,
В среду, 16 ноября, в администрации Октябрьского района прошла встреча жителей домов, которые изымают для строительства станции «Театральная», с городскими чиновниками, представителями прокуратуры и депутатом Госдумы.
Похожая встреча проходила в сентябре, но не все проблемы жителей тогда решили. К тому же появились новые.
Что случилось
К 1 декабря в Самаре планировали расселить все дома, которые находятся в зоне строительства станции метро «Театральная». Собственникам сообщили об этом ещё летом, тогда же им пообещали выплатить компенсацию, а жителям муниципальных квартир — купить другое жилье.
Но и жильцы муниципальных квартир, и собственники отказались от предложенных условий. Причины — несоответствие суммы компенсаций реальной стоимости изымаемых квартир и нежелание переезжать из центра города на окраины.
Чтобы разобраться с выплатами, в начале сентября в Самарской области приняли закон о дополнительной соцвыплате тем, кто из-за строительства метро лишается единственного жилья.
Но многие столкнулись с отказом в выплате и заявили о нарушении своих прав в Следственный комитет.
В результате руководитель СУ СК России по Самарской области Марат Галиханов организовал проверку, ход которой поставили на контроль в центральном аппарате СК.
В начале ноября Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «халатность».
По версии следствия, недобросовестное отношение должностных лиц регионального минстроя к обязанностям по оценке изымаемых объектов недвижимости повлекло нарушение прав жителей.
Успеть за месяц
Пока проходила проверка, 9 сентября жильцов, которых планируют расселить, пригласили на встречу с депутатом Госдумы Александром Хинштейном, главой администрации Еленой Лапушкиной, представителями прокуратуры и минстроя.
Выслушав проблемы жильцов, им предложили различные варианты решения.
Для жильцов муниципальных квартир — предоставление других квартир не на окраине, а в близлежащих районах.
Для собственников жилья (если оно единственное):
— выкупать по цене не ниже среднерыночной по городу (на 3-й квартал — 70 тыс. руб. за кв. метр);
— оплачивать площадь из расчета не менее 33 метров;
— в случае, если оценка жилья выше среднерыночной, платить по ней;
— предоставить гражданам возможность при несогласии с суммой оценки оспорить ее в суде;
— придать этим нормам обратную силу.
Всё это планировалось решить в течение месяца.
«Мы не сможем приобрести похожее жильё»
Следующая встреча состоялась 16 ноября. Она началась с того, что замминистра строительства Анна Урусова рассказала, с какими проблемами столкнулись чиновники, когда пытались проработать принятые на прошлом собрании решения:
«Были выявлены случаи, при которых граждане не могли получить соцвыплату, потому что у родственников, проживающих с ними в квартире, уже есть другое жилье. Мы это учтём, положение соцвыплаты будет пересмотрено и те граждане, которые не смогли воспользоваться поддержкой, после устранения проблем смогут её получить.
Ещё одна похожая проблема – у ребёнка, проживающего в квартире, есть доля в другом жилье, но она очень маленькая и проживать там невозможно. Этот вопрос тоже учтён и прорабатывается. Как и проговаривалось на прошлой встрече, обсуждаются вопросы по поводу покупки жилья в близлежащих районах. Пока ни одно помещение нами не куплено».
Но многих в принципе не устроила предложенная выплата из расчета 70 тыс. рублей за кв. м. Оспорить размер выплаты можно только в случае, если произведена рыночная оценка жилья и оценочная стоимость превышает 70 тыс. рублей за кв. м.
С документами, подтверждающими это, нужно обратиться в суд. В судебном порядке назначается цена квадратного метра, по которой и рассчитывается компенсация.
«70 тысяч — это не та сумма, за которую мы можем приобрести в городе похожее жилье. Мы смотрели — такого жилья просто нет. В наших районах средняя стоимость жилья за квадратный метр — 86 тыс. рублей.
70 тыс. рублей — это не рыночная цена. Откуда взялись эти 70 тыс. за кв. метр? Почему мы продолжаем дальше отталкиваться от этой суммы?» – звучали реплики из зала.
«Средняя рыночная стоимость устанавливается правительством Самарской области, и она применяется при приобретении жилых помещений для детей-сирот, под аварийное жилье и для других социальных программ, поэтому предлагается при применении социальной выплаты гражданам, у которых изымается жилое помещение», – пояснила замминистра.
Обещанные пути решения
Участники встречи, прошедшей 16 ноября, часто озвучивали одни и те же проблемы. Можно выделить часто встречающиеся:
– не устраивает оценка квартир, находящихся в собственности граждан;
– минстрой при оценке жилья не берёт в расчёт места общего пользования;
– жителей не устраивает, что компенсация за изымаемое жилье зависит от другой собственности, которая у них есть;
– субсидии на покупку квартиры не выдают, пока не оформят договор купли-продажи.
Как объяснил депутат Госдумы Александр Хинштейн, установить порог в 70 тыс. рублей была его идея:
«Я предложил установить нижнюю линию отсечки в 70 тысяч, потому что в среднем жилье в этом районе стоит меньше. У тех, у кого оценка жилья выше, — никаких проблем нет.
70 тысяч — это нижняя грань, ниже которой опускаться нельзя. Если у вас благоустроенная квартира, в хорошем доме, не коммуналка с удобствами во дворе, то тогда рыночная цена метра квадратного будет больше 70 тысяч.
Если это коммуналка в аварийном старом доме — 35-45 тысяч рублей. Для того, чтобы был принцип социальной справедливости, мы предложили определенную планку».
Также он ответил на вопрос, связанный с предоставлением выплат жителям, у которых уже есть другая собственность:
«Закон говорит, что то при отселении граждан оплата им осуществляется из расчета рыночной оценки стоимости жилья. Тот алгоритм, который мы сегодня используем, выходит за эти рамки [собственникам, у которых единственное жилье, готовы выплатить больше, чем 70 тыс. рублей за кв.м., если они докажут в суде, что стоимость их жилья выше — ред.].
Тут особое социальное решение, которое поддержало региональное правительство. Но, естественно, эта разница оплачивается из бюджета. Если у тебя 2-3 квартиры, почему другие граждане должны за это платить.
Да, бывают ситуации, когда у членов семьи есть доли в других квартирах, но они ничтожны, там жить нельзя. Но если у тебя есть ещё квартира, но ты не можешь жить без этой квартиры на Галактионовской, то у тебя есть рыночная оценка этой квартиры — ты получаешь компенсацию по ней».
Первый замглавы Самары Владимир Василенко предложил ввести социальный паспорт каждой квартиры и работать с каждым обращением адресно. Тогда, по его мнению, с проблемой можно будет разобраться намного быстрее.
В паспорте будут данные о квартире, собственнике, проблеме, с которой столкнулся жилец. На основе всей представленной там информации жильцу должны предложить различные пути решения.
«Вопросы нужно решать индивидуально с каждым, сейчас мы не разберемся. Сегодня на площадке минстроя нужно создать группу из трех человек — представителя районной администрации, министерства строительства и департамента управления имуществом.
Они будут принимать граждан ежедневно, нужно опросить индивидуально каждого с точки зрения его несогласия с выселением, оценкой или отказом в социальной выплате. Это необходимо, чтобы понять проблемы и потом начинать разгребать вопросы», — объяснил Василенко.
В итоге было принято решение каждый будний день, начиная с 17 ноября, с 9:00 вести приём выселенцев в администрации Ленинского района.
Прокуратура со свой стороны предложила жильцам написать замечания. Правоохранители пообещали помочь в судебных процессах в тех случаях, где у них есть право представлять интересы граждан социально-незащищенных категорий (инвалиды, многодетные семьи, одиноко проживающие пенсионеры).
Министерство строительства обещало снять бремя сбора необходимых документов и бумаг с жителей и взять его его на себя.
Кроме того, они решат проблему с предоставлением субсидий без заранее оформленного договора купли-продажи. По плану, это даст возможность быстрее переселить жильцов в новые квартиры.
Фото на обложке отсюда
Фото в тексте — Юлия Сацук
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте