,
Когда мы произносим словосочетание «достопримечательности Самары», на ум сразу приходит стандартный список мест: Ракета, Ладья, набережная, Ленинградка, площадь Куйбышева…
Перечень главных городских достопримечательностей и мест «обязательных для посещения» незыблем как Политбюро ЦК КПСС. Ветры перемен здесь не дуют, а душа требует нового и интересного.
Сегодня краевед ДГ Андрей Артёмов рассказывает, где искать новые самарские места силы, экскурсионные локации и исторические смыслы.
Деревянная Самара
Деревянное зодчество — один из самых ярких цветов в архитектурной палитре старой Самары. Интерес к нему в последние годы вырос, во многом благодаря «Том Сойер Фесту».
Почему так важно изучать деревянное зодчество? Причин несколько.
Во-первых, Самара — исконно деревянный город, даже во времена пресловутого «Русского Чикаго» львиную долю зданий строили из дерева.
Во-вторых, образы и мотивы, которые использовали в деревянной резьбе (прежде всего в украшении оконных наличников), уходят корнями в седую языческую старину. Налицо явный этнографический потенциал. Интересно еще и то, что многие памятники деревянного зодчества имеют заимствования из «больших» архитектурных стилей — модерна, классицизма, барокко.
В-третьих, не будем забывать о самарских двориках, в последнее время урбанисты продвигают их как самобытный самарский бренд. Это отдельные микромиры, которые становятся «местом концентрации кодов идентичности города». Сложно? Вот здесь есть поясняющие картинки.
Увы, при всей ценности деревянного зодчества количество посвященных ему исследований (книг, брошюр, путеводителей) совсем не велико. Вышедшие за последние годы и вовсе полярны — от «академических» монографий по архитектуре до россо-арийской фантастики. В качестве золотой середины предлагаем вам рейтинг самых значимых памятников деревянного зодчества от ДГ.
Пока же хрупкий мир самарского деревянного зодчества держится на каменных плечах волонтеров «Том Сойер Феста», что дает надежду хоть на какое-то внимание к нему. Как властей города, так и простых горожан.
Самара — столица России
Словосочетание «Куйбышев — запасная столица» в последние годы звучит все громче и громче. Тематика героического тыла, приютившего иностранных дипломатов и журналистов, показывает значение нашего города в те судьбоносные годы.
Но в истории Самары был еще один эпизод, когда она была столицей государства. Причем не запасной, а единственной и неповторимой. В нашем городе четыре месяца существовал Комитет членов учредительного собрания (КОМУЧ): как считают многие историки, это было первое антибольшевистское правительство в России после Октябрьского переворота.
КОМУЧ интересен тем, что в условиях Гражданской войны пытался предложить третий путь развития страны, не красный и не белый (подробнее — здесь). Вкупе со столичным статусом Самары ситуация складывается весьма интересная.
Клубок противоборствующих сторон на Средней Волге в 1918 году был не хуже, чем в Вестеросе. Считайте сами: большевики, эсеры-комучевцы, царские офицеры, анархисты, оренбургские и уральские казаки, чехословацкие легионеры и французские консулы.
А какая палитра персонажей: легендарный Чапаев, неоднозначный Куйбышев, белый рыцарь Каппель, красный чех Гашек, атаман Дутов, выбившийся из бухгалтеров в генералы Чечек…
Тему Гражданской войны в нашем городе курирует дом-музей Фрунзе, но последнее его посещение оставило у меня не самое радужное впечатление. Слишком все стандартно и унифицировано. При таком богатом историческом материале это обидно, а ведь тему Гражданской войны можно использовать по-разному: от экскурсий и путеводителей, до квестов и разработки настольной игры (пример реализации последнего в Питере).
Конечно, есть щекотливый момент — разные политические силы могут трактовать эти события в свою пользу (пример — установка памятника белочехам). Но против этого недуга есть проверенное средство — беспристрастные историки и архивисты.
Недооцененные локации
Есть в Самаре два места, которые в своем нынешнем состоянии могут дать максимально объективное представление о дореволюционной Самаре и авиационно-космическом Куйбышеве. Речь о поселке Шмидта и Юнгородке.
Да, районы не туристические, но именно они позволяют глубже понять историю города. Тот же Юнгородок прекрасно иллюстрирует развитие Самары в советский период. Начало строительства авиационных заводов, эвакуация, Безымянлаг, на смену баракам которого пришел модернистский микрорайон Авиа. Все эти историко-градостроительные пласты как-то не замечают.
Хронология изучена, трудовой подвиг не забыт, а вот сама территория остается за скобками. А ведь даже Ил-2 когда-то стоял в Юнгородке.
Потенциал его огромен. Во-первых, у каждого тамошнего завода — РКЦ «Прогресс», «Авиакора», ОАО «Кузнецов» — есть музей. Во-вторых, несколько зданий/кварталов, интересных с архитектурно-градостроительной точки зрения (чего стоит яркий образчик сталинского ампира — ДК «Мир»). В-третьих, электродепо самарского метрополитена, у которого тоже есть свой музей.
Но, увы, все музеи предприятий для простых смертных наглухо закрыты. Там рады видеть школьников и студентов. Те, кто вступил во взрослую «восьмичасовую» жизнь, остаются за бортом. Исключение составляют только блогеры и журналисты, благодаря которым мы может прогуляться по этим музеям в виртуальном формате.
Адекватное представление о Самаре купеческой поможет получить поселок Шмидта, более известный нам как Запанской. Ведь надо понимать, что наш город до революции — это не только модерновые особняки и купцы-меценаты. Это еще и стихийно возникшие слободки, населенные городской беднотой. Это все то, о чем писали Алексей Толстой и Максим Горький. К слову, последний сравнил «горчичников», которые жили здесь, со средневековыми ассассинами.
Еще до революции самовольно возникшие поселки на берегу Самарки планировали снести. Генпланы развития Куйбышева тоже подписывали Запанскому смертный приговор. Однако он оказался крепким орешком.
Здесь сохранилась редкая (даже для слободок дореволюционной Самары) бесквартальная застройка. Из интересных внутренних локаций — локомотивное депо и церковь архистратига Михаила. Все это приправлено прекрасной топонимикой района — от улицы террориста Степана Халтурина до концентрированно советских названий — 3-й год Пятилетки и улицы Ильича.
Еще один козырь Запанского — «толстая и некрасивая» подруга Волги река Самара, водный потенциал которой практически не используется. Фоторепортаж с прогулки на теплоходе по Самарке смотрите здесь.
Неожиданный памятник
В Советском районе города есть двор. Во дворе — сквер. А в сквере — памятник великому русскому писателю Антону Чехову. Конечно, в Самаре он ни разу не был, не говоря уж о Советском районе. Но меньше ли мы любим за это Антона Павловича, а вместе с ним и памятник ему, а также сквер, где этот памятник установлен? Нет, не меньше. Тем более что установлен он на средства частного лица.
Интервью с ним из «Самарской газеты» от 3 июня 2008 года.
Память скольких хороших людей, прежде всего, конечно, самарцев, стоит увековечить в нашем городе. Но сделать это также органично, как в случае с памятником Чехову. Без опустошения бюджетной казны и сомнительного выбора места.
Читайте по теме:
— Народное голосование: какой район Самары самый лучший
— Выбран архитектурный символ Самары
В материале использованы фотографии Алексея Авдейчева.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте