НЕМЕЦКИЕ И ФИНСКИЕ

Уникальная карта и история предка Городка металлургов — поселка при станции Сортировочная

 1 361

Автор: Андрей Артёмов

.



,

Карта попала в руки ДГ благодаря краеведу Павлу Пешкову и начальнику отдела использования архивных документов СОГАСПИ, кандидату исторических наук Евгению Малинкину.

Авторы карты — специалисты строительного треста №11, который был организован в 1943 году и первые свои объекты возводил на Безымянке. Перед тем, как продемонстрировать вам ее целиком, немного истории.

В 1937 году началось сооружение железнодорожной ветки от Безымянки к поселку Красная Глинка. Там, в свою очередь, велась подготовка к строительству Куйбышевского гидроузла, который планировалось разместить в створе Жигулевских и Сокольих гор. К январю 1938 года было уложено четыре километра железнодорожного полотна и создана станция, ныне известная нам как Средневолжская.


Следующей реперной точкой нашего рассказа станет 1 мая 1942 года, когда была принята в эксплуатацию Линдовская железнодорожная ветка, связавшая район станции Сортировочная с территорией 4 ГПЗ.

На представленном ниже скриншоте Яндекс-карты видна ее нынешняя протяженность. Сейчас Линдовская железная дорога заканчивается на подступах к территории шоколадной фабрики. Красной линией отмечена ее первоначальная трассировка.


Да, до начала строительства Куйбышевского металлургического завода (ныне — АО «Арконик СМЗ») железнодорожная ветка проходила по его нынешней территории.

Здесь нужно отметить, что территория между Линдовской железной дорогой и улицей Пугачевской (1-я линия Безымянки) в годы войны была совершенно свободной от какой-либо застройки, не считая нескольких двухэтажных домов близ станции Сортировочная.

Пустующая территория, да еще и поблизости от Юнгородка не могла не привлечь внимания руководства тамошних авиационных заводов. Как итог, в 1947 году здесь было начато строительство индивидуальных домов для их работников. Тогда же к этому делу подключился и стройтрест №11, оставивший после себя кварталы двухэтажных домов. А вот теперь можно взглянуть и на нашу карту.

На ней запечатлена часть нынешнего Городка металлургов, ограниченная слева улицей Марии Авейде, снизу — Олимпийской, справа — Алма-Атинской, сверху — Нагорной.


Первое, что бросается в глаза, — ни одного современного названия улицы на карте нет. Так, проспект Металлургов на ней скрывается под названием 4-я улица. Удивительно, но тогда в дорожно-транспортном плане эта улица была аутсайдером. Будущий проспект Металлургов не был асфальтирован, и делать это не планировалось. Перпендикулярно ему идут переулки — 3-й — нынешняя улица Строителей, 4-й — Путейская, 5-й — Алма-Атинская.

Лишь одна улица имеет имя собственное — Сортировочная. Вероятнее всего, именно она должна была быть главной в поселке и выходить на железнодорожную станцию. Ныне эта улица называется Балтийской, а о ее существовании знают даже не все жители Металла. Между ней и улицей Марии Авейде отмечен квартал с синими прямоугольниками. Эти двухэтажки, построенные трестом №11, стоят по сей день.

Построены они были в 1949 году по типовому проекту, разработанному «Союзмонтажжилстроем» (архитекторы Лозовский Ф. А., Каневская Н. В.).



Интересны и упоминания «импортных» домов — финских и немецких, которые возводил стройтерст №11. Свои названия они получили из-за того, что доставлялись в счет репараций из Финляндии и Германии соответственно. По информации из всемирной паутины, в СССР они прибывали в виде набора деталей и собирались на месте как конструктор. Также производство финских и немецких домов было освоено домостроительными комбинатами СССР.

Увы, фотографий этих построек в Городке металлургов не сохранилось. Исключение составляет лишь эта фотография, на который видны домики, предположительно финские. По сумме найденной в интернете информации можно заключить, что они были меньше по площади и выглядели менее презентабельно, нежели немецкие.

На месте финских домиков, что запечатлены на следующем фото, сейчас стоит пятиэтажка с адресом проспект Металлургов, 86 / Строителей, 31.


Немецкие же, по всей видимости, выглядели примерно так, как вот эти уцелевшие дома в районе улиц Советской, Енисейской, проспекта Юных Пионеров и Ташкентского переулка.

Помимо стройтреста №11 возведением домов в поселке при станции Сортировочная занимались авиационные заводы-гиганты. Хронологию их строительных усилий можно проследить по архивным документам. Вот, например, два из них, повествующие о вводе жилья для работников будущего «Авиакора».


Следующий документ сообщает нам о том, что помимо указанной на схеме великой троицы (заводы им. Сталина, им. Ворошилова и им. Фрунзе) на свое место под солнцем поселка Сортировочный претендовали будущий «Авиаагрегат» (завод №35) и «Старт» (завод №454).



Интересен и следующий документ. В нем рассказывается о том, что заводу п/я 143 (все тот же «Авиакор») под застройку выделяются кварталы №18 и 20 в Кировском районе при станции Сортировочная. Судя по схеме, находились они за нынешней улицей Алма-Атинской.

Дело в том, что в те годы она не была крайней в этом районе. Еще ближе к нынешней территории металлургического завода проходила улица Байкальская. На спутниковом снимке 1965 года мы отметили ее красной линией. Синяя линия — улица Гвардейская.


Но вернемся к самому документу. Обратите внимание, что строительство жилых домов можно было начать только после снятия урожая индивидуальными огородниками. Это намекает на сельскохозяйственную направленность территории между тогдашней улицей Алма-Атинской и Линдовской железной дорогой.

Увы, куйбышевские газеты про поселок при станции Сортировочной совсем не упоминали. Исключение составила многотиражка завода «Прогресс», в которой краеведу Евгению Альмяшеву удалось найти две заметки об этой локации.

Первая датирована декабрем 1956 года. Из нее мы узнаем, что в 1956 году в частные дома поселка при станции Сортировочная был проведен газ.

А вот заметка от 1 ноября 1961 года, повествующая об аморальном поведении слесаря завода «Прогресс» Чугунова. Товарищеский суд цеха №9 его единогласно осудил, но нас интересует не это. Описанный в заметке инцидент произошел на улице Путейской, 43б, в одном из тех самых домов поселка при станции Сортировочная.

Находился дом №43б по улице Путейской в квартале между улицами Енисейской, Алма-Атинской и Республиканской. Нужно сказать, что окончательный снос частного сектора произошел уже в 1990-х годах.

В заметке не говорится, принадлежал ли вышеуказанный дом непосредственно товарищу Чугунову, или свой пьяный дебош он устроил на чужой жилплощади. Но на схеме 1948 года этот квартал закреплен именно за заводом №1 им. Сталина, т.е. «Прогрессом».


Синяя линия — улица Путейская, зеленая — Енисейская.

В начале 1950-х годов поселок при станции Сортировочная вступил в поединок с только нарождающимся Городком металлургов. Его финские и немецкие домики, построенные авиационными заводами Юнгородка, долгие годы количественно одерживали верх над кирпичными домами, возводимыми для металлургов (впрочем, Куйбышевский авиационный тоже ими отметился). Перевес в сторону последних был достигнут только в эпоху застоя. К середине 1970-х годов частные домики в Городке металлургов стали переходить в разряд экзотики. Железнодорожная станция к тому моменту уже давно сменила свое название на более благозвучное имя Средневолжская.

Ныне топоним «поселок при станции Сортировочная» давно и прочно позабыт. Память о нем сохраняют лишь архивные документы и старые газеты. А сколько таких по всей необъятной Самаре? Вот взять хотя бы тот же завод «Прогресс». В 1953 году он радиофицировал жилой поселок в районе лесоразработок.


Где на степных просторах Безымянки находился этот населенный пункт, нам еще предстоит узнать.


Текст: Андрей Артемов
Газетные заметки: Евгений Альмяшев
Архивные документы: Евгений Малинкин

Фото: Андрей Артемов, Елена Вагнер

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте