,
Мы продолжаем цикл материалов о заброшенных дореволюционных храмах Самарской области.
Это рассказы об истории зданий и населённых пунктов с воспоминаниями местных жителей.
Четвёртая серия от корреспондента ДГ Маши Губановой о церкви Троицы Живоначальной.
Село Сходнево находится в Клявлинском районе. Почти на самой границе Самарской области и Татарстана. По дороге туда даже время на телефоне сменяется на московское.
Сейчас здесь проживает всего двадцать человек, из них только три семьи — молодежь, остальные пенсионеры.
В Сходнево нет ни магазинов, ни школы или детского сада, ни церковного прихода. Только в самом центре села, посреди заросшего по пояс крапивой и бурьяном поля, возвышается разрушенная церковь Троицы Живоначальной.
К церкви нет протоптанных тропинок. Даже любители заброшек здесь не частые гости — пробравшись через заросли крапивы, вам всё равно вряд ли удастся зайти в церковь.
Когда-то входы были заколочены брёвнами. Сейчас от них нет никакого толку — внутри тоже всё заросло травой, поэтому дальше колокольни пройти не получится.
Троицкая церковь в селе Сходнево была построена в 1874 году на средства прихожан. Когда-то она вмещала до тысячи богомольцев, при ней даже работала церковно-приходская школа. Храм строили из природного тёсаного камня, в некоторых местах даже необработанного.
Сейчас церковь изнутри больше похожа на убежище бандерлогов из «Маугли».
На окнах сохранились кованые решетки и множество металлических креплений. За алтарной частью — остатки ограждения, тоже каменного, и деревянный крест. Кто здесь захоронен, и действительно ли это захоронение — неизвестно.
Храм прослужил по назначению до середины 1930-х годов. По словам местных жителей, тогда арестовали священника и увезли в тюрьму в Бугульму, где он погиб от голода. По официальным источникам, священник скончался от туберкулеза в трудовом лагере в 1944 году.
«А попадью я помню, — рассказывает местная жительница, — она потом еще долго ходила, по разным домам жила, пока ее дети в Ульяновск не забрали. Они родом из Ульяновска были, он [батюшка] с Лениным за одной партой сидел.
В 1958 году приговор был отменён, а священник реабилитирован. Что стало с его домом, местные не помнят, но, скорее всего, он был разграблен тогда же, когда вывозили всё церковное имущество.
Куда вывезли реликвии и когда окончательно закрыли церковь — тоже неизвестно. Есть версия, что сначала закрыли храм, а потом арестовали священника. По другой версии это произошло одновременно.
Практически сразу церковь переоборудовали. Сначала она превратилась в клуб, потом — в зернохранилище. В войну сняли колокол, а с 1950-х годов церковь осталась заброшенной. Со временем обрушилась крыша и почти полностью обвалилась алтарная часть.
В 2008 году в селе восстановили приход, но службы в храме не проводились. Сейчас ближайшая церковь находится в селе Старый Маклауш, в тридцати километрах, а приход — в селе Русское Добрино. Там под него специально переоборудовали магазин.
По словам местных жителей, не так давно храм планировали восстанавливать.
«Годов пять назад прислали сюда попа. Внутри всё, что обрушилось, расчистили, но что-то опять обвалилось, и больше никто церковью не занимался.
Не для кого восстанавливать. Двадцать человек в селе осталось, — жалуется дедушка с палкой и продолжает смотреть на полуразрушенные, покосившиеся дома».
История заброшенной церкви в Дергачах: фрески, козы и вечная реставрация.
Церковь «Неопалимая Купина» в Никольском: невосстановленный ОКН и богослужения в разрушенном храме.
Разрушенная церковь Михаила Архангела в Павловке: волонтёрские экспедиции, раскопки и спрятанные фрески.
Фото автора
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте