Авиационный завод № 18 им. Ворошилова («Авиакор-авиационный завод»)
304
,
1 мая 2025 года на Аллее Трудовой Славы открылась выставка «Город Куйбышев. Трудовой подвиг», посвященная работе промышленных предприятий нашего города в период Великой Отечественной войны. Над ее созданием трудились в том числе и журналисты ДГ.
Мы хотим сделать материалы этой выставки доступными каждому горожанину и продолжаем серию публикаций, посвященных работе куйбышевских заводов и фабрик в годы Великой Отечественной войны.

В сентябре 1930 года в Воронеже началось строительство авиационного завода, ориентированного на производство тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, ТБ-4 и ТБ-5.
В эксплуатацию его приняли в 1932 году. Воронежскому авиационному заводу присвоили имя Климента Ворошилова. В 1934 году предприятие выпустило первый бомбардировщик ТБ-3.
14 декабря 1940 года нарком авиационной промышленности Алексей Шахурин подписал приказ о серийном производстве штурмовиков Ил-2. Головным предприятием был назначен воронежский завод № 18.
Первый серийный одноместный Ил-2 был изготовлен здесь в марте 1941 года, а уже в мае самолеты стали поступать в строевые части штурмовой авиации ВВС Красной армии.
Всего воронежскому авиазаводу № 18 надлежало произвести в течение 1941 года 1200 крылатых машин. Но война внесла в эти планы свои коррективы.
9 октября 1941 года ГКО принял постановление «Об эвакуации завода № 18 НКАП». Путь воронежских самолетостроителей лежал в Куйбышев, на площадку строящегося авиационного завода № 295.

Производство Ил-2 в Куйбышеве должно было начаться уже 25 ноября. К 1 декабря было запланировано производить по 7 штурмовиков в сутки, а с 1 января 1942 года – по 14.
Первый эшелон из Воронежа прибыл на станцию Безымянка 19 октября. Многие работники завода № 18, впрочем, поехали дальше – размещать семьи в близлежащих селах. Куйбышев не мог принять всех эвакуированных.
Началась разгрузка оборудования. Механизация отсутствовала, станки вносили в цеха практически на руках. По счастью, строители авиационного завода № 295 успели проложить железнодорожные ветки к еще недостроенным корпусам, что облегчало доставку оборудования до места установки.
1 января 1942 года начальник Управления особого строительства НКВД Александр Лепилов докладывал наркому внутренних дел Лаврентию Берии:
На территории бывшего завода № 295, в связи с решением об эвакуации, размещен эвакуированный из гор. Воронежа завод № 18, оборудование которого начало поступать с конца октября, причем основная его часть прибыла лишь во второй половине ноября».
Но недостроенные корпуса были делом решаемым. Главное, что к началу 1942 года завод № 18 уже выпускал так необходимые фронту Ил-2. Первый из них поднялся в небо 10 декабря 1941 года.
За производством штурмовиков пристально следил руководитель Государственного комитета обороны. 23 декабря он отправил в Куйбышев гневную телеграмму:
Завод № 18 не подвел. Максимальная производительность, которой удалось добиться в военные годы, – 15 самолетов в сутки. Всего же их было собрано 15 тысяч.
Куйбышевский завод № 18 им. Ворошилова стал третьим в стране по количеству изготовленных в годы войны самолетов. На его счету – 11,6% крылатых машин, выпущенных в Советском Союзе.
В победном 1945 году на предприятии освоили выпуск нового штурмовика – Ил-10.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте