,
Стартап-центр Самарского университета перестраивают: по инициативе первого проректора Романа Самсонова вуз сменил руководителей управления инновационных программ и самого стартап-центра. Прежние сотрудники перешли в YellowRockets Сергея Богданова, заодно забрав с собой сообщества структуры в социальных сетях. Чего хочет добиться руководство Самарского университета этими перестановками и на чем вуз зарабатывает больше — на стартапах или традиционных механизмах научно-исследовательской деятельности — выяснил ДГ.
Расстались тихо, остались друзьями
Отвечая на вопросы ДГ о переменах в стартап-центре университета, все стороны предпочли сделать вид, что ничего особенного не произошло. Директор регионального центра инноваций StartupSamara — одного из основных партнеров центра — Александр Клюкач сообщил, что сотрудничество организаций продолжится. Отметим, и вузовский стартап-центр, и StartupSamara (официально — ассоциация «Некоммерческое партнерство «Региональный центр инноваций») принадлежат Самарскому университету. Первая структура — полностью, вторая — вместе с СамГМУ.
В 2015-2018 годах Самарский университет заплатил «Региональному центру инноваций» за развитие стартап-центра в общей сложности 16 млн руб., — от 3,5 до 5 млн руб. в год, договоры заключались на услуги в области образования, рекламы и исследования рынка.
— С марта 2019 года руководство Самарского университета приняло решение переформатировать деятельность стартап-центра. Сотрудничество регионального центра инноваций StartupSamara с университетом и новой командой стартап-центра не прекращается, мы продолжаем реализовывать программы и мероприятия StartupSamara на площадке центра и оказывать информационную поддержку университетским мероприятиям, — рассказал Александр Клюкач.
В 2015-2018 годах вуз заключал контракты с РЦИ в марте-июле, на 2019 год контракта пока нет, открытой закупки тоже.
Экс-директор стартап-центра Александр Грецков также подтвердил, что кадровые перестановки в центре — инициатива руководства вуза. При этом перемены коснулись не только руководящего состава.
— Насколько я знаю, бывшие сотрудники центра перешли на работу в YellowRockets. Социальные сети не передавали. Те, кто их вели, сейчас продолжают это делать, но уже для другой аудитории, — сказал Александр Грецков. Действительно, сейчас на подсайте стартап-центра указаны ссылки на пустые сообщества в соцсетях — ВКонтакте, фейсбуке и твиттере.
Cтарые сообщества переименовали в «Молодежное стартап-сообщество». Единственный контакт, указанный там — Сергей Вахрушев, пиарщик YellowRockets и StartupSamara.
Брендом YellowRockets владеет компания «Центр трансфера технологий» Сергея Богданова. «Желтые ракеты» давно и так активно работали со StartupSamara, что различить зону ответственности двух организаций практически невозможно: они провели множество совместных мероприятий, на главной странице официального сайта StartupSamara есть логотип YellowRockets.
Отметим, по итогам 2017 года обе эти структуры, занимающиеся развитием и поддержкой молодых предпринимателей, оказались убыточными.
Бизнес на академиках
Новым руководителем управления инновационных программ Самарского университета стал Дмитрий Оводенко — бывший общественный представитель Агентства стратегических инициатив в регионе. Глава управления — самая крупная должность в вузе, связанная с инновационным развитием. Пока другие вузы вводили должности проректоров по инновационному развитию, Самарский университет оставался верен традиционному подходу: в его ректорате есть только проректор по научно-исследовательской работе, это кресло занимает Андрей Прокофьев, а Роман Самсонов, который (по крайней мере, судя по его публичной риторике) взялся курировать инновации, работает в статусе первого проректора без уточнения направления деятельности.
Стартап-центр после Грецкова возглавил Дмитрий Воронин. По данным вуза, он окончил ПГСГА по специальности «Экономическая теория», согласно его профилю в LinkedIn — Самарскую гуманитарную академию; до назначения он около года проработал ведущим инженером в компании «Транснефть-Технологии» и столько же — менеджером проектов в холдинге «Сибур».
— Наша глобальная цель — превращать потенциально интересные проекты в успешный бизнес. Для этого мы планируем проводить обучающие мероприятия как для тех, кто только разрабатывает свой бизнес-проект, так и для тех, кому нужна помощь в его продвижении и реализации, а также в разработке финансовой модели. Мы будем консультировать студентов и ученых, желающих привлечь гранты и субсидии для финансирования своих идей и разработок, — сказал Дмитрий Воронин.
Другие приоритеты стартап-центра назвал в интервью вузовской газете «Полет» Дмитрий Оводенко : университету нужны малые инновационные предприятия (МИП), которые выведут на рынок новые технологические решения, разработанные учеными вуза. Отметим, количество МИП в качестве показателя эффективности университет использовал до 2012 года включительно — в отчетах о научно-исследовательской работе вуза их не упоминали, начиная с 2013 года.
«Далеко не все солидные ученые и разработчики нашего университета готовы были выставлять свои идеи и продукты на одной площадке со студентами, начинающими молодыми специалистами, молодыми учёными и предпринимателями. Они были уверены, что это не для них. Поэтому очень большой потенциал, причем академического уровня, не проходил и даже не доходил до тестирования на площадке стартап-центра», — сказал Дмитрий Оводенко в интервью. Кроме ответов на вопросы, в газете опубликовали номер «единого инновационного телефона» для желающих сотрудничать. По данным ДГ, номер принадлежит самому Дмитрию Оводенко. На момент сдачи текста телефон был отключен.
Смешные деньги и большие деньги
Попытки создавать МИПы в вузе были и раньше.
— Вокруг Самарского университета сформирован пояс, состоящий из малых инновационных предприятий. Они берут либо патент, либо ноу-хау университета и пытаются его выпустить на рынок. Как правило такими предприятиями руководят либо наши выпускники, либо наши ученые. К примеру, предприятие «КимТэк» в прошлом году заработало несколько миллионов рублей, оказывая услуги предприятиям нефтехимического комплекса. Чем больше мы создадим таких МИПов, тем больше идей наших ученых найдут своего конечного потребителя, — говорил и.о. ректора Самарского университета Владимир Богатырев в феврале 2019 года.
Сейчас Самарский университет выступает соучредителем 16 малых инновационных предприятий. Четыре из них работают по упрощенной системе налогообложения, поэтому их отчетность не раскрывается. Семь компаний в 2017 году показали нулевую выручку, остальные пять выручили за год от 1,2 до 13,6 млн руб. Суммы чистой прибыли скромнее: от 68 до 862 тыс. руб. Иначе говоря, никакого дохода вузу это не приносит. Другое дело — традиционные контракты на НИОКР. По данным мониторинга федерального Миннауки, в 2017 году Самарский университет заработал на них 283,5 млн руб. из внебюджетных источников.
Объем доходов от НИОКР, полученных ведущими вузами Самарской области в 2018 году, измеряется сотнями миллионов рублей. Доля таких средств из внебюджетных источников закономерно ниже, но все равно остается значительной: в прошлом году СамГТУ получил от исследований и разработок не из бюджета 10% общего дохода вуза, СамГМУ — 8,9%, Самарский университет — 8,2%, Тольяттинский госуниверситет — 3,7%.
Сейчас на подсайте университетского стартап-центра указано: «За время работы центра более 55 университетских проектов получили грантовую поддержку на сумму более 71 млн руб». Таким образом, пока вклад «инновационного пояса» из 16 малых предприятий и результатов работы стартап-центра Самарского университета выглядит более, чем скромным на фоне сумм, заработанных вузом на НИОКР для государственных и частных организаций — десятки против сотен миллионов.
Текст: Евгений Золотухин
Автор фото обложки — Дарья Аксенова, фотоклуб «Иллюминатор»
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook