40 ЛЕТ НАЗАД

Винтажные фотографии Самары из альбома «Крылья над Волгой»

 5 004

Автор: Андрей Артёмов

.




,

В руки ДГ попал альбом «Крылья над Волгой», изданный в 1982 году. Среди многочисленных фотоснимков с его страниц мы выбрали два десятка наиболее интересных с краеведческой точки зрения.

Начнем, по традиции, с архитектурного убранства старой Самары. Улица Куйбышева, а точнее — ее отрезок, в 1940-60-х годах гордо именуемый Бродвеем. Район знаменитого кинотреугольника, одна из вершин которого – кинотеатр «Художественный» — как раз попала в кадр.


Спустимся на квартал ближе к Волге. Здесь, на улице Степана Разина, 126 нас ждет Литературный музей им. Горького.

Помимо Максима Горького, экспозиция музея рассказывала о жизни в Самарской губернии писателей Николая Гарина-Михайловского и Алексея Толстого.

Возвращаемся на улицу Куйбышева. Перед вами утопающая в зелени усадьба инженера и купца Ивана Клодта. Сейчас его особняк занимает Детская картинная галерея, а в начале 1980-х годов здесь располагались детские ясли-сад № 1.

А вот новогодний комплекс на площади Куйбышева.


В центре кадра на следующем фото — квартал в границах улиц Вилоновской, Молодогвардейской, Ульяновской и Чапаевской, еще застроенный дореволюционными домами, коих к настоящему моменту осталось всего два.

А вот улица Чапаевская и находящаяся близ ее перекрестка с Вилоновской школа № 11. Обратите внимание, что на стенке, поддерживающей козырек, выбита фраза Ленина: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».

Фасад школы № 11 украшали металлические барельефы, изображавшие шедших навстречу друг другу мальчика и девочку.

На следующем фото — фонтан в сквере 30-летия Победы с изначальным смальтовым покрытием. А вот Белого дома еще нет.

Полевой спуск. Достраивается гостиница «Театральная» — одно из самых тусовочных мест перестроечного Куйбышева.

4-й микрорайон центра города, вид сверху. Еще цел частный сектор на месте Октябрьской (ныне — Софийской) набережной, чадит силикатный завод, стоят в правой части кадра корпуса завода им. Масленникова.  Уже расчищена площадка под строительство Областной библиотеки, а на другой стороне улицы Осипенко еще видны крыши частных домишек.

Ну и как же мог обойтись альбом, посвященной Самаре, без теплых слов о Владимире Ленине. Тем более, что в начале 1980-х годов велось проектирование Ленинского мемориала, ныне известного нам как музей имени Алабина.

В представленном в альбоме варианте проекта интересно наличие бассейна (на месте административного здания с адресом Ленинская, 164 лит А) и памятника молодому Ильичу, смещенного ближе к входу в здание мемориала.

Теперь пришло время уделить внимание окраинным районам города. Так, две страницы альбома посвящены детскому парку имени Гагарина.

А вот нынешняя площадь Росовского. Первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС Евгений Муравьев проводит экскурсию по улице Стара-Загора для болгарской делегации.

Из 10-го микрорайона перенесемся в микрорайон 12-й. Шоколадная фабрика «Россия»: ее продукция и руководитель – почетный гражданин города Елена Шпакова.

Пройдемся и по промышленным окраинам. Следующий снимок сделан, предположительно, на почившем в бозе ГПЗ 9.

Корпус Куйбышевского авиационного завода и находящиеся в нем лайнеры Ту-154. Самые наблюдательные заметят весьма любопытный лозунг на транспаранте: «Во всяком деле проявляй смекалку».

На следующем фото запечатлено спортивное наследие КуАЗа – Дворец спорта на улице Физкультурной. Увы, фонтаны, в коих любила плескаться детвора окрестных кварталов, остались в прошлом.

В альбоме «Крылья над Волгой» уделяется внимание и другим городам Куйбышевской области. Второй по старшинству среди них представлен видом на свой кремль.

А вот зарисовка из второго по величине города нашей области. В книге к этой фотографии дана такая подпись: «Всемирную известность получил город Тольятти в связи с созданием в нем гиганта отечественного автомобилестроения – Волжского автозавода им. 50-летия СССР.

В январе 1967 года в заволжской степи были вынуты первые кубометры грунта, а 19 апреля 1970 года, в канун 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, с конвейера сошел первый автомобиль».

Продукция ВАЗа аттестована авторами альбома так: «Выносливые, скоростные, элегантные – все эти определения справедливы по отношению к автомобилям «Жигули»».

В завершение нашего фотообзора вернемся в Самару. Любителей винтажного автотранспорта, личного и общественного, порадует фотография Комсомольской площади.


Мы благодарим Марину Шлыкову за предоставленную книгу.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте