«И ребёнок теперь изгой»

История о том, как мать-одиночка живет с ВИЧ, растит пятерых детей и преодолевает общественную стигматизацию

 710

Автор: Редакция

.

,

Самарская область наконец-то покинула позорную пятерку лидеров по заболеваемости ВИЧ: по итогам 2018 года регион на 13-м месте в России. Процент новых заражений снизился, но люди, которые живут с ВИЧ уже не первый год, продолжают бороться с инфекцией.

При этом они ведут абсолютно нормальную жизнь: заводят семьи, рожают детей, находят хорошую работу. Разве что чаще пьют таблетки и раз в полгода ложатся в стационар. А женщины — рожают детей: по статистике, меньше чем у 6% детей, родившихся у ВИЧ-инфицированных матерей, тоже обнаруживается вирус.  И женщин среди носителей ВИЧ все больше: в этом году уже 35%. Большинству из них меньше 40 лет.

Наша героиня Вера уже 13 лет живет с ВИЧ и растит пятерых здоровых детей. Она пережила три несчастливых брака, тяжелые роды и смерть отца. Но жизнь наконец наладилась.

Недавно Вера переехала вместе с младшими детьми в деревню. Две дочки остались жить и учиться в Новокуйбышевске. Вера совмещает три работы: продавец, водитель такси и администратор в кафе. Совмещает тяжело, но дети всегда помогают маме. 

«В армии муж баловался наркотиками»

Первый раз Вера вышла замуж в 18 лет и почти сразу родила ребенка. Дочке только исполнился месяц, когда она осталась без отца. Вера не хотела больше никаких отношений. Но потом в ее жизни появился обходительный мужчина, который начал помогать воспитывать дочь.

У нас завязались отношения, и я забеременела. Естественно, он сделал предложение, и мы поженились. Муж работал, я нянчилась с детьми. Казалось, всё у нас хорошо. И тут третья беременность. Муж мне говорит: «Конечно, рожаем!» А ведь я уже тогда начала замечать, что с ним что-то не так. Выпивает как будто. Пошла вставать на учёт в 2006 году, и мне говорят: «У вас ВИЧ». Сказать, что мир для меня рухнул — ничего не сказать. 

imgonline-com-ua-Compressed-J7rSRpDPzpwzSC3u

Девушку направили в местный СПИД-центр. Медсестра не стеснялась в выражениях: говорила, лазите где попало, а потом плачете. Сказала делать аборт. Есть, говорит, два здоровых ребенка, тебе хватит. Веру спасла внезапная встреча с заведующей роддома. Она ей объяснила, что при приёме терапии возможно родить здорового ребёнка.

Естественно, и разговор с мужем состоялся. Он заявил, что когда-то давно в армии баловался наркотиками и думал, что это никогда не повторится. Но как только появились лишние деньги, он завяз в этом. Мы со свекровью пытались его лечить. Куда только не возили и что только не делали, но вторая дочь родилась уже наполовину сиротой.

Вера в 23 года осталась одна с тремя детьми, ВИЧ и отцом-пенсионером. Он с удовольствием нянчился со своими внучками и справлялся с хозяйством лучше любой бабушки. Так у Веры была возможность работать и зарабатывать.

«Он отвел меня в роддом, оплатил аборт в кассе и исчез»

В 2010 году отец и главный помощник Веры внезапно скончался. Это был шок для девушки: мир снова перевернулся и вся стабильность исчезла. Теперь Вера осталась совсем одна со своими детьми.

Прошло полгода. Я встретилась со своей подругой и она мне говорит: «Ты что, так и будешь одна? Я тут нашла один сайт знакомств для людей с ВИЧ+. Сейчас тебя зарегистрируем и всё!». Я начала отнекиваться. У меня и компьютера не было, и возможности, и желания с кем-либо общаться. Но вот моя подруга не послушала, зарегистрировалась и начала общаться от моего имени с потенциальными кандидатами.

Так Вера познакомилась с третьим мужем. Они начали встречаться, мужчина красиво ухаживал и говорил, что дети не помеха. Когда у молодых людей начались серьезные отношения, Вера постоянно напоминала мужчине, что им обязательно нужно предохраняться, ведь шансы забеременеть очень велики. Но партнер часто этим пренебрегал.

Я всё-таки забеременела. Муж сказал, что ни одна его пассия, ни бывшая жена не беременели, и вообще он бесплоден и ребенок не его. На этом и расстались. Он отвел меня в роддом, оплатил аборт в кассе и исчез. Я потом ему написала один раз, что не сделала этого и буду рожать. Он ответил коротко: «Как хочешь». 

imgonline-com-ua-Compressed-91Xsm8yx04dMP9q

Роды были тяжелые. Дочь оказалась в реанимации. Веру выписали через неделю, а ребенок все еще находился на волоске от смерти. Приходилось постоянно ездить из Новокуйбышевска в Самару — силы и нервы были на исходе. Когда наконец дочка пошла на поправку и ее нужно было забрать из больницы, сломались три машины. Тогда Вере пришлось звонить бывшему мужу, который как раз проживал в Самаре, и просить отвезти их домой. Он согласился. Оказалось, ему было интересно посмотреть на ребенка. Дочка родилась как две капли похожая на отца. 

Вера простила мужа, и они снова начали жить вместе. Дочка тоже окрепла, ее сняли с учета, и девочка пошла в детский сад.

«Один врач сказал: «Ты сдохнешь»

Вера всегда мечтала о сыне. Но после рождения четвертой дочери ей предложили работу в нормальном месте и с хорошим графиком, да и с мужем они начали часто ссориться. Тогда было совсем не до беременности.

Но тут как всегда — та-дааам. Говорю мужу, что хоть и не приемлю аборты, но рожать больше не пойду. А он к моему удивлению стал настаивать и просить, чтобы я родила последний раз. Врачи, конечно, были в шоке. Особенно с учетом того, что у меня проблемы с сердцем, почками, астма и ВИЧ. Они посчитали меня дурой. Один врач сказал: «Ты сдохнешь». Но я жива, сын тоже. Видно, у меня хорошие ангелы-хранители. 

imgonline-com-ua-Compressed-LrdBshgLakrDM7

С мужем Вера то сходилась, то расходилась. Потом вообще дошло до того, что он начал поднимать руку на жену. Супругам пришлось разойтись. 

Тогда Вера и решила переехать в деревню. Ей сразу очень повезло с соседями: одна женщина работает в детском саду нянечкой и всегда помогает с детьми. Жизнь наладилась. 

«Иногда я жалею, что не могу жить с открытым лицом»

Эта болезнь дала мне больше закалки и много новых друзей, с которыми мы встречаемся, общаемся и помогаем друг другу. Я бы ничего не стала менять в своей жизни. Может, без этого не было бы у меня такой силы воли, моих прекрасных детей и друзей. Я стала внимательнее следить за своим здоровьем, стараюсь уделять семье больше внимания, а в остальном, думаю, всё как обычно.

Иногда я жалею, что не могу жить с открытым лицом и всем говорить, что у меня ВИЧ. От этого могут пострадать мои дети. Вот недавно моя напарница-продавец начала такую чушь нести, якобы ходят тут всякие спидозники. Или недавно в школе детям объясняли про ВИЧ, и один школьник крикнул: «А вот у него папа спидозник, мне мама сказала!». И ребёнок теперь изгой. Незнание людей пугает. 

***

Елена Титина, руководитель благотворительного фонда «Вектор жизни»: 

— Физиологически так устроено, что женщины более уязвимы к ВИЧ-инфекции, нежели мужчины. Это также зависит от того, что не все девушки научились заботиться о своём здоровье и предлагать партнеру средства барьерной контрацепции.

Сейчас  ВИЧ вышел за рамки уязвимых групп, поэтому такое понятие стерто. К ВИЧ уязвимы абсолютно все. Но если по статистике мужчины заражаются 1:300, то женщины намного чаще. Особенно это касается людей в возрасте от 30 до 39 лет.

Текст: Катерина Маршалюк 
Фото: Кирилл Гуров

Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook