Снова классика

Фрейд и фарс эпохи Людовика XIV: как прошла премьера спектакля «Учёные женщины» в театре «Грань»

 977

Автор: Редакция

.


,

В театре «Грань» состоялась премьера комедии Мольера «Учёные женщины». В анонсе спектакля пообещали, что зрителей ждёт «экстравагантность, легкость, а где-то и легкомысленность, не только в костюмах, прическах, но и в поступках».

Корреспондент ДГ Анастасия Кнор сходила на премьеру и поделилась своими впечатлениями.


Как-то интересно совпало, что в один день я посмотрела два выдающихся произведения российской культуры: лекцию профессора Александры Барковой «Богиня-мать» о женских божествах в мировой мифологии и премьеру спектакля Дениса Бокурадзе «Учёные женщины».

Это была такая интересная перекличка одной темы, которая завязалась в мою внутреннюю дискуссию о современной женщине. Кому интересно повторить мой опыт, лекция без труда найдется в интернете, а чтобы попасть на спектакль «Учёные женщины», достаточно купить билеты на премьеру в театр «Грань».

Но сегодня всё же об одном важнейшем событии в театральной жизни губернии – новой работе театра из города Новокуйбышевска.

Безусловно, любой спектакль Дениса Бокурадзе — это ожидаемое всеми событие. Каждый раз ждёшь новых открытий, новых смыслов, новых театральных высказываний.

«Учёные женщины» — это снова классика. Комедия французского драматурга Жана-Батиста Мольера. Произведение «Учёные женщины» не из самых известных. Да и сюжет немного повторяет конфигурацию того же «Тартюфа», когда в богатый дом вселяется мистификатор, который обволакивает одного из хозяев своими мнимыми добродетелями в надежде завладеть богатством.

В «Учёных женщинах» эту роль играет хозяйка Филаминта (Юлия Бокурадзе), а в роли плута выступает сочинитель сонетов по имени Триссотен (Максим Цыганков). Разумеется, в главном конфликте произведения – будущая свадьба дочери богатых хозяев Генриетты (Ксения Куокка)  и плута. В развязке – развенчание заблуждений, выведение всех на чистую воду и свадьба.

Денис Бокурадзе в третий раз обращается к жанру фарса, площадного театра. Его главным спектаклем стал «Корабль дураков», собравший все немыслимые награды и «Золотую Маску» в том числе, а следом «Театр мудрого дурачины», поставленный по интермедии Мигеля Сервантеса.

Несмотря на некую повторяемость, «Учёные женщины» вновь поражают эстетическое чувство зрителя. Впрочем, это неповторимый стиль режиссёра. Рука мастера безошибочно узнавалась по первой пластической композиции, которая развернулась перед заполняющими зрительский зал людьми.

«Учёные женщины» — это совершенно конкретная эпоха Людовика XIV с его барочной пышностью в платье и прическах, но с наследием фарса. Именно поэтому все лица героев превращены в маски, наружу богохульно выставляются гипертрофированные накладные гульфики, а персонажи периодически подергиваются, намекая на роль кукол.

Хотя в отличие от ранних французских фарсов роль мужчины к середине XVII века меняется, превращая рыцаря в светского галантного кавалера. Режиссёр передает вкус эпохи во всех деталях. Высоченные парики, пышные юбки. И так довольно тесная сцена театра порой ещё больше уменьшается от избыточности «кринолинов».

Но это тот самый стиль, который отличает «Грань». В любом спектакле этого театра важны атмосфера, особая цветовая гамма и филигранная работа со светом.

Как обычно, в спектаклях Дениса Бокурадзе трудно выделить главного героя. Ты только было нацеливаешься на одного, но он вдруг уходит в тень, уступая место другим характерным персонажам. Это актерское соперничество продолжается весь спектакль, доставляя немыслимое удовольствие зрителю.

Евгения Аржаева в роли Белизы – это ураган и восторг. Покачивая своим метровым париком (заодно, чтобы не задевать потолочные балки и софиты) и держа в руках сигарету в мундштуке (ничего себе, XVII век, да?), она уморительно двигается по сцене и заодно уверяет всех, что она предмет вожделений всего мужского населения.

Роберт Валиев в роли Клитандра – образ героя-любовника, с жеманными жестами, напоминающими движения Майкла Джексона. В самом начале действия он эффектно появляется из-за штор в костюме почти что стриптизёра, а потом эксплуатирует этот образ весь спектакль, единственный из всех меняя наряды в сторону всё более откровенных.

Спектакль собран линейно с помощью (неожиданно!) Фрейда. Он персонифицирован и играет его Каюм Мухтаров. Этот приём — тоже уникальный почерк режиссёра, который по-хулигански вводит в ряд авторских произведений стороннего персонажа или чужие тексты.

Так, мольеровский лакей Лепин превращается во Фрейда. Конечно, это очень своеобразный персонаж: то гомерически хохочет, то вертит акробатические номера, то лежит на пышной груди служанки Мартины. Он как бы дирижирует всем действием, давая ему исключительно эмоциональную оценку (единственный персонаж без слов).

Денис Бокурадзе, объясняя введения образа Фрейда, говорит, что так хотел подчеркнуть мнимость и истинность человеческих побуждений:

«Учёные женщины, которые во всеуслышание декларируют примат духовного над телесным, в конечном счете показывают себя в своей гендерной роли. Они также хотят семью, также стремятся к любви, поэтому все эти игры не имеют смысла в конечном счете».

В аннотации к спектаклю появляется цитата из теории «О психоанализе» австрийского психиатра Зигмунда Фрейда, которая завершается фразой «Все ищут смысла там, где смысла вовсе нет». Но к новой постановке театра «Грань» эта фраза, как мне кажется, не имеет отношения.

Разгадать новые загадки Дениса Бокурадзе в спектакле «Учёные женщины» — это хорошая тренировка для ума. И конечно, прекрасная картинка для глаз.

Авторы фото: Иван Макеев, Татьяна Богомолова и Анастасия Кнор 

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте