,
Осень 2024 года — время, богатое на праздники для самарских железнодорожников. Так, 25 октября свое 150-летие отметила Куйбышевская железная дорога.
В тени этого масштабного юбилея осталась другая весьма примечательная дата. 7 ноября 1944 года совершила свой первый рейс городская электричка, проследовавшая от железнодорожного вокзала до платформы Мирная.
Таким образом, этому виду транспорта исполнилось 80 лет. В связи с этим «Другой город» решил создать краеведческий дайджест станций и платформ, находящихся на территории Самары.
Сегодня мы расскажем о тех, что расположены на территории Кировского и Красноглинского районов.
Остановка № 1 — станция Средневолжская
Примерная дата появления: конец 1930-х годов
Административный район: Кировский
Вернакуляр (негласный район города): Городок металлургов
Ближайшая достопримечательность: музей-студия «И гений Пушкина нам освещает путь» (Олимпийская, 16).
Ответвление железной дороги, ведущее от Юнгородка в сторону Тольятти, своим появлением и дальнейшим ростом обязано двум волжским гидроэлектростанциям. Проектируемой и построенной.
Первую из них планировали строить в районе поселков Красная Глинка и Управленческий в 1937 году. Для доставки строительных грузов к этой площадке было решено построить железнодорожную ветку. Ее протяженность составила 42,5 километра.
1 января 1938 года «Волжская коммуна» писала: «Подготовлены 4 километра полотна и станционная площадка у Зубчаниновки, где будет производится прием и распределение материалов и оборудования, прибывающего на строительство».
В 1942 году в километре к северу от станции Сортировочная появилось ответвление — Линдовская железная дорога, которая вела к ГПЗ-4.
Во второй половине 1940-х годов близ станции организовали рабочий поселок. В 1952 году его жители жаловались на неблагоустроенность своего района.
Пройдет чуть более пяти лет и поселок при станции Сортировочная станет частью Городка металлургов.
В 1952 году линию от станции Сортировочная до поселка Красная Глинка включили в состав Куйбышевской железной дороги. Вдоль нее у тому моменту уже начали складываться дачные массивы.
Вот, например, заметка от июня 1946 года, в которой работник авиационного завода № 1 им. Сталина (ныне — РКЦ «Прогресс») жалуется на то, что поезда не останавливаются рядом с огородами авиаторов, и упоминает, что железнодорожная ветка «принадлежит нашему Министерству», т.е. министерству авиационной промышленности.
В 1959 году был электрифицирован участок отрезок железнодорожных путей до станции Водинская. Тогда же Сортировочная получила куда более звучное имя — Средневолжская.
Что любопытно, до 1967 года движение здесь осуществлялось всего по одному пути, хотя имевшаяся насыпь позволяла разместить три колеи.
Остановка № 2 — платформа Вишневая
Примерная дата появления: вторая половина 1950-х годов
Административный район: Кировский
Вернакуляр (негласный район города): Зубчаниновка
Ближайшая достопримечательность: бывший завода Coca-Cola (Магистральная, 80).
Первыми дачниками в этом районе в середине 1950-х годов стали куйбышевские железнодорожники.
Июль 1957 года.
Первоначальное название платформы — 8-й километр. Расстояние в данном случае отсчитывается от станции Безымянка. Благозвучное садово-дачное название Вишневая платформа получила в 1966 году.
«Волжский комсомолец» 29 июля 1966 года.
Со второй половины 1970-х годов рядом со платформой Вишневая, на улице Магистральной, 80 начал обустраивать свою прирельсовую базу ГПЗ-4 — взамен той, что находилась на проспекте Карла Маркса в районе станции Линдов городок.
В 1977 году через железнодорожные пути близ платформы Вишневая в створе Ракитовского шоссе был проложен путепровод.
О самой Вишневой в прессе писали мало. Нам удалось отыскать одну газетную заметку 1969 года, посвященную новой перронной площадке, увы, не оборудованной лестничными спусками.
Остановка № 3 — платформа Дачная
Примерная дата появления: вторая половина 1950-х годов
Административный район: Кировский
Вернакуляр (негласный район города): Зубчаниновка
Ближайшая достопримечательность: Зубчаниновское кладбище
Возможность заниматься садоводством и огородничеством на пресловутых шести сотках советские граждане получили в 1949 году.
В 1950-х годах пустующие земли между Московским шоссе, поселком Мехзавод, железнодорожной веткой и Ракитовским шоссе были превращены в дачные массивы.
От платформы Дачная отходит ответвление до станции Смышляевка, соединяющее тольяттинскую железнодорожную ветку с кинельской.
Ныне платформа Дачная более всего известна тем, что рядом с ней строится магистраль «Центральная».
Остановка № 4 — платформа Яблочная
Примерная дата появления: вторая половина 1950-х годов
Административный район: Красноглинский
Вернакуляр (негласный район города): Мехзавод
Ближайшая достопримечательность: река Орловка
Бывший 12-й километр. Платформа, затерянная в глубине дачных массивов, в истории Самары ничем не отметилась.
Единственное ее упоминание в куйбышевской прессе — заметка из «Волжской зари» от 22 октября 1985 года.
Остановка № 5 — станция Козелковская
Примерная дата появления: конец 1930-х годов
Административный район: Красноглинский
Вернакуляр (негласный район города): поселок Мехзавод
Ближайшая достопримечательность: территория АО «Салют» (бывший Куйбышевский механический завод).
В 1938 году для обеспечения стройплощадки Куйбышевского гидроузла металлоконструкциями и запасными частями, а также ремонта различных механизмов был образован Центральный механический завод, ныне известный нам как АО «Салют».
Для его нужд и была организована станция Козелковская. Со стороны железнодорожной станции находилась Северная проходная этого предприятия.
Январь 1977 года.
Во времена, когда движение на этой ветке было однопутным, здесь был разъезд для встречных поездов.
Рядом с Козелковской имеется подстанция, сооружённая в 1961 году. Тогда производились работы по электрификации участка желеной дороги от станции Водинская до Жигулевского моря.
Остановка № 6 — платформа Ягодная
Примерная дата появления: конец 1950-х годов
Административный район: Красноглинский
Вернакуляр (негласный район города): микрорайон Крутые Ключи
Ближайшая достопримечательность: Школа № 7 им. Калашникова (ул. Евгения Золотухина, 35)
В советское время Ягодная находилась в малолюдной местности. Так, в 1960-х годах дачные участки находились лишь вдоль железной дороги и к северо-востоку от платформы (нынешний СНТ «Дубовый Гай»).
Естественно, о ней писали крайне редко. В найденной нами газетной заметке от июня 1967 года рассказывается о проблемах, связных с пассажирскими платформами, в том числе и Ягодной.
В XXI веке рядом с Ягодной, на бывших полях совхоза «Красный пахарь», возвели микрорайон Крутые Ключи. Пассажирский трафик здесь многократно увеличился, и ныне это одна из немногих платформ на территории Самары, где делает остановку скоростной поезд «Ласточка».
Остановка № 7 — платформа Шведская слобода
Примерная дата появления: начало 1960-х годов
Административный район: Красноглинский
Вернакуляр (негласный район города): микрорайон Крутые Ключи
Ближайшая достопримечательность: ТЦ «Мега»
Эволюция названий этой платформы была следующей: 18-й километр, 176-й километр и с 2021 года,— Шведская слобода, в честь находящегося неподалёку ЖК.
Здесь железнодорожная линия пересекает старое Семейкинское шоссе.
Рядом находится поселок Козелки, жители которого в советский период и были главными пользователями этой платформы.
В 1974 году близ платформы 176-й километр начал работу асфальто-бетонный завод, до этого размещавшийся на улице Советской Армии, напротив парка Гагарина.
Следующие станции — 172-й километр, Водинская, 168-й километр, Сокская и Старосемейкино — находятся на территории Волжского района Самарской области и рассматриваться нами не будут.
Остановка № 8 — станция Царевщина
Примерная дата появления: конец 1930-х годов
Административный район: Красноглинский
Вернакуляр (негласный район города): поселок Красная Глинка
Ближайшая достопримечательность: Сокский карьер
Платформа, а позднее станция Царевщина строилась для нужд уже упомянутого нами в начале статьи Куйбышевского гидроузла.
В последующем здесь формировались грузовые составы для Сокского карьероуправления, завода «Электрощит», а после строительства моста через реку Сок — и Жигулевской ГЭС.
Движение по Сокскому мосту было открыто в апреле 1952 года.
Близ станции Царевщина существует небольшой поселочек, состоящий из семи малоэтажных жилых домов.
А вот поселок Горный, находившийся рядом с Сокским карьером, до наших дней не сохранился.
Остановка № 9 — станция Сок
Первый в нашем сегодняшнем маршруте полностью исчезнувший остановочный пункт. О существовании станции Сок мы можем узнать из расписания пригородных поездов 1962 года.
Находилась станция близ автомобильного кольца перед мостом через реку Сок. Вероятнее всего, появилась она тоже в годы строительства Гидроузла. Во всяком случае в 1950 году станция Сок уже существовала.
Железнодорожная линия после станции Сок поворачивает на юг и идет вдоль подножия Сокольих гор.
Но примерно до начала 1990-х годов здесь имелась ветка, ведущая на безымянный полуостров, где в советское время находилась лесобиржа. Этот перевалочный пункт для сплавлявшегося в плотах леса появился ориентировочно в 1940-х годах.
Карта Куйбышева 1970 года. Железнодорожная ветка, ведущая к лесобирже, отмечена красной стрелкой. Станция Сок — синей. Источник.
Станция Сок упоминается в газетной заметке от октября 1957 года. Там говорится, что она играла большую роль в доставке грузов на стройку нынешней Жигулевской ГЭС.
Здесь упоминается и Царевщина, якобы только что открывшаяся. Но скорее всего в 1957 году произошла ее реконструкция, вследствие которой эта станция смогла принимать грузовые составы.
Список избирательных округов 1954 года. В нем упомянуты и станция Царевщина, и станция Сок.
Остановка № 10 — станция Красная Глинка
Дата появления: 1939 год
Административный район: Красноглинский
Вернакуляр (негласный район города): поселок Красная Глинка
Ближайшая достопримечательность: Дом культуры «Искра»
При жизни здание станции (на фото выше) имело адрес 1-й квартал, 11. Движение по железнодорожной линии Безымянка — Красная Глинка открылсь 9 августа 1939 года.
Пассажирское сообщение с Красной Глинкой было весьма востребовано. Так, в 1958 году поезда сюда прибывали в том числе и со станции Куйбышев, в выходные дни имея в составе аж 16 вагонов.
Пассажирское железнодорожное сообщение до станции Красная Глинка существовало как минимум до середины 1970-х годов. Впоследствии, когда было налажено полноценное автобусное сообщение с этим отдаленным районом города, необходимость в электричке отпала.
И конечно же этой железнодорожной веткой активно пользовался завод «Электрощит».
Апрель 1974 года.
Остановка № 11 — платформа «Аэропорт Курумоч»
Дата появления: 1965 год
Административный район: Красноглинский
Вернакуляр (негласный район города): поселок Береза
Ближайшая достопримечательность: аэропорт Курумоч
Добраться в воздушную гавань города Куйбышева на чем-то кроме автобуса стало возможно с 1 августа 1965 года.
Впрочем, здесь имелись свои проблемы: слишком поздно в здании аэровокзала открывалась касса, где продавались билеты на электричку, и успеть после покупки добежать до платформы могли только самые расторопные.
В 1990-х годах электричка в поселок Береза была отменена. Уже в XXI веке делалось несколько попыток запустить ее снова.
Электрички от станции Самара до аэропорта Курумоч курсировали с августа 2016 по декабрь 2018 года, после чего маршрут был закрыт за нерентабельностью. Надежд на то, что на платформу «Аэропорт Курумоч» снова прибудет электропоезд, на данный момент мало.
Остановка № 12 — станция Задельная
Дата появления: начало 1960-х годов
Административный район: Красноглинский
Вернакуляр (негласный район города): поселок Прибрежный
Ближайшая достопримечательность: сквер Овчарова
Упоминание о селе Задельном в контексте железнодорожного сообщения связано с прокладкой линии от Куйбышева к площадке нынешней Жигулевской ГЭС.
Октябрь 1951 года.
Непосредственно территория села Задельное и одноименной железнодорожной станции вошли в состав Куйбышева в 1981 году.
Самые интересные заметки, посвященные станции Задельная, относятся к концу 1980 — началу 1990-х годов.
Тогда местные дачники жаловались на то, что добраться до своих шести соток им мешают стоящие на путях железнодорожные составы, в том числе принадлежащие АвтоВАЗу.
Под эти вагоны и платформы приходилось подныривать, что создавало неудобства, особенно пожилым людям.
Предыдущие части наших железнодорожных материалов:
Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Фото: Елена Вагнер, Евгений Альмяшев, Максим Федоров
В качестве иллюстрации также использован скриншот, сделанный с помощью сервиса Google-карты. 7 апреля 2022 года Роскомнадзор отнёс все сервисы Google к сайтам, нарушающим законодательство РФ.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте