Завод №35 Наркомата авиационной промышленности («Авиаагрегат»)

 76

Автор: Редакция

.


,

1 мая 2025 года на Аллее Трудовой Славы открылась выставка «Город Куйбышев. Трудовой подвиг», посвященная работе промышленных предприятий нашего города в период Великой Отечественной войны. Над ее созданием трудились в том числе и журналисты ДГ.

Мы хотим сделать материалы этой выставки доступными каждому горожанину и продолжаем серию публикаций, посвященных работе куйбышевских заводов и фабрик в годы Великой Отечественной войны.

В 1932 году близ деревни Ступино, что рядом с городом Каширой, началось строительство Комбината № 150 авиационной промышленности по производству винтов.

К концу 1937 года был освоен выпуск лопастей к винту ВИШ-6 для истребителей И-16, И-153. Перед началом войны Авиакомбинат № 150 работал над винтом АВ-5Л-123, которым оснащался истребитель МиГ-3.



С 22 июня 1941 года предприятие перешло на круглосуточный режим работы. 9 октября Наркомат авиационной промышленности издал приказ о немедленной эвакуации Авиакомбината № 150 и его ОКБ в город Куйбышев.

Путь в Куйбышев был тяжелым: налеты немецкой авиации, дождь, сменяющийся снегом и морозами, вынужденные простои на железнодорожных путях. Часть материалов была отправлена в наш город речным путем. Четыре плоскодонные баржи с цветным металлом и работниками дошли в Куйбышев, когда Волгу уже начал сковывать лед.

Приказом НКАП от 28 октября 1941 года Авиакомбинат № 150 был переименован в завод № 35. Его директором был назначен Александр Марочкин.


В Куйбышеве ступинцам выделили площадку строящегося завода № 295, основную часть территории которого занимал воронежский завод № 18 им. Ворошилова.

Корпус, в котором пришлось работать, был еще не достроен. Работы по монтажу освещения стартовали в ноябре 1941 года и к началу следующего были завершены лишь на половину. Отопление в цеха начало поступать лишь 10 декабря.

Особенно трудно было расконсервировать оборудование. Морозы в ноябре и декабре 1941 года стояли под 40 градусов, а станки надо было промывать от солидола и дегтя.

В начале 1942 года завод № 35 полностью исчерпал привезенный из Ступино запас дефицитных материалов для производства винтов. По распоряжению НКАП была налажена поставка заготовок лопастей по воздуху из Свердловска.

К июню 1942 года завод № 35 стал достигать плановых показателей. Во многом этому способствовала организация работы конвейера для сборки воздушных винтов. Годовой план в тяжелейшем 1942-м был даже перевыполнен.

При норме в 14747 винтов завод изготовил их 14984 штуки. Львиная их доля была марки АВ-5Л-158 и предназначалась для легендарного штурмовика Ил-2. Также производились винты для истребителей МиГ-3, бомбардировщиков Ил-4, ТБ-7, Ту-2.

Всего за годы войны на заводе № 35 было изготовлено более 90 тысяч винтов, из них около 50 тысяч  – для штурмовиков Ил-2 и Ил-10.


Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте