ПРОМЫШЛЕННОЕ НАСЛЕДИЕ

История ГПЗ-9 в документах и фотографиях: 10-тонные подшипники, заслуженный орден и роль директора в судьбе предприятия

 5 552

Автор: Андрей Артёмов

.





,

«Другой город» продолжает исследовать историю предприятия, давшего начало промышленной славе Безымянки.

Завода, историю которого при желании можно вести аж с 1906 года! Об этом можно прочесть в первой части нашего материала.

А мы с вами отправимся в год 1946-й, когда филиал Куйбышевского подшипникового завода стал самостоятельным предприятием — ГПЗ-9.

18 лет самостоятельности
(1946 — 1964 годы)

По данным на лето 1945 года на Куйбышевском подшипниковом заводе работало 9715 человек. Думается, между образованными годом позже ГПЗ-4 и ГПЗ-9 они были разделены примерно в равных пропорциях.

По сравнению с авиационными гигантами Безымянки и ЗИМом это была не очень большая цифра, но достаточная для того, чтобы оба подшипниковых завода вошли в дюжину крупнейших предприятий города.

В первую послевоенную пятилетку в номенклатуре ГПЗ-9 появились десятки новых, «мирных» подшипников: для сельхозмашиностроения, станкостроения и автомобильной промышленности.


Все это требовало увеличения производственных площадей. Уже в 1947 году началось строительство блока вспомогательных цехов (инструментального, ремонтно-механического, монтажного и электроремонтного). В общезаводской нумерации он стал именоваться корпусом № 5.

Тогда же началось строительство корпуса № 6, в котором разместился цех по производству подшипников повышенной точности.

В 1948 году ГПЗ-9 начал поставлять свою продукцию на экспорт. Сначала в страны соцлагеря: Китай, Корею, Монголию, ГДР, Болгарию, Румынию, Вьетнам, Польшу, Югославию, а позднее и в капстраны — Индию, Аргентину, Ливан, Уругвай и т.д.

В 1950 году в цехе сверхкрупногабаритных подшипников (ЦСП) был собран первый подшипник диаметром 500 мм.

В первой половине 1950-х годов на ГПЗ-9 наращивались объемы производства, в результате чего в 1956 году на его долю приходилось 13,5% общего производства подшипников в стране!

Впрочем, случались и сбои в системе поставок, об одном из которых рассказывает следующий документ.


Жалоба на недопоставку подшипников Горьковскому автозаводу. Февраль 1952 года

В период сооружения Куйбышевской ГЭС безымянские подшипниковцы несли шефство над экскаваторным парком этой важнейшей для страны стройки. В середине 1950-х годов на ГПЗ-9 работало около 9000 человек.

Продуктивной для завода стала первая половина 1960-х годов. Активно разрабатывались и внедрялись новые технологии.


ГПЗ-9. Мастер-наладчик А.М. Горбунов помогает станочнице З. Архиповой освоить работу на новых станках. 1966 год

Например, был налажен выпуск подшипников с дорожками качения, обработанных методом суперфиниша, что значительно увеличивало долговечность подшипников. Начали выпускать подшипники высокого класса для прокатных станов.

На заводе создали творческие бригады рационализаторов, которые только в 1964 году разработали и внедрили 1017 рацпредложений.

В 1964 году на ГПЗ-9 был построен корпус № 7, в котором разместился первый на предприятии цех-автомат.

Его автоматические линии объединили в единый сложный механизм более 600 единиц оборудования — от мощных прессов с усилием в 2500 тонн до точнейших шлифовальных автоматов, способных уловить отклонения в размере десятых долей микрона.

Автоматическая линия шлифовки в одном из цехов ГПЗ-9.

Первая половина 1960-х годов была весьма продуктивна и для развития социальной инфраструктуры ГПЗ-9. Так, в 1960 году начал работу заводской санаторий-профилакторий.

Было построено пять подшефных ГПЗ-9 детских садов:

— в 1961 году детсад № 212 (проспект Юный Пионеров, 36),
— в 1962-м детсад № 248 (22 Партсъезда, 29а),
— в 1963 году детсад № 242 (Калинина, 4а),
— в 1964-м были сданы в эксплуатацию два детских сада — № 240 (Балхашский проезд, 4) и № 296 (Ставропольская, 49).

Увы, из этой пятерки ныне используются по прямому назначению лишь два последних.

Навстречу полувековому юбилею
(1965 — 1984)

Во второй половине 1960-х годов главной задачей строителей ГПЗ-9 было возведение корпусов № 8 (на следующем фото) и № 10.

В корпусе № 10 разместилось производство сверхкрупногабаритных подшипников. Он был достроен в 1969 году. Вскоре в нем начали выпуск подшипников диаметром до 2500 мм.

На следующем фото 1970 года работники ГПЗ-9 выполняют заказ завода «Уралмаш». Идет сборка подшипника-гиганта для сверхмощного экскаватора с объемом ковша в 80 кубометров.

В 1968 году ГПЗ-9 выпустил небольшую брошюрку для своих новых работников под названием «Слово к поступающему». Приведем наиболее интересные фрагменты из нее.

Вот первая страница этой брошюры.



Далее брошюра сообщала о пути, проделанном ГПЗ-9 за 25 лет его существования:

«Он превратился в основного поставщика в стране конических роликовых подшипников. Кроме того, завод поставляет подшипники в 32 страны за границу.

Наши подшипники успешно работают в прокатных станах Индии, Польши, Чехословакии, в механизмах Асуанской плотины Объединённой Арабской Республики, во французских тяжелых грузовиках «Камьен» и многих других машинах».

Были в брошюре упомянуты работники, по итогам семилетнего плана (1959-1965 годы) получившие правительственные награды. Так, Ордена Ленина были вручены:

— кузнецу ГПЗ-9 Ивану Яковлевичу Болдуркину,
— старшему мастеру Павлу Григорьевичу Кияткину,
— директору завода Анатолию Евлампиевичу Рылову,
— мастеру Ларисе Устиновне Соколовой.



Массовка коллектива ГПЗ-9. Вручение премий директором Анатолием Рыловым рабочим и ИТР завода.

Место для себя на ГПЗ-9 могли найти рабочие всех профессий, так или иначе связанных с машиностроением. Не обошлось и без толики хвастовства:

«Наш завод в Куйбышевской области является крупнейшим, наиболее технически оснащенным предприятием. Практически наше производство имеет все оборудование, распространенное на машиностроительных заводах области.

Поэтому легко могут найти у нас работу слесари и фрезеровщики, термисты и кузнецы, шлифовщики и модельщики, литейщики и строгальщики».

На 16 странице авторы брошюры переходят к самому главному: «В настоящее время среднемесячная зарплата работающего составляет 118 рублей, производственного рабочего — 135 рублей.»

Также упоминается, что к праздникам награждаются и премируются передовики производства. Кроме того, «только в 1967 году более 600 рабочих получили ценные подарки: часы, сервизы, транзисторные приемники и т.д.».

Отдельный параграф в брошюре посвящен организации общественного питания. Помимо столовых, которые имелись почти в каждом цехе, подшипниковцы могли рассчитывать на такую гастрономическую услугу: «В каждом цехе, почти не отходя от рабочего места, можно купить пирожки, ватрушки, коржики и т.д. в специальных передвижных лотках».

«С целью облегчения быта трудящихся женщин в киосках завода продают: мясо, яйца, фрукты, овощи».

Жилой фонд ГПЗ-9 проиллюстрирован несколькими фото. Например, уже упомянутым в первой части нашего материала кварталом № 680.


Дома № 9 по Ново-Вокзальной (слева) и № 94 по ул. Победы

Во второй половине 1960-х годов ГПЗ-9 активно застраивал район улиц Ставропольской, Средне-Садовой и проспекта Юных Пионеров. Тамошние пейзажи и попали в брошюру.

Также в ней анонсировалось строительство некоего 12-этажного дома. Речь идет о высотной части дома с адресом Гагарина, 124, сданной в эксплуатацию в 1971 году.

Удостоился внимания и клуб ГПЗ-9, ныне именуемый ДК «Самарец»: «В клубе работают кружки: хоровой, драматический, духовой, танцевальный, ансамбль гитаристов.

В клубе имеется кинозал на 350 мест и лекционный зал на 200 мест. В клубе работает народный университет. В нем трудящиеся расширяют кругозор, повышают знания на факультетах: юридическом, педагогическом, медицинском, политическом, факультете киноискусства. В народном университете читают лекции лекторы Москвы, лучшие специалисты г. Куйбышева».

Также из брошюры мы узнаем, что у ГПЗ-9 в конце 1960-х годов было два дома отдыха — «Сосновый бор» и «Подгоры», а также пионерский лагерь «Рассвет» на Поляне им. Фрунзе.

В 1969 году на территории ГПЗ-9 была установлена мемориальная стела в память о работниках завода, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

В 1973 году началась разработка технического проекта реконструкции завода. Первое, что намечалось сделать, — строительство нового кузнечно-прессового корпуса № 11 площадью 52 тыс. квадратных метров (против 14 тыс. кв.м имевшейся на тот момент кузницы).

Также в середине 1970-х годов на берегу реки Самары была намыта земля для размещения дополнительной трансформаторной подстанции ГПЗ-9.

Но вернемся к новому корпусу № 11. О его главном предназначении многотиражка ГПЗ-9 сообщала 5 ноября 1975 года:

«Послезавтра в праздничной колонне тысячи тружеников нашего завода пройдут по площади Куйбышева. Впереди нее будет находится символ их вдохновенного труда — макет сверхкрупногабаритного подшипника.

С пуском новой кузницы параметры выпускаемой продукции намного увеличатся. Но главное заключается в том, что многие процессы возьмут на свои плечи машины, объединенные в автоматизированные поточные линии».

Корпус № 11 был введен в эксплуатацию в начале 1980-х годов. Еще к нему добавили пристрой, где разместили сепараторный цех и цех штампованных роликов.

В 1981 году все куйбышевские подшипниковые заводы по приказу Министерства автомобильной промышленности СССР были объединены в производственное объединение ГПЗ-4.

Впрочем, уже через несколько лет ГПЗ-9 вновь обретет независимость.

Под руководством Швидаков
(1985 — 2018)

В год своего 50-летия ГПЗ-9 указом президиума Верховного Совета СССР за заслуги в обеспечении Советской армии и Военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны был награжден Орденом Отечественной войны I степени.

Дождался реконструкции ветеран культурной жизни Безымянки — клуб ГПЗ-9. В 1985-м здание приобрело современный вид.

Главным успехом жилого строительства предприятия в 1985 году было возведение девятиэтажки с адресом Аэродромная, 126.

Вместе с построенным годом ранее домом № 127 (заметка о нем представлена ниже) они архитектурно оформили перекресток улиц Промышленности и Аэродромной.

В год 400-летия Самары в жизни предприятия случилось знаковое событие — директором ГПЗ-9 стал Игорь Александрович Швидак, до этого занимавший пост главного инженера.

В 1989 году конференцией трудового коллектива он был избран генеральным директором. Годом ранее ГПЗ-9 вышел из состава производственного объединения «ГПЗ-4».

В 1990 году предприятие выпустило новую брошюру, посвященную текущему положению дел на старейшем промышленном предприятии Безымянки. На первой ее странице была размещена фотография длинноволосой красавицы в окружении крупногабаритных подшипников.

Что касается продукции ГПЗ-9, авторы брошюры сообщали следующее: «Сейчас завод выпускает более 1200 типов подшипников с коническими и цилиндрическими роликами.

Их наружный диаметр — от 52 миллиметров до четырех метров, вес — от 143 граммов до 10 тонн.

Подшипники поставляются в 36 стран мира. Около 1800 предприятий страны получают подшипники с маркой «9 ГПЗ»».

Отдельно были отмечены как наиболее прогрессивный вид продукции четырехметровые радиально-упорные трехрядные подшипники для опорно-поворотных устройств морских плавающих кранов «Богатырь».

Как и в 1930-х годах, когда заводская многотиражка с гордостью писала о поступающих из-за рубежа станках, в брошюре была упомянута применявшаяся на производстве иностранная техника. В частности, английские кругломеры модели Talyrond, которые использовались в лабораториях отдела главного конструктора.



Упомянуто, что на ГПЗ-9 базировалась одна из кафедр Куйбышевского политехнического института им. Куйбышева. Основные направление ее исследований — проблемы рентгеновского контроля качества металла, создание новых приборов для проверки металлических изделий на наличие внутренних дефектов.

Также сообщалось об экономических перспективах завода:

«Реформа экономики дала предприятиям большую, чем прежде, свободу действий. Завод получил возможность самостоятельно выходить на прямые связи с иностранными фирмами, обновляя таким образом свое оборудование, совершенствуя технологию.

Последним достижением стали контракты, позволяющие заводам получать в обмен на свои изделия необходимые товары на бартерной, то есть безвалютной, основе. Первый такой союз был заключен 9 ГПЗ с югославскими фирмами «Интеркоммерц» и «Шипад».

В обмен на подшипники заводчане уже получили первые партии мебели для кухни и прихожей — гарнитуры «Желька» и «Сараево», продукцию, популярную на мировом рынке.»

На рубеже 1980—1990-х годов велось строительство нового административного корпуса предприятия, которое по совместительству служило и его новой главной проходной (улица Калинина, 1).

До этого центральной считалась та проходная, что находилась близ станции «Пятилетка». Именно за ней стоял бюст Валериана Куйбышева, имя которого в советское время носил завод.

Но вернемся к строящему зданию по адресу Калинина, 1. От момента начала проектирования до ввода в эксплуатацию прошло три года. Новоселье в нем отпраздновали в январе 1992-го.


В феврале 1992 года ГПЗ-9 перестал существовать, теперь это было арендное предприятие «Самарский подшипниковый завод».

Жизнь в условиях рыночной экономики оказалась непростой. Вот что по этому поводу писала многотиражка бывшего ГПЗ-9 в 1997 году:

«Так, одним из первых в стране Самарский подшипниковый завод провел акционирование, и одним из первых — в условиях внутриэкономической нестабильности — перестроил производство на выпуск экспортной продукции.

Под руководством Игоря Александровича Швидака ОАО «Самарский подшипниковый завод» работает прибыльно, умело лавируя в лабиринтах рыночной экономики.



Игорь Швидак. 1997 год

В 1996 году на заводе была внедрена система обеспечения качества на базе международного стандарта ISO-9002  и получен Международный сертификат качества.

Но не только на экспорт ориентировался в те годы ОАО «СПЗ». Так, в 1997 году он поставлял на Горьковский автозавод 50% требуемых на его производстве подшипников.

В кризисном 1998-м акционеры компании решили не выплачивать дивиденды, а направить средства на развитие производства – покупку нового сверхточного оборудования и увеличение резервного фонда предприятия.

Дела у СПЗ шли весьма неплохо, особенно на фоне общего упадка промышленных предприятий. Конечно, в 1990-е не обошлось без оптимизации штатов. Сокращались как рабочие, так и административный персонал.  На заводе велась непримиримая война с пьяницами и несунами.

По легенде, Игорь Швидак в выходные прогуливался по блошиным рынкам Самары и искал украденные с СПЗ подшипники.

В феврале 2003 года Игорь Александрович скончался в Германии, куда приехал на лечение. Бывший ГПЗ-9 по наследству достался его сыну Александру Швидаку.

Тот пытался осуществить мечту отца — интегрировать все подшипниковые заводы Самары в единую коммерческую структуру.  В 2004 году Швидак-младший создал группу компаний «СПЗ-групп», в которой «Самарский подшипниковый завод» стал головным предприятием.



2012 год

Однако его планам не суждено было сбыться. Спустя 10 лет предприятие вошло в процедуру банкротства. В 2018 году земной путь бывшего ГПЗ-9 прервался.

Сейчас его корпуса постепенно распродаются. В некоторых из них уже работают новые промышленные предприятия.

И пусть по масштабам им далеко до завода-гиганта им. Валериана Куйбышева, но по крайней мере его корпуса используются по прямому назначению. Во всяком случае, пока.


Мы благодарим за помощь в работе над созданием этого материала:

— краеведа Евгения Альмяшева,
— начальника отдела использования архивных документов Областного архива социально-политической истории Евгения Малинкина,
— журналиста Валерия Ерофеева,
— сотрудников музея им. Алабина.

Еще больше материалов о значимых предприятиях нашего города читайте в спецпроекте «Промышленное наследие».

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте