Кондуктор не понимает

Сотрудники «СамараАвтоГаз» о сокращении зарплаты, антисанитарии и отношении к ним руководства

 4 045

Автор: Максим Фёдоров

.

,

От «карантинных» мер страдает не только малый и средний бизнес, но и молодой транспортный король – «СамараАвтоГаз», в руках которого уже второй год практически весь пассажирский транспорт города. Несколько дней твиттер областного Минтруда заваливают жалобами от сотрудников компании.

ДГ вспомнил, как частная компания отвоевала права на перевозку у муниципального предприятия, и поговорил с сотрудниками «СамараАвтоГаза» и их родственниками о том, как компания справляется с работой во время пандемии коронавируса.

Почему пассажиров отдали частной компании

«СамараАвтоГаз» работает с 2004 года, но «главным» перевозчиком по Самаре компания стала только в 2018 году. До этого практически все обязанности социального обеспечения автобусами в городе исполняло муниципальное предприятие «Пассажиравтотранс» (далее – ПАТ).

На протяжении нескольких лет до смены транспортной власти ПАТ пытались обанкротить разные компании. Известно о попытках от «Нафта-Сервиса» и «Волгатрансавто», но производство по искам прекращали по разным причинам.

Дела у ПАТа действительно были не очень. В 2015 году убыток составлял 158 млн рублей, в 2016 – 175 млн. В 2017 году убыток немного снизился (до 59 млн рублей), но в 2018 снова вырос – до 111 млн рублей. Тогда как раз убытки ПАТа заметила налоговая служба.

Всё это время обороты «СамараАвтоГаза», наоборот, росли. Компания начала заниматься пассажирскими перевозками на муниципальных маршрутах в феврале 2014 года. В 2015 года выручка «СамараАвтоГаз» – уже 344 млн рублей. В 2016 – 567 млн. В 2017 году – 630 млн. рублей. И весной 2018 года имущество муниципального предприятия передали частной организации – «СамараАвтоГазу».

Официально передачу оформили как заключение договора аренды транспортных средств и договора сублизинга транспортных средств между ПАТом и «СамараАвтоГазом». Частная компания получила 134 автобуса, а департамент транспорта заключил муниципальный контракт с «СамараАвтоГазом» на перевозки по 33 муниципальным маршрутам, которые раньше обслуживал ПАТ.

олд

Как у «СамараАвтоГаза» пытались отобрать власть

В октябре того же года областное УФАС возбудило дело в отношении главы Самары Елены Лапушкиной. Антимонопольная служба тогда указывала, что в мэрии лоббировали интересы «СамараАвтоГаза» – якобы «дорожную карту» для передачи имущества муниципального предприятия частной компании начали готовить ещё в декабре 2017 года.

Также в нарушении закона о защите конкуренции заподозрили департамент управления имуществом и департамент транспорта. Дело не сдетонировало, в апреле 2019 года антимонопольная служба прекратила по нему производство.

Побороться с «СамараАвтоГазом» пробовала областная прокуратура. В июне 2019 ведомство подало иск к дептрансу и перевозчику. Правоохранители пытались признать незаконными контракты между городской администрацией и компанией на перевозки по муниципальным маршрутам № 1, 6–8, 11, 12, 23, 29, 45, 47, 50, 51, 56, 68, 78, 79 и № 3, 5 д, 21, 22, 26, 30, 32, 35–38, 52, 55, 65, 66, 76. В сентябре суд отказал в иске. Уже в ноябре прокуратура подала апелляционную жалобу, но в январе 2020 года арбитражный суд Самарской области отказал прокуратуре.

После передачи имущества ПАТа выручка «СамараАвтоГаза» выросла до 1,7 млрд рублей. Прибыль достигла почти 7 млн рублей. А муниципальное предприятие «Пассажиравтотранс» сейчас находится в предбанкротном состоянии.

11

Закрыли диспетчерские, открыли биотуалеты

Власти Самары пытаются вернуть ПАТ к муниципальным перевозкам. По крайней мере, на словах. В конце января 2020 в департаменте транспорта говорили, что хотя долг муниципального предприятия и большой (600 млн рублей), в ведомстве стараются не допустить банкротства организации. Но по самым оптимистичным прогнозам возвращение случится не раньше 2022 года.

В любом случае «СамараАвтоГаз» встретил пандемию «главным» перевозчиком города. И сразу начались проблемы с управлением имуществом ПАТа. Об этом ДГ рассказала кондуктор Светлана.

— Диспетчерские, которые раньше ПАТу принадлежали, закрыли. На Красной Глинке закрыта с декабря. Когда закрыли остальные, точно не скажу. Но теперь у водителей и кондукторов нет возможности помыть руки, негде разогревать еду. Едим в автобусе, а рабочий день более 14 часов. На конечных остановках поставили биотуалет. Наверное, теперь повесят на стенку этого туалета рукомойник и всё. Нет ни воды, ни мыла.

На жалобу Светланы в «СамараАвтоГазе» ответили, что столовая всё-таки есть, но только в одном месте, а руки можно помыть в биотуалете.

— В автопарке на Пугачевской имеется стационарная столовая и комната отдыха для приема пищи. На всех отстойных площадках установлены биотуалеты.

Также в компании уточнили, что с 1 января «выделяется компенсация за особый характер работы», но обед и перерыв не входит в рабочее время.

«На полную зарплату даже не рассчитывайте»

Если кондукторы лишились диспетчерских и средств гигиены, то водители части оклада. Как рассказала ДГ супруга одного из водителей, муж получил зарплату вместе с авансом за семь дней – 10 тыс. рублей, хотя всегда получал в пределах 2,1 тыс. в день (на сайте «СамараАвтоГаза» указано, что водители в день получают 2150 рублей).

— Почему всем работникам предприятия выплатили так мало за март? У многих дети, кредиты и ипотеки. Я все понимаю: коронавирус и всё такое. Но нам, обычным людям, как жить на такие копейки? У меня маленький ребёнок, я в декрете. Кроме зарплаты супруга и пособий за первенца, мы ничего не получаем. Нам на что жить? Умирать с голоду только остаётся.

По её словам, в ответ на жалобы представители «СамараАвтоГаза» отвечают: сколько заработал, столько и получил. Какая будет зарплата за апрель, пока не известно, – призналась она.

— Но было собрание и сказали, что на полную зарплату даже не рассчитывайте. И то время, пока дома, никто платить не будет. В связи с такой ситуацией муж сейчас много работает, так как работают те маршруты, за которым он закреплён.

В областной минтруд её супруг уже жаловался, пока никакого движения с их стороны. В ответ на обращение самой жены водителя в твиттере представители министерства труда посоветовали написать в Государственную инспекцию труда по Самарской области. Срок рассмотрения заявки – до 30 дней.

пр

«Под шумок аргумента о непростом времени»

В защиту «СамараАвтоГаза» могла бы сыграть статистика – из-за пандемии пассажиропоток на автобусных перевозках снизился на 85%. Но в первый день после «нерабочей недели» в областном правительстве договорились выделить деньги из бюджета на поддержку транспортной отрасли. Такое решение озвучил председатель правительства Виктор Кудряшов.

— Прошу министерство подготовить нормативные документы, в соответствии с которыми мы сможем ежемесячно оценивать выпадающие доходы перевозчиков и предоставлять им финансовую поддержку в соответствии с реальным положением дел.

Дотации транспортным организациям должны перевести уже по итогам марта. Также по итогам марта коллектив «СамараАвтоГаза» недополучил премиальные за стажировку. Об этом ДГ сообщила супруга одного из работников компании Светлана. Она пояснила, что сами сотрудники боятся рассказывать о проблемах, «так как «СамараАвтоГаз» монополист по пассажирским перевозкам».

— В ООО «СамараАвтоГаз» окладную часть выплатили от 13 до 17 тыс. рублей за март. Но премиальная часть в 100% не была выплачена, хотя план был выполнен. Соответствующим службам легко проверить данные по кассе, по билетам и по терминалам. Но они отписываются. Получается, люди выполнили свою работу, но им решили не платить. Весь коллектив лишили половины заработной платы (в том числе за стажировку) за март без объяснения причин. И это всё под шумок аргумента «непростого времени для предприятия» в апреле.

Последнее предложение Светлана взяла из переписки с представителями «СамараАвтоГаза» в твиттере. Они говорят о непростом времени и уверяют, что всё будет хорошо.

— Окладную часть выплатили, как положено. Премию работодатель начисляет по своему усмотрению, если предприятие выполняет плановые показатели. К сожаление, работаем в условиях самоизоляции ковид19. Время непростое и для предприятия, и для страны в целом. Всё будет хорошо.

Светлана считает, что несмотря на режим самоизоляции сотрудники в марте отработали по графикам и выполнили план. По её словам, на личные жалобы о невыплатах премиальной части за март руководство ничего не ответило.

Иллюстрации — кадры из фильма «Капитан Фантастик» 

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте, Facebook и Instagram