жигулевскими горами. На логотипе вазовских автомобилей тоже стала красоваться ладья. Совпадение? Не думаем.

Голанов: «Первая этикетка — очень забавный гибрид. Видно, что работавшему над ней художнику были не чужды идеалы русского авангарда. Но, видимо, оформительские традиции и производственные ограничения не дали ему развернуться на всю катушку.

Этикетка с «Куйбышевым на Волге» с первого взгляда кажется безнадежно уродливой. Но если посмотреть вооруженным глазом, видно, что этикетку подвела типография: плохое (или ушатанное?) клише, дешевая бумага, кривая вырубка. Макет, судя по всему, был неплох. Во всяком случае, это последний случай в истории «Жигулёвского», когда дизайнер старался аккуратно набрать надписи вдоль изогнутой рамки. Дальше всем было плевать на такие тонкости.

На этикетке с трогательным курсивом впервые появляются колосья ячменя в торговом знаке Жигулёвского комбината. До этого на этикетках «Жигуля» безраздельно властвовал хмель. Сама этикетка получилась не пивной, а скорее кисломолочной. Возможно, поэтому её попробовали переделать.

Но не осилили. Вторую версию не с чем поздравить, кроме действительно клёвого клейма с ладьей. В остальном всё очень плохо™. Логотип перерисовали криво, а саму этикетку будто набирали, расстреливая литерами из пулемета.

Третья курсивная версия с ГЭС и Жигулями исправила недостатки предшественницы и подарила бутылкам с «Жигулёвским» фирменную желтогубую улыбку».

Этикетки 1970-1980-х кажутся ещё более далекими от идеала.

Голанов: «На этикетках 1980-х появляется инфографика. Римскими цифрами обозначены месяцы, арабскими — дни. На этикетке делались зарубки, указывающие дату, после которой пиво превращалось в тыкву.

Этикетка пива, сваренного к столетию завода, кажется, старалась понравиться поколению, выбиравшему Pepsi».

В начале постсоветской эпохи дизайн этикеток менялся достаточно часто. Некоторые из приведенных ниже этикеток не вспомнят даже активные потребители пива той эпохи.

Голанов: «Этикетки 1990-х комментировать совершенно неловко. В это время профессию наводнили инженеры и студенты, освоившие Corel. А художники одурели от возможностей, подаренных им компьютером. Всё это сказалось на качестве.

Всерьез тут можно обсуждать только этикетку, которая легла в основу нынешней (№ 5). Если закрыть глаза на небрежно перерисованный солодово-хмельной герб, расплющенный медальон с клеймом пивзавода и откровенный перебор с количеством рамок и обводок, этикетка получилась вполне достойной для того времени и не терялась среди «иностранцев», заполнивших прилавки».

Нынешняя этикетка — долгожитель. Ей около 10 лет.

Голанов: «Жаль, но создатели нынешней этикетки не стали исправлять недостатки предшественницы. Вместо этого её «улучшили», бросив всю мощь современной полиграфии: поиграли шрифтами, добавили рамкам золотых переливов, влепили пейзаж и выкрутили насыщенность на полную. Получился провинциальный китч, фотошоп а-ля рус».

zhi16

Источник изображений

Комментарии: