НА ЭЛЕКТРОНЕ

ЖД станции и платформы Самары: Киркомбинат, Безымянка, Пятилетка, Мирная, Зубчаниновка. История и достопримечательности

 13 905

Автор: Редакция

.




,

Осень 2024 года — время, богатое на праздники для самарских железнодорожников. Так, 25 октября свое 150-летие отметила Куйбышевская железная дорога.

В тени этого масштабного юбилея осталась другая весьма примечательная дата. 7 ноября 1944 года совершила свой первый рейс городская электричка, проследовавшая от железнодорожного вокзала до платформы Мирная.

Таким образом, этому виду транспорта исполнилось 80 лет. В связи с этим «Другой город» решил создать краеведческий дайджест станций и платформ, находящихся на территории Самары.

Сегодня мы расскажем о тех из них, что расположены на территории и вблизи главного негласного района нашего города — Безымянки.

Остановка № 1 — платформа Киркомбинат

Примерная дата появления: вторая половина 1920-х годов

Административный район: Советский
Вернакуляр (негласный район города): поселок Киркомбинат
Ближайшая достопримечательность: Храм Царственных страстотерпцев (Бобруйская, 83).


Источник фото

До получения имени собственного эта платформа называлась 133-м километром. Тот самый кирпичный комбинат организовали в 1933 году на базе трех заводов, существовавших здесь еще со времен НЭПа.



Июль 1928 года

В 1944 году, в ходе работ по запуску электрички, в районе платформы Киркомбинат соорудили промежуточную подстанцию.

Как минимум до конца 1950-х годов здесь, в створе Измайловского переулка, имелся и переезд через железнодорожные пути. В тот же период активно застраивался поселок Мясокомбинат, и его жители пользовались услугами платформы «Киркомбинат».


Рядом с платформой Киркомбинат находились теплицы Куйбышевской дистанции защитных лесонасаждений, о чем сообщает газетная заметка 1961 года.

Также добавим, что по расписанию движения поездов Самара-Златоустовской железной дороги 1936 года, между нынешними платформами Толевая (в расписании отсутствует) и Киркомбинат  существовал некий блок-пост № 2, где останавливались некоторые пригородные поезда.

Вот как эта локация выглядит сейчас.

Остановка № 2 — платформа Стахановская

Примерная дата появления: начало 1930-х годов

Административный район: Советский
Вернакуляр: Безымянка
Ближайшая достопримечательность: памятник шоферам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (перекресток улиц Гагарина и 22 Партсъезда).

Стахановская — бывший 135-й километр. Можно предположить, что организация этой платформы была связана с переездом на Безымянку предприятия, в середине 1920-х именовавшегося повозочной мастерской кустарно-кооперативной артели «Ход».

К середине 1930-х годов это уже был полноценный завод.



Декабрь 1933 года

В 1941 году на его площадях разместили завод № 454 НКАП из Киева, позднее известный как завод аэродромного оборудования «Старт» (Заводское шоссе, 14 с различными литерами).

Платформа получила свое название благодаря существовавшему неподалеку поселку Стахановский.

Его частные домики находились в районе нынешней станции метро «Победа». Существовал Стахановский примерно с конца 1930-х до начала 1960-х годов, когда этот район застроили многоквартирными домами.

Что касается железнодорожной платформы, то в прессе ее упоминали не часто. А если и делали это, то, естественно, критиковали по разным поводам.

Остановка № — станция Безымянка

Примерная дата появления: 1885 год

Административный район: Советский
Вернакуляр: Безымянка
Ближайшая достопримечательность: бюст Николая Кузнецова в сквере Авиаконструкторов


Год появления на свет нынешней станции Безымянка взят нами из краеведческой статьи в газете «Куйбышевский железнодорожник» от 18 июля 1940 года:

«Для усиления пропускной способности на участке Батраки — Оренбург в 1885 году были сооружены разъезды Майтуга, Безымянка и Кинель, а в 1898 году уложен второй путь между станциями Самара и Кинель».

В 1915 году между железнодорожным вокзалом и станцией Безымянка был проложен третий путь. Можно предположить, что это было сделано не в последнюю очередь из-за начинавшегося строительства железнодорожно-ремонтного завода, впоследствии известного как Сажерез, КЗЗЧ им. Куйбышева и, наконец, ГПЗ-9.

В октябре 1933 года «Волжская коммуна» аттестовала этот третий путь как «мертвый, заросший травой».


Здесь нужно уточнить, что первоначально, примерно до конца 1930-х годов, станция Безымянка находилась в створе улицы Калинина, т.е. ближе к нынешней платформе «Пятилетка».

На это указывает уже упомянутое нами расписание движения поездов Самара-Златоустовской железной дороги за 1936 год. Согласно ему, расстояние от станции Куйбышев до станции Безымянка составляло 11,5 км, что соответствуют указанным нами координатам.

Поток пассажиров значительно возрос после пуска в эксплуатацию в конце 1935 года реконструированного железнодорожно-ремонтного завода. Но даже это не стало поводом к строительству зала ожидания.


20 октября 1937 года

Нынешнее местоположение, в створе улицы Ново-Вокзальной, станция Безымянка получила в начале 1940-х годов.

Проблемы с пассажирским павильоном не пропали и в послевоенный период.


Октябрь 1955 года

Близился полувековой юбилей революции. Космический Куйбышев готовился стать городом-миллионником. А станция Безымянка так и продолжала доставлять неудобства пассажирам.

«Управление дороги «забыло» возвести платформу, и вскарабкаться на подножку могут разве немногие, не лишенные спортивной закалки», — писала в июне 1965 года «Волжская коммуна».

Ныне на Безымянке есть две пассажирские платформы – высокая для электричек и низкая для поездов дальнего следования.

Закончить же наш рассказ о станции Безымянка хочется на мажорной ноте. Заметка из газеты «Куйбышевский железнодорожник» от 30 июля 1957 года сообщает об ударной работе коллектива электромонтажного поезда 702.

Именно в 1957 году железнодорожное направление Куйбышев – Кинель было полностью электрифицировано.

Остановка № 4 — платформа Пятилетка

Примерная дата появления: первая половина 1940-х

Административный район: Советский
Вернакуляр: Безымянка
Ближайшая достопримечательность: Кировский вещевой рынок

В середине 1920-х годов началась застройка поселка «Город-сад» при железнодорожной станции Безымянка. Той самой, что находилась в створе улицы Калинина.


В первой половине 1930-х годов название Безымянка решили заменить на более созвучное эпохе. Так, в газетной заметке от 22 июля 1932 года сообщалось:

Советский базар организуется в поселке при станции Пятилетка (бывш. Безымянка).

Упомянутый базар просуществует в районе железнодорожной платформы до конца 1950-х годов, а одна из улиц бывшего «Города-сада» и поныне носит название Рыночная.

Название Пятилетка применительно к району города не прижилось. Но одноименная железнодорожная платформа существует на своем нынешнем месте — со времен Великой Отечественной войны и по сей день.



Апрель 1988 года

Сейчас ведется проектирование транспортно-пересадочного узла «Пятилетка», частью которого станет и железнодорожная платформа.

Остановка № 5 — платформа Красное озеро / Малая Безымянка

Первая на нашем пути не сохранившаяся платформа. Появилась она, судя по всему, в 1930-х годах, когда поселок железнодорожников «Город-сад» значительно разросся, да и в целом Безымянка стала куда более населенным районом.

Название Красное озеро мы встречаем в уже упомянутом нами расписании поездов за 1936 год. Расстояние между этой платформой и станцией Куйбышев составляло 12,7 км, что примерно соответствует отрезку железной дороги в районе Саянского переулка и улицы Юбилейной. Останавливались на Красном озере только пригородные поезда, да и то не все.

Название она получила благодаря одноименному совхозу, который находился где-то в районе пересечения улицы Ветлянской и проспекта Кирова .

Под названием же Малая Безымянка платформа фигурирует на карте города 1940 года.


После открытия платформы 139-й километр, т.е. нынешней Мирной, надобность в Малой Безымянке отпала.

Название же Красное озеро осталось на железнодорожной карте Самары. Так называется грузовая станция на Совхозном проезде.

Между станциями Пятилетка и Мирная, в районе улицы Юбилейной, имеется ответвление в сторону Юнгородка. Здесь, за Заводским шоссе, находится грузовая станция Самарка.

Другая железнодорожная ветка проходит по той части Юнгородка, которая в 1940—50-х годах именовалась Призаводской площадкой (район Старого и Стационарного переулков).

Появилась она примерно в 1951 году для связи Куйбышева с площадкой строительства Жигулевской ГЭС.

Остановка № 6 — платформа Мирная

Примерная дата появления: 1944 год

Административный район: Промышленный
Вернакуляр: Юнгородок
Ближайшая достопримечательность: бывший профилакторий завода «Прогресс» (Стационарный переулок, 4).

Первоначальное название — платформа 139-й километр. Название Мирная появилось не ранее 1962 года.



Расписание электричек 1962 года

7 мая 1944 года на торжественном открытии линии Куйбышев — Безымянка присутствовали два региональных руководителя, которые впоследствии дослужатся до министерских портфелей.

Так, первый секретарь обкома Василий Жаворонков в 1948 году станет министром торговли, а начальник Куйбышевской железной дороги Борис Бещев — министром путей сообщения.

Тогда же, в 1944 году, было построено моторвагонное депо «Безымянка», ныне имеющее адрес ул. Земеца, 20 корпус 1.

Связь исторического центра и Юнгородка посредством электричек была актуальна и в позднесоветское время. Так, в летнем расписании на 1984 год указаны 10 поездов, следовавших по  короткому по нынешним временам маршруту от станции Куйбышев до платформы Мирная.

Остановка № 7 — платформа Интернатная

Второй на нашем пути не сохранившийся остановочный пункт. Платформа Интернатная находилась в районе пересечения улиц Литвинова и Конструктивной.


Появилась она не позднее 1963 года, о чем свидетельствует следующая газетная заметка от 20 сентября.

Главной причиной устройства этой платформы было, судя по ее названию, открытие спецшколы-интерната (Литвинова, 272).

Кроме того, на рубеже 1950—60-х годов произошла окончательная смычка Зубчаниновки и Восточного поселка Безымянки. То есть был застроен частными домами район пересечения улицы Магистральной и Зубчаниновского шоссе.

Наверняка радовались открытию Интернатной дачники, чьи участки в ту пору еще находились вдоль железнодорожной полосы. Возможно, в этом районе существовала и одна из проходных завода «Прогресс».

В 1990-х годах платформа Интернатная стала значительно менее востребованной и была демонтирована.

Остановка № 8 — платформа Зубчаниновка

Примерная дата появления: первая половина 1910-х годов

Административный район: Кировский
Вернакуляр (негласный район города): Зубчаниновка
Ближайшая достопримечательность: музей истории поселка в школе № 34 (Изыскательская, 28)

Платформа находится близ перекрестка улиц Литвинова и Транзитной. Последняя до 1956 года именовалась улицей Льва Толстого и считалась центральной в поселке.

Нахождение платформы в такой густонаселённой и при этом оторванной от других видов транспорта локации давало большую пищу для критических заметок в прессе.

В августе 1928 года газета «Волжская коммуна» писала:

«Вокзальное помещение в Зубчаниновке еле-еле вмещает 30 человек, между тем количество пассажиров часто достигает до 300. Не пора ли подумать о постройке хотя бы крытой платформы на случай ненастной погоды?»

Заметка от декабря 1935 года посвящена тому, что длина старой пассажирской платформы не соответствует длине состава в 7-8 вагонов.


В годы войны население Куйбышева увеличилось в полтора раза, в том числе стала более населенной и Зубчаниновка. Пассажиров здесь стало больше, а вот пригородных поездов — нет.

Об этом рассказывают заметки от весны 1946 года из газеты куйбышевских железнодорожников «Большевистское знамя».

Вызывал неизменные нарекания и вокзал, он же зал ожидания на платформе Зубчаниновка.

Сейчас зал ожидания на платформе Зубчаниновка и вовсе отсутствует.


В конце 1990-х годов из-за ветхости были демонтированы пешеходные мостики над железнодорожными путями. Переход через них теперь выглядит так.

В декабре прошлого года здесь случилась трагедия. Женщина поскользнулась на нерасчищенном переходе и попала под поезд.

На этом вторая часть нашего исследования железнодорожных платформ и станций подходит к концу, так как следующая на этом направлении — Смышляевка — находится уже на территории Волжского района.

До этого населенного пункта электрички дошли в 1951 году.

В качестве дополнения мы нанесли на яндекс-карту все станции и платформы, которые упоминаются в расписании поездов за 1936 год.

В следующий раз мы исследуем участок железной дороги, проходящий по территории Кировского и Красноглинского районов Самары.


Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев

Фото: Евгений Альмяшев, Максим Федоров

В качестве иллюстрации также использован скриншот, сделанный с помощью сервиса Google-карты. 7 апреля 2022 года Роскомнадзор отнёс все сервисы Google к сайтам, нарушающим законодательство РФ.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте