Грани творчества

Василий Акимов: самарский художник, скульптор и изобретатель

 351

Автор: Редакция

.


,

Любителям истории и архитектуры Самары Василий Акимов известен прежде всего как мастер, создавший скульптуры физкультурницы и рабочего с книгой, украшающие здание театра оперы и балета.

Но Василий Петрович был человеком с множеством дарований, в том числе на его счету есть и запатентованное изобретение.

Биографию известного самарского скульптора изучили и поделятся интересными находками с вами сотрудницы Российского государственного архива в городе Самаре Елена Румянцева и Наталья Скрипкина.

Слово архивиста

Удивительно, но склонность к изобретательской деятельности характерна не только для технарей. Даже в естественнонаучной или гуманитарной сфере можно найти возможности для инженерного творчества. Главное – иметь воображение и желание воплощать свои идеи на практике.

Яркое подтверждение этому – многочисленные материалы заявок на изобретения, поданные учителями, врачами, художниками, представителями многих других специальностей, а также завершившими свою трудовую деятельность пенсионерами.

Богатое документальное собрание по истории развития изобретательского творчества в различных отраслях народного хозяйства хранится в Российском государственном архиве в г. Самаре (РГА в г. Самаре) в составе фонда Р-1 «Архивная коллекция «Заявочные материалы на изобретения (из фондов Комитета Российской Федерации по патентам и товарным знакам и его предшественников)».

Обложки дел 1926–1969 гг. из архивной коллекции «Заявочные материалы на изобретения» РГА в г. Самаре.

Имя Василия Петровича Акимова хорошо известно самарцам, изучающим историю своего края, и людям творческих художественных профессий.

Но мало кто знает, что Василий Петрович был и изобретателем, которого подвигло на рождение научно-технической идеи и ее документальное оформление событие, произошедшее в 1928 году и всколыхнувшее мировую общественность. Но обо всем по порядку.

Изучить вехи творческого художественного пути скульптора Акимова помогли материалы личного дела, находящиеся на хранении в Самарском региональном отделении ВТОО «Союз художников России», а материалы заявки на изобретения из фонда Российского государственного архива в г. Самаре откроют широкой общественности Акимова-изобретателя.

Ефанов В.П. Портрет скульптора В.П. Акимова. 1942 г. Холст, масло. Самарский областной художественный музей.

Дореволюционная биография мастера

Василий Акимов родился в 1894 г. в селе Елховка Самарского уезда Самарской губернии. Его отец трудился ночным сторожем у помещицы Докучаевой, мать вела домашнее хозяйство и вечерами работала в сельской библиотеке. В 1901 г. семья Акимовых переехала на постоянное место жительства в Самару, где глава семьи устроился дворником.

Знаменательным событием в жизни будущего профессионального художника можно считать встречу с известным самарским купцом, меценатом, краеведом, художником Константином Павловичем Головкиным.


К.П. Головкин

Василий Акимов с детства любил рисовать, поражая окружающих своей одаренностью. По окончании четырех классов церковно-приходской школы был отдан «в люди» – на ученье мастеру вывесок К. Павлову.

Юный подмастерье не прослужил «в живописцах» и года: бежал к родителям от крутого нрава и регулярных побоев учителя, о чем позже честно признавался в своих автобиографиях.

А вот на следующем месте службы у Василия все сложилось более чем удачно: он начал работать «магазинным мальчиком» у К.П. Головкина в его фирменном магазине на улице Панской, 34 (ныне Ленинградская). Здесь продавались писчебумажные товары, сувениры из-за рубежа, а также все необходимое для фотографии и живописи.

В свободное от работы время сын сельской библиотекарши усиленно занимался самообразованием: запоем читал книги из магазина Головкина, пропадал вечерами в городских библиотеках. 

«Книги учили меня думать, отличать правду от лжи, утвердили мечту стать художником», – писал он позже в одной из своих автобиографий.

В 1909 году Акимов поступил на вечерние курсы при Обществе народных университетов, чтобы получить аттестат зрелости. Однако проучился он всего полтора года, потому что курсы закрыли. Часть заработанных денег подросток тратил на оплату частных уроков, которые брал у гимназистов старшего класса.

Хозяин, Константин Павлович, во многом способствовал его творческому развитию: часто брал с собой на этюды в качестве помощника. Уроки живописи и рисунка Василию давал в своей изостудии художник Федор Перов, а первые уроки скульптуры – художник-монументалист, скульптор Валентин Фирсов-Шибаев.

Именно Акимов в 1910 г. помогал Константину Головкину сооружать двух декоративных слонов для украшения загородной резиденции, ныне известной по всей России как «Дача со слонами». Эти железобетонные фигуры – одна из туристических достопримечательностей Самары – видны с судов, идущих по Волге.

Что касается первых самостоятельных скульптурных работ Василия Акимова, то ими были бюсты отца, товарища и скульптурный портрет сестры. Как следует из его автобиографии, начинающий ваятель остался доволен этими своими творениями: «Успех. Окончательно потянуло к скульптуре».

Петр Акимов позирует сыну Василию. Из материалов личного дела В.П. Акимова. Самарское региональное отделение ВТОО «Союз художников России».

Однако первый профессиональный успех пришел к Акимову как к живописцу, в 1914 году, перед началом Первой мировой войны. Он впервые продемонстрировал свои этюды, посвященные Самаре и ее окрестностям.

Все работы были проданы на выставке. Окрыленный успехом, Василий отправился в Казань – поступать в художественную школу. Однако учиться в ней молодому художнику было не суждено: по дороге его застала всеобщая мобилизация.

Акимов был досрочно призван на военную службу и после ускоренного курса молодого бойца отправлен рядовым на фронт. Здесь, после четырех месяцев боев, проявил еще одну грань своего таланта: когда 172-й пехотный Лидский полк набирал музыкантов, он прошел отбор и до конца войны играл на баритонгорне в полковом оркестре.

При этом, будучи на Карпатском фронте, много рисовал, лепил и даже занимался резьбой по дереву. Пройдя путь от Прибалтики до Восточной Пруссии и Румынии, в 1918 г. был демобилизован.

Возвращение на Волгу

Вернувшись в Самару, Василий Акимов работал художником-декоратором и бутафором в театрах, оформлял «Красные уголки», писал лозунги и плакаты для воинских частей, рисовал обложки для журнала «Красная Армия»…

Закончив педагогические курсы, преподавал черчение и рисунок в 7-й военно-инженерной школе при Первых пехотных курсах вплоть до перевода ее в Казань в 1922 г. Руководил созданной им же изостудией в красноармейском Клубе имени Карла Либкнехта.

Но наиболее яркое выражение талант Акимова получил в станковой и монументальной скульптуре. Один из лучших ваятелей Поволжья, работавших в духе соцреализма, он с 1918 г. начал оформлять самарские улицы скульптурой.

Впервые – по личной просьбе председателя Самарского Губернского революционного комитета Валериана Владимировича Куйбышева вылепил горельефный портрет Карла Маркса для постамента памятника В.И. Ленину (бывшему монумента Александру II).

Из документов личного дела В.П. Акимова. Самарское региональное отделение ВТОО «Союз художников России».

Василий Петрович быстро стал главным художником Самарского губернского комитета ВКП(б), украшал город к празднествам, исполнял правительственные заказы на барельефы, мемориальные доски, декоративно-монументальные работы. Только за 1918-1919 гг. он создал барельефы с портретами К. Маркса, В.И. Ленина, Г.Д. Линдова, К. Либкнехта, Р. Люксембург.

С 1924 г. Акимов стал членом Самарского общества пролетарских художников (с октября 1925 г. – Самарский филиал ассоциации художников революционной России).

Неприятные приключения итальянцев в Арктике

Человек огромной работоспособности, неравнодушный, с пытливым умом, активной гражданской позицией, Василий Акимов не мог остаться в стороне от событий, произошедших в мае 1928 года в Арктике.

24 мая итальянская экспедиция под руководством генерала Умберто Нобиле достигла Северного полюса на дирижабле «Италия», а 25 мая воздушное судно потерпело крушение над Баренцевым морем. Из 18 членов экипажа выжили 9 человек.

Эти трагические события вызвали у художника Василия Акимова желание помочь попавшим в беду людям и привели его к изобретательству.

Заявка на изобретение «Способ принятия грузов с земли на трос аэроплана, находящегося в воздухе», была подана им в Комитет по делам изобретений ВСНХ СССР буквально через месяц после трагедии – в июле 1928 г.

Акимов В.П. Способ принятия грузов с земли на трос аэроплана, находящегося в воздухе. Заявление. Патент № 36182. 1928 г. РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 6358. Л. 1.

В заявлении указан адрес той самой маленькой квартиры-мастерской Акимова на ул. Садовой, 158, в которой он долгое время жил, работал, а вечерами встречал гостей – близких друзей-художников:

— Николая Сергеевича Копылова,
— Алексея Александровича Андриянова,
— Василия Егоровича Панкратова,
— Александра Андреевича Любимова,
— Бориса Михайловича Пемова,
— Василия Григорьевича Попова,
— Павла Ивановича Сабанова,
— Михаила Ильича Свидерского и многих других.

В материалах заявки на нескольких листах, написанных рукой мастера, подробное описание изобретения, рисунки и схемы. А также решение о выдаче патента на изобретение.

О том, что послужило толчком к этому изобретению, Василий Акимов отвечает сам в предваряющем докладе:

«Всем известно, с каким интересом весь культурный мир и всякий мало-мальски грамотный человек следит за событиями последних дней в связи с кампанией по спасению экспедиции Нобиля и др. Не являя собой исключение, я также интересуюсь ходом этой мировой драмы.

На днях в одном из номеров газеты «Известия» я наткнулся на статью, в которой приведены были мнения германских специалистов по поводу дела спасения экспедиции Нобиля. Основным в этих мнениях является тот взгляд, что спасти экспедицию может лишь ледокол или мощный дирижабль и только. Мысль же и надежда спасти потерпевших при помощи кабеля или сетей, сброшенных с аэроплана, специалистами отвергнута как нереальная…».

Далее автор пишет о том, что изучил техническую литературу, проконсультировался со специалистами в области авиации и начал работу над способом поднятия людей и грузов на аэроплан  при помощи троса.

Акимов В.П. Способ принятия грузов с земли на трос аэроплана, находящегося в воздухе. Чертеж. Патент № 36182. 1928 г. РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 6358. Л. 24, 28, 41.

Способ принятия грузов с земли на трос аэроплана, находящегося в воздухе. Чертеж. Решение о выдаче патента. Патент № 36182. 1928 г. РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 6358. Л. 28, 41.

Изобретение Василия Петровича Акимова было запатентовано в 1930 году.

Физкультурница и рабочий

В 1936 году на Коммунальной площади (ныне площадь Куйбышева) началось строительство «храма трудового народа» – Дворца культуры. Василию Акимову поручили создать для него две монументальные, почти четырехметровые, скульптуры.

3 сентября 1938 г. в газете «Волжская коммуна» была опубликована фотография Василия Петровича за работой над фигурой рабочего – удивительно похожего на своего создателя в молодости. Что касается скульптуры физкультурницы, то по одной версии моделью послужила супруга ваятеля, по другой – его знакомая Мария Николаевна Шуман. Диктор Совинформбюро, после эвакуации в начале 1940-х гг. в Куйбышев она трудилась в бухгалтерии оперного театра.


Вырезка из газеты «Волжская коммуна», 3 сентября 1938 года

Так или иначе, сделав множество эскизов, много раз варьируя композицию каждой скульптуры, Акимов создал великолепные произведения соцреализма.

Перед нами – образы не просто мужчины и женщины, но Адама и Евы коммунистического рая на земле. В этих двух фигурах их творец воплотил представления многих художников советской эпохи о гармонии духовного, интеллектуального и физического начал в человеке.

В монументальной скульптуре интерес представляют и другие работы Акимова, например, гипсовый памятник великому полководцу Гражданской войны Василию Чапаеву, открытый 5 сентября 1949 г.

Он сохранился до наших дней, находится недалеко от здания администрации городского округа Чапаевск в центральном Парке отдыха им. Чапаева.

Интересный факт: позировал Василию Петровичу сын легендарного начдива Александр Васильевич, который был очень похож на своего отца.

На благо музейщиков и не только

После Великой Отечественной войны Василий Акимов выполнил еще немало монументальных скульптур для Самары.

Только для Куйбышевского литературного музея А.М. Горького (ныне – Самарский литературно-мемориальный музей имени М. Горького) он создал бюст Алексея Толстого, скульптурный портрет Владимира Короленко, а также портреты самого писателя Максима Горького и героев его произведений – Ниловны, Данко…

В 1937 г. Василий Акимов получил членский билет № 16 Куйбышевского областного Союза советских художников, а в 1941–1952 гг. был его председателем.

В истории Самарского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» Василий Петрович – один из самых самобытных и активных его организаторов и членов, много сделавший для становления и упрочнения городской скульптурной школы.

Среди материалов личного дела Василия Акимова, хранящегося в Самарском отделении ВТОО «Союз художников России», есть ходатайство Куйбышевского отделения Союза художников РСФСР Президиуму Обкома Союза работников культуры о присвоении ему звания «Заслуженный художник РСФСР» .

Это почетное звание Василий Петрович получил в 1969 г. за выдающиеся заслуги в области изобразительного искусства.


Из документов личного дела В.П. Акимова. Самарское региональное отделение ВТОО «Союз художников России».


Многие произведения талантливого ваятеля время не пощадило, но и те из них, которые может увидеть наш современник, позволяют оценить творческий размах автора.

Основные произведения Василия Акимова:

— монументальные композиции «Рабочий с книгой» и «Физкультурница с мячом» (1938 г., фасад Самарского академического театра оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича);
— скульптурные композиции «Песнь о Соколе» (1939 г., Самарский областной художественный музей) и «Алексей Пешков – грузчик» (1939 г., Самарский литературно-мемориальный музей имени М. Горького);
— памятник Василию Чапаеву (1949 г., г. Чапаевск, Парк отдыха имени В.И. Чапаева);
— бюст В.В. Маяковского (настольный) (1954 г., Государственный музей В. В. Маяковского (Москва).

Список работ Василия Акимова. Автограф. Из документов личного дела В.П. Акимова. Самарское региональное отделение ВТОО «Союз художников России».

Василий Петрович ушел из жизни в марте 1977 г. в возрасте 83 лет. Его имя включено в проект Реестра выдающихся личностей, связанных с Самарской областью, в целях увековечивания их памяти.

Можно сказать, что изобретения и творчество часто идут рука об руку, играя важную роль в развитии техники и науки и внося вклад в культуру и искусство.

Творческие люди с живым умом, интересом ко всему, что происходит вокруг, рождают свои идеи. Именно благодаря их усилиям и стремлениям происходит постоянное развитие и прогресс.

Авторы текста: Елена Румянцева, Наталья Скрипкина

Список источников:

1) Акимов В.П. Способ принятия грузов с земли на трос аэроплана, находящегося в воздухе. Заявление. Патент № 36182. 1928 г. © РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 6358.

2) Акимов Василий Петрович. Личное дело. Архив Самарского регионального отделения ВТОО «Союз художников России».

3) Зайцева Н.В. Василий Акимов. 1894–1977. Серия «Прекрасного след». Самара, 2011. Архив Самарского регионального отделения ВТОО «Союз художников России».

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте