ЧЕЛОВЕК И РАЙОН

Историограф РКЦ «Прогресс» Сергей Семенов об истории завода, своей семьи и о Восточном поселке Безымянки

 2 270

Автор: Редакция

.



,

Дипломированный историк Сергей Семенов с 2009 года работает в пресс-службе РКЦ «Прогресс», а параллельно отвечает за обустройство заводского музея – хранение экспонатов, оформление выставок и проведение экскурсий, оцифровку сохранившихся фотографий и т.д. По роду своей деятельности он часто встречается с ветеранами и работает с разнообразными архивами.

Постоянный автор ДГ, краевед Евгений Альмяшев поговорил с Сергеем Семеновым о его работе, истории семьи и месте, где прошло его детство, — Восточном поселке Безымянки.


Прадед нашего героя когда-то проживал в одной из комнат дома Челышева, что на улице Красноармейской , но ещё до войны решил перебраться из города в поселок Зубчаниновка. Его дочь (бабушка Сергея по материнской линии) в годы Великой Отечественной работала на авиационном заводе №1 им. Сталина (ныне — РКЦ «Прогресс»).

Проходная авиационного завода №1 им. Сталина 9 мая 1945 года.

Электрички появились в Куйбышеве в ноябре 1944 года, но доезжали от железнодорожного вокзала лишь до платформы «Мирная». Поэтому жители Зубчаниновки были вынуждены ездить на обычных поездах. Полноценной остановки у завода «Прогресс» не было – поезд просто сбавлял ход и люди спрыгивали с подножек на землю. Однажды, совершив неудачный прыжок, бабушка Сергея Любовь Николаевна Томилина получила травму ноги, из-за чего её на два года перевели из клепальщиц в слесарную бригаду. Ведь при работе на клёпке крыльев и хвоста штурмовика Ил-2 требовались скорость и маневренность.

Бригады клепальщиков предпочитали формировать из женщин. Связано это было не только с общим дефицитом мужчин, но и с тем, что для работы внутри самолёта лучше всего подходили люди небольшого роста, коих среди женщин было достаточно много.

Клепка крыла штурмовика Ил-2. 1943 год

Уже в мирное время, в 1949 году, Любовь Томилина стала делегатом XI Съезда ВЛКСМ. На заводе «Прогресс» она проработала с января 1942 по 1977 год.

Транспортный вопрос вообще был одной из главных трудностей для работников авиационных заводов Юнгородка. Так, одно из общежитий «Прогресса» располагалось в районе нынешнего проспекта Масленникова. Жившие в нем заводчане сначала добирались до железнодорожного вокзала, а уже оттуда ехали на Безымянку.  Даже когда появились электрички, «прогрессовцы» из отдаленных от предприятия районов ночевали прямо в депо внутри поездов.

Газета «Большевистское знамя», 11 ноября 1944 года.

У тех же, кто проживал рядом с заводом, в бараках Юнгородка, были свои проблемы. Заводское шоссе на отрезке между современными проспектом Кирова и улицей Земеца частенько превращалось в грязевую ловушку. Передвигаться по нему пешком в демисезонные периоды и после сильных дождей было весьма тяжело. Что интересно, первоначально отдел кадров «Прогресса» находился на перекрёстке Заводского шоссе и проспекта Кирова, так что новым рабочим завода приходилось знакомиться с этой неприятной особенностью Юнгородка.

После войны у семьи Томилиных (бабушка и дедушка Сергея Семенова по материнской линии)  началась череда переездов по жилому фонду завода «Прогресс». Сперва они жили в доме с колоннами (Стационарный переулок, 4) неподалеку от железнодорожной платформы «Мирная».

В 1954 году завод «Прогресс» построил четырёхэтажную сталинку на углу проспекта Металлургов и улицы Юбилейной, где Томилиным предоставили комнату в коммунальной квартире.

Газета «Сталинец» 6 ноября 1954 года. Вид на дом №12 по проспекту Металлургов со стороны двора.

Дом же в Стационарном переулке был переоборудован под медицинский стационар, а жилые комнаты превратились в больничные палаты. Однажды в это лечебное учреждение попал дедушка нашего героя Михаил Анисимович Томилин, проработавший на «Прогрессе» с 1947 по 1975 годы. По воле судьбы его положили в палату, переоборудованную из той комнаты, где раньше жила его семья.

Во второй половине 1950-х годов завод «Прогресс» возводил методом «народной стройки» двухэтажные жилые дома рядом со сквером «Огонёк» (ныне — территория Свято-Воскресенского мужского монастыря). Туда семья Томилиных и перебралась из коммуналки на проспекте Металлургов. Их новым местом жительства стал скромный двухэтажный дом №128 по улице Черемшанской. Здесь в распоряжении семьи Томилиных уже была изолированная однокомнатная квартира.

Газета «Заводская жизнь». Заметка от 20 сентября 1957 года о строительстве домов на улице Черемшанской (между Воронежской и Краснодонской).

Затем последовал переезд в обратном направлении — ближе к родному предприятию. 21 ноября 1975 года семья Сергея Семенова получила трёхкомнатную квартиру в доме, построенном заводом «Прогресс» на Зубчаниновском шоссе.

Газета «Заводская жизнь» от 23 августа 1977 года. Вид на сквер между домами №157 и 159 по Зубчаниновскому шоссе в сторону детского сада №66.

Квартал, в котором он находится, имеет несколько названий разной степени официальности. Применительно к географии Безымянки это Восточный поселок, с точки зрения завода «Прогресс» это был район его второго домоуправления, а близость локации к невероятно коптящему асфальтобетонному заводу породила прозвище «Негритянский поселок». Зимой, если ветер дул с него в сторону Восточного посёлка, чёрным становился не только снег, но и развешанное на верёвках бельё местных жителей.

Когда «Прогресс» переориентировался на космос, от ведущих производственных цехов потребовалась повышенная стерильность. Руководство завода пыталось выселить коптящих небо асфальтобетонщиков в направлении поселка Козелки. Сделать это удалось в 1960-х годах.

Было у этого квартала ещё одно название, красивое, но так и не прижившееся – поселок  «Звёздный». Есть мнение, что при подготовке советской «лунной программы» государство планировало выделить (и частично выделило) заводу «Прогресс» большую сумму денежных средств. Благодаря этому предприятие сумело приступить к сносу бараков Восточного посёлка, а новые дома на их месте должны были появляться уже в посёлке «Звёздный». Однако к середине 1970-х годов лунная программа была свернута, что привело к определённому забвению нового названия поселка.

Застройка его велась по направлению от Днепровского проезда к проезду Конному. На последнем, в доме №8, имелся гастроном-«стекляшка». Один из магазинов — молочный, расположенный на четной стороне Зубчаниновского шоссе, — даже дал название остановке общественного транспорта. Но все-таки для более обстоятельного продуктового шоппинга жители поселка выезжали на Безымянский рынок.

Газета «Заводская жизнь» 26 октября 1973 года. Заметка о недостатках магазинов Восточного поселка.

Одежда приобреталась в ЦУМе «Самара» или его филиале на улице Гагарина. Правда чтобы добраться до них, приходилось иметь дело с двумя автобусами. Сначала с 7 либо 27, потом с 34 либо 41. Универмаг «Юность» на площади Кирова в качестве места приобретения обновок не котировался.

Вот чего не было в Восточном поселке, так это своего кинотеатра. Тут на помощь приходила Безымянка с ее кинотеатром в ДК на площади Кирова и деревянным «Соколом».

Газета «Волжский комсомолец». Заметка от 27 июня 1950 года.

Можно было забраться и подальше — на Ново-Вокзальную в «Юность» или на проспект Кирова в «Огонек». За новинками кинопроката нужно было уже выезжать в номерные микрорайоны — в кинотеатры «Самара» или «Шипка».

А вот образовательными учреждениями район был обеспечен. Сергей Семенов ходил в детский сад №66 (Зубчаниновское шоссе, 163), а в 1978 году пошёл в первый класс школы № 86, что стоит в самом центре Восточного поселка. Ему хорошо запомнилась директор школы Нина Васильевна Смаглюкова, которая, так уж вышло, покинула школу в 1988 году, одновременно с ним.



Газета «Заводская жизнь». Заметка от 29 августа 1975 года об открытии школы №86.

До 1983-1984 годов школа № 86 имела большую, нежели теперь, территорию, на которой было вольготно играть, однако затем её «поджали» внеплановым строительством жилого дома по улице Литвинова, 322а. Дети были огорчены этим обстоятельством и даже пытались бороться со стройкой – наделали рукописных листовок, которые рассовали по почтовым ящикам окрестных домов. Инициативную группу школьников Сергей охарактеризовал как «Армию Трясогузки».

Газета «Заводская жизнь». Заметка от 7 августа 1984 год. Дом с адресом Литвинова, 332а значится в нем под названием «дом №52».

Хорошим местом для игр и прогулок было электродепо «Мирная», на территории которого росло много яблонь и можно было разжиться ранетками. На месте нынешнего Поволжского музея железнодорожной техники тогда находилась воинская часть железнодорожных войск, на территории которой имелось подземное стрельбище. Офицеры практиковались в стрельбе из пистолетов, а солдаты из автоматов. Побочным продуктом этих занятий были стрелянные гильзы. Наиболее отчаянные мальчишки, чтобы раздобыть их, проникали на территорию воинской части через «слабое звено» в ее ограждении.

Помимо этого, у каптёров за небольшое денежное вознаграждение можно было заполучить различные солдатские «прибамбасы», например, кокарды или звездочки. Самой же большой ценностью у мальчишек считалась металлическая пряжка со звездой от солдатского ремня.

Служившие в этой воинской части офицеры проживали с семьями в домах №№334 и 336 по улице Литвинова. Интересно, что по другую от поселка Восточный сторону Зубчаниновского шоссе также располагалась воинская часть — стройбатовская. Но это район считался «чужим», находящимся под контролем пацанов с улиц Товарной и Воеводина.

Мозаика на одном из зданий воинской части на улице Товарной.

Объектом самых дальних мальчишеских прогулок Сергея Семенова и его школьных друзей был учебный аэродром Куйбышевского авиационного института в Смышляевке, расположенный в шести километрах от Восточного поселка.


Евгений Альмяшев выражает благодарность за помощь в создании этого материала редакции «Вестника РКЦ» и лично Изюмовой Ю.А.

Фото в тексте: Елена Вагнер
Фото обложки: Инга Пеннер

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте