,
С 2016 года показатели жесткости воды в Красноглинском и Куйбышевском районах Самары превышают нормы Роспотребнадзора. И чем больше там строится домов, тем ситуация хуже — жесткость растет вместе с объемами водозабора. У властей Самары появился новый план — протянуть водовод через реку Самары и дать жителям 116 км, Волгаря и Южного города воду из Волги.
Жесть как она есть
«Вода всегда была жесткой, но неплохой и 20-30 лет назад считалась даже вкусной. В последние несколько лет качество сильно ухудшилось — она стал более жесткой, желтой, — говорит жительница Куйбышевского района Елена Соловьева. — Ни пить ее, ни готовить на ней нельзя — покупаем другую».
От подземных источников питается весь Куйбышевский район Самары, построенный рядом с ним микрорайон «Южный город» (находится на территории Волжского района) и часть Красноглинского района Самары — поселки Управленческий и Красная Глинка.
Еще 8-10 лет назад в Куйбышевском и Красноглинском районах Самары вода действительно была относительно неплохой — показатель жесткости составлял 7-9 мг-экв/л. Рост показателей жесткости до 15 мг-экв/л эксперты Роспотребнадзора впервые зафиксировали в 2016 году. С тех пор лучше не становится: вода все такая же. Роспотребнадзор называет ее «некачественной».
«Население Куйбышевского района снабжается питьевой водой от НФС-3 (подземный водозабор). До 2012 года показатель жесткости воды данного водозабора составлял от 9 до 10 град. В 2013 году показатель жесткости воды стал ухудшаться, с 2016 года он составляет 15 град. Основная причина ухудшения качества воды — увеличение водоразбора, ухудшение качества воды в самом водоисточнике. Такая же ситуация развивается в Чапаевске и Новокуйбышевске, районе Красноглинский Самары», — уточняют эксперты ведомства.
Сейчас жесткую воду пьют примерно 145 тыс. человек — каждый седьмой житель Самары и ее пригородов. Их число постоянно растет: строятся новые дома.
Так, в Красноглинском районе появился новый микрорайон «Крутые ключи», а в Куйбышевском — «Волгарь». Микрорайон «Южный город» находится в Волжском районе, но «запитан» от той же НФС-3, что и Куйбышевский район Самары.
«80% пациентов у нас живут с диагнозом мочекаменная болезнь»
Позиция Роспотребнадзора выглядит противоречивой. С одной стороны, в своих докладах ведомство не первый год заявляет, что текущая из кранов в двух районах Самары вода некачественная и ее жесткость превышает нормы. С другой стороны, в ответе на запрос ДГ о вреде этой воды ведомство сообщило, что жёсткая вода вреда здоровью граждан не несет. Эксперты ведомства ссылаются на доклад ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Санкт-Петербург» (это подведомственное Роспотребнадзору учреждение) «Оценка риска для здоровья населения, связанного с воздействием компонентов жесткости питьевой воды, сульфатов, общей минерализации, общего железа, мутности и марганца».
Согласно этому исследованию, вода, поступающая из кранов самарцев, годна к употреблению. «Исследованием подтверждено отсутствие негативного влияния и риска для здоровья детского и взрослого населения подаваемой в распределительную сеть ООО „Самарские коммунальные системы“ в Куйбышевском и Красноглинском районах г.о. Самары и пос. Южный город в Волжском муниципальном районе», — сообщает Роспотребнадзор.
Это исследование проводилось по заказу СКС. В открытом доступе его нет — в отличие от обычных научных статей, диссертаций и монографий, оно не опубликовано. Узнать, как именно авторы исследования изучали здоровье самарцев, невозможно. Никакие другие исследования влияния жесткой воды на здоровье самарцев ДГ также обнаружить не удалось. Между тем аналогичные исследования в других городах показывают, что вред есть.
Например, такое исследование проводилось в Орле в 2007-2014 годах. Там показатели жесткости воды в полтора раза ниже самарских: 8,68–9,48 мг-экв/л), но даже от этой мягкой по нашим меркам воды портится здоровье.
«У взрослого населения города Орла жесткость питьевой воды оказалась достоверно связана с общей заболеваемостью, диагностикой ишемической болезни сердца, цереброваскулярными болезнями и сахарным диабетом», — сообщается в работе «Влияние жесткости питьевой воды на заболеваемость населения г. Орла» (Канатникова Н.В., Егорова Н.А.).
Также, по мнению ученых, употребление жесткой воды детьми провоцирует у них болезни органов дыхания, желчного пузыря и желчных путей.
«Например, болезни желчного пузыря и желчных путей у детей могут развиваться на фоне необходимости постоянной дополнительной выработки желчи из-за затруднений в переваривании и усвояемости недостаточно разваренных в жёсткой воде белковых продуктов. Связь заболеваемости детей болезнями органов дыхания с повышенной жесткостью питьевой воды может объясняться воздействием нелетучих компонентов жесткости (кальций, магний) при вдыхании водных аэрозолей во время душевых процедур», — утверждают орловские исследователи.
В Тульской области ученые установили, что жёсткость питьевой воды напрямую влияет на эндокринные заболевания, мочекаменную болезнь, заболевания костно-мышечной системы у взрослых, а для детей чревата гастритом.
Также у людей, систематически употребляющих жесткую воду, страдают зубы. «Уровень общей минерализации питьевой воды и содержание в ней важнейших макро- и микроэлементов являются одним из главных факторов, определяющих распространенность и интенсивность основных стоматологических заболеваний. Так, избыток кальция способствует образованию зубного камня. А как только появляется избыток магния в организме, то он начинает замещать необходимый кальций и разрушает зубные ткани изнутри. Ксенобиотики железа и магния провоцируют пигментацию при флюорозе и развитие стоматита», — заключает врач-стоматолог Ольга Хозяинова.
Минздрав Самарской области оценить вред жесткой воды для здоровья в ответ на запрос ДГ отказался. Но у отдельных медиков мнение об этом есть. «Я всю жизнь проработала в поселке Красная Глинка и могу констатировать, что 80% пациентов у нас живут с диагнозом мочекаменная болезнь. На мой взгляд, это связано с жесткостью воды, которая поступает в краны жителей поселка из подземных источников», — говорит Людмила Ожиганова, врач-терапевт на пенсии, работавшая в СГБ № 7 Красноглинского района.
Как в каменном веке
Кроме здоровья людей, страдает инфраструктура — трубы зарастают кристаллами карбоната кальция.
«При эксплуатации крышных котельных в Куйбышевском районе большое значение имеет настройка температурного режима, так как уже неоднократно происходили ситуации, когда трубы диаметром в 50 мм за месяц зарастали полностью кристаллами карбоната кальция. В таких ситуациях риски могут быть очень серьёзными — система отопления здания выходит из строя», — объясняет директор академии строительства и архитектуры Самарского Политеха Михаил Шувалов.
Впрочем, известью покрываются не только теплопроводы, но и бытовая техника, участвующая в процессе нагревания воды: портятся стиральные машинки, накипью покрываются чайники и кастрюли. Людям приходится менять даже краны и смесители. «Чайник зарастает известью примерно на треть уже через три недели. Не всегда удается очистить его полностью, а потому мы часто просто покупаем новую посуду», — рассказывает жительница поселка Красная Глинка Татьяна Алексеева.
«Если стирать махровое полотенце, то оно мигом превращается в наждачную бумагу, — жалуется мать двоих детей из пос. Управленческий Светлана Шмелева. — Пробовала добавлять в машинку разные кондиционеры для белья, но они никак не влияют на результат. Детские же вещи уже после первой стирки теряют мягкость и эластичность».
Отвратительная вода оказалась сюрпризом для многих жителей вновь построенных микрорайонов и пригородов Самары на юге города.
«В моей посудомоечной машине после мойки на посуде образуется такой налет, что приходится еще раз мыть её под краном. Мыть руками — кожа облезает», — жалуется участница одного из самарских пабликов, жительница микрорайона «Волгарь» Наталья Вязанкина.
«Меняем краны каждые шесть месяцев, уже сил нет, а если техника встанет? За что мы платим?», — задается вопросом Евгения Коваленко.
«Очень плохое качество воды. Фильтры быстро забиваются. Купаться невозможно. Тело чешется от солей, — вторит ей участница того же паблика Раиса Варганова-Сафина. «Да, качество плохое. Пробовала кипятить — в чайнике и в бокале известь», — солидарна её соседка, блогер Оля Лукина. «От жёсткой воды у ребёнка появляются прыщи на коже», — считает ещё одна жительница «Волгаря» Алиса Лонова.
Нарзан заменят Волжанкой
Что со всем этим делать? В Самаре есть опыт смягчения воды. Еще несколько лет назад в поселке Аэропорт-2 построили станцию очистки воды с использованием технологии обратного осмоса. Работы по строительству этой станции проводились по самарской муниципальной программе «Чистая вода», установка обошлась в 186 млн руб.
В поселке Красная Глинка компания СКС, согласно ее инвестиционной программе на 2019-2023 годы, должна отремонтировать оборудование и пробурить новые скважины, более мягкая вода которых разбавит жесткую воду, поступающую из действующих источников.
В поселок Управленческий СКС в рамках инвестиционного плана планируется и строительство двух водоводов из города, от НФС-2 — это около 9 км. Проект стоит 1,16 млрд руб., в 2020 году должно завершиться проектирование.
С Куйбышевским районом и «Южным городом» ситуация хуже — пока только абстрактные планы. Внесенных в программы развития проектов и денег на них нет.
При застройке «Южного города» девелопер, ГК Древо, собирался построить и НФС. «Мощностей станции должно хватить на 30 лет вперед с учетом застройки этой территории. На НФС будут фильтровать воду путем нескольких этапов очистки, в том числе ионизирования и обеззараживания», — анонсировал проект станции бенефициар компании Николай Чудаев в СМИ еще в 2019 году.
Действительно, на сайте госзакупок в апреле прошлого года был объявлен конкурс по разработке проектной документации, проведению инженерно-экологических и археологических изысканий по объекту «Строительство НФС для обеспечения нужд водоснабжения жилой застройки Южный Город». Заказчиком выступило ООО «СамРЭК Эксплуатация». Единственным участником торгов и победителем стало ООО «Проект Поволжья», получившее на подряд 7,1 млн руб.
Больше ничего об этом проекте неизвестно.
Исходя из технических характеристик объекта, сложно понять, из каких источников будет происходить забор воды для микрорайона — из артезианских или открытых. Техническое задание на НФС предусматривает строительство насосной станции для подъема воды, резервуаров с фильтрами-поглотителями, фильтровальной станции, сооружений по очистке промывной воды, хлораторной установке, здания обезвоживания осадка, а также ряда хозяйственных построек. Можно лишь предположить, что речь вновь идет об артезианской скважине, поскольку ближайший водоем находится в 10 км от будущей НФС, а все водоводы от насосной станции по описанию ведут только к микрорайону, и длина их всего 1,3 км.
Выяснить источник будущего водоснабжения микрорайона ДГ так и не удалось: ни в администрации Волжского района Самарской области, ни в ГК «Древо» на вопросы ДГ не ответили. В региональном Минстрое сообщили, что вообще не в курсе ситуации, поскольку разрешение на строительство выдает муниципалитет.
Как сообщил ДГ источник, близкий к ситуации, водозабор планируется организовать из Волги, рядом с пос. Гранный, ниже очистных сооружений, что поставит под сомнение чистоту поставляемой воды. Финансирование строительства проводится из областной программы — за бюджетный счет.
Из реки Волга через реку Самара
Еще одна идея появилась у мэрии Самары — протянуть воду из Волги через реку Самара. Проложить водовод от городской водопроводной сети, из Железнодорожного района, в Куйбышевский район. О ней замглавы города Владимир Василенко вчера, 15 июля, объявил на встрече с жителями Куйбышевского района.
Тянуть новый водовод надо от привокзальной отопительной котельной в районе улиц Клиническая и Горная, заявил Василенко. Протяженность трубы в таком случае составит 7 км. Часть водовода — 950 метров — пройдет по дну реки Самары.
Синим выделены конечные точки проведения нового водовода, красным — страдающие от плохой воды микрорайоны и пригороды Самары.
По словам Василенко, стоимость такого строительства может составить около 2 млрд руб., финансировать его могли бы вместе город и СКС из средств своей инвестиционной программы.
Город должен изыскать средства за счет своего бюджета и привлечения средств федеральной программы «Чистая вода». В которую, правда, еще надо войти.
Ну а инвестиционная программа СКС, рассчитанная на 2019-2023 годы, вся целиком стоит 4,5 млрд руб. Для того чтобы найти в ней хотя бы миллиард рублей, надо либо увеличить объемы инвестпрограммы, повысив тарифы (другого источника средств нет), либо убрать из нее уже запланированные мероприятия.
Тем не менее, Василенко говорит об этом плане как о реалистичном: около года уйдет на проектирование объекта, считает он, и еще около двух на его строительство.
Михаил Шувалов, директор академии строительства и архитектуры Самарского Политеха:
— Из-за геологического строения территории Самарской области большое количество наземных и подземных водоисточников здесь имеют жёсткость, превышающую допустимую по гигиеническим нормам (свыше 7 мг-экв/л). Это распространяется не только на артезианские источники, но и на реки, например, Большой Кинель, в которой жесткость достигает до 22 мг-экв/л.
Однако Волга, которая протекает между Жигулёвскими и Сокольими горами, богатыми известняком, все же имеет жесткость на уровне 5-6 мг-экв/л. Спасает то, что Волга всё-таки многоводна, и жёсткость в ней пока находится «в хорошем интервале».
Сергей Симак, ученый-эколог, общественный деятель:
— Поставщик ресурса должен грамотно вести водоподготовку в любом случае. Для жесткой воды применяются технологии по ее «умягчению» — снижению содержания растворенных солей кальция и магния. Для этого во всем мире, и в России тоже, применяются специальные реагенты и оборудование. Возможно, компания «Самарские коммунальные системы» не имеет достаточных для этого мощностей. А тем временем потребность в воде и водозабор в городе значительно увеличились из-за строительства новых микрорайонов — например, «Крутых Ключей» в Красноглинском районе города и «Волгаря» в Куйбышевском. Когда городские чиновники в 2013 году подписывали концессионное соглашение с бизнесом, никто не предполагал расширения за счет строительства новых микрорайонов, и, соответственно, не ожидалось увеличения водозабора. Я полагаю, что мероприятия по водоподготовке для обеспечения нормативного качества воды необходимо прописать в инвестпрограмму СКС.
Анатолий Виноградов, эколог, кандидат биологических наук:
— В Самарском регионе, как и во всём Среднем Поволжье, вода очень жёсткая, как поверхностная (из Волги), так и из артезианских источников. Это означает, что в ней много различных солей. Наш край богат карстовыми породами, известняком, который, растворяясь в воде, в основном и придаёт ей жёсткость. Такая вода плохо мылится. Соли кальция и магния образуют накипь в чайниках, налёт в стиральных машинах, а оседая в организме человека, становятся причиной мочекаменной болезни, когда образуются камни и песок во внутренних органах. Профилактикой и лечением люди занимаются индивидуально, каких-то крупных программ по смягчению воды нет. Но соли бывают не только вредные, но и полезные, что используется в санаторном лечении, употреблении минеральной воды.
Текст: Ирина Опарина
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook