,
ДГ запускает серию материалов о том, как обстоят дела с общественным транспортом в Самаре. Мы хотим выявить главные косяки и попытаться их исправить. Для начала обратились к главным экспертам в этом вопросе – к местным жителям, чей день начинается и заканчивается в маршрутке/трамвае/автобусе.
Из откликов на опрос редакции можно составить целую книгу ярких афоризмов. Пока же корреспондент ДГ собрал самые хлёсткие отзывы и выделил главные, по мнению горожан, проблемы общественного транспорта в Самаре.
Поза камасутры
Разговор про общественный транспорт стоит начать с качества этого транспорта. В Самаре 90% автобусов безумно грязные (независимо от того, принадлежат ли они муниципалитету или частникам) – такого мнения придерживается большинство участников опроса. Они замечают, что во многих автобусах за поручни, двери, потолок невозможно держаться, потому что всё это в мазуте.
Это касается и газелей. Даже в большей степени, чем автобусов. Один наш читатель, в частности, отметил, что по Самаре ездят «совершенно убитые газели на 213 маршруте». Кроме автобусов и газелей, у постоянных пользователей общественного транспорта большие претензии к «пазикам». Состояние этого средства передвижения без прикрас описал один из наших читателей:
— Хотелось бы, чтобы из салонов «пазиков» исчезли, наконец, грязные канистры и тряпки. В салонах очень грязно и пыльно. Если на кочке подскочит автобус, вся пылища в воздухе и в салоне дышать нечем. Это ад для детей, аллергиков и астматиков. Мягкие кресла не везде прикручены. Вроде бы есть свободные места, но сидеть на них невозможно, так как съезжаешь на каждом повороте.
По замечанию читателей, в наполненный пылью салон нередко вторгается крепкий запах табака. И это раздражает не меньше, чем разбитые автобусы. А когда обе эти проблемы сочетаются, пассажиры мечтают только об одном – поскорей самоустраниться. «В автобусах ЛиАЗ очень маленькие форточки, в пробках просто сознание можно потерять от духоты. Вот бы не закупать ЛиАЗы», – мечтает одна из читательниц.
Между тем, прошлой осенью областной департамент транспорта записал ЛиАЗы в список самых комфортных автобусов для перевозки пассажиров. Туда попали также машины марки «Скания» и МАЗ-206. Однако, судя по результатам опроса ДГ, этот вид общественного транспорта тоже не в почёте у самарцев. Устройство сидений в привезённых из-за рубежа автобусах крайне неудобно. Неумелый апгрейд салона отечественного транспорта заставляет пассажиров вспомнить школьные уроки гимнастики, чтобы протиснуться между кресел.
Одна из наших читательниц, подытоживая тему с убитыми автобусами, в дантевской манере передала атмосферу того ада, по которому каждый день приходится путешествовать пассажирам самарского общественного транспорта:
— Как правило, грязь и пыль вне зависимости от времени года. Пока оно ездит, это мыть не надо. Пассажиры все равно оботрут все одеждой. Иногда вас радуют торчащие шурупы после апгрейда салона. Вонь соляркой и прочим таким. Курящие водилы. И всеми любимые вызывающие тошноту автоотдушки. Перепланировка сидений в маршрутках, где ваши ноги либо в сложной позе камасутры с соседом напротив, либо в китайской пытке раздробления коленных чашечек о впереди стоящие сидения. Третий вариант, видимо, йога – ваши колени на уровне мочек ушей.
Гуляющие в темноте
Несмотря на ужасное состояние общественного транспорта, жители области всё чаще отказываются от личного автомобиля. Пассажиропоток с прошлого лета увеличился на десятки процентов. Следовательно, и транспорт общественный должен чаще появляться на остановках. Однако в Самаре эта простая формула не действует. Читатели ДГ делятся наблюдениями по этому поводу:
— В связи с недавним перераспределением единиц подвижного состава у автобусов значительно увеличился интервал между движением по ряду маршрутов (23, 37, 47). После 20:00 ожидание доходит до 30-40 минут.
На длинные перерывы в движении 47-х автобусов указывают ещё несколько наших читателей. Его брат – маршрутка №247 – ситуацию не спасает. «У площади Революции с 9 часов вечера 247-го в морозы или дождь сильный можно час стоять и так и не дождаться. И ещё утром в 7-8 часов из Советского района в старый город очень трудно на нём уехать. Ходит редко, забитый людьми до предела, втиснуться нереально, а желающих много», – так описывает работу этого маршрута один из его постоянных пассажиров.
Многие читатели сходятся во мнении, что после девяти часов вечера практически никуда нельзя уехать. К этому времени закрытыми становятся маршруты до Новокуйбышевска, Сухой Самарки и Стошки, проезд от ж/д вокзала к Дому ветеранов, путь с поляны Фрунзе в центр. И самим жителям центра после восьми часов вечера не хватает транспортного кислорода. Об этом рассказала одна из участниц опроса:
— После 20.00-20.30 от ЦУМ Самара и ЖД невозможно уехать в центр (р-н сквера Высоцкого), муниципальный транспорт исчезает или переходит в режим «раз в час» (6 и 16 троллейбус, автобусы 11, 5д, 77, 53), а вместе с ними исчезают и «пазики» (48д и 77д, маршрутки на пригород). Реально дождаться или 205 маршрутку, или пешочком. Так и получается – живёшь вроде рядом, а вариант только гулять пешком по темноте.
Гулять в поисках автобуса приходится и днём. Не хватает маршрутов из центра (Полевая, Самарская, проспект Ленина) до «Космопорта» по Дыбенко. Маршрутки не спасают – ходят редко и долго тащатся до «Космопорта». Нет, по словам местных жителей, ни одного автобуса или маршрутки, которая ходит по Владимирской до Полевой и далее к Волге. Что касается непосредственно набережной – многие читатели заметили, что «старая» её часть осталась практически без муниципального транспорта:
— Невыносимо ждать 16 троллейбус и 11 автобус, потому что интервал официально может достигать двух часов. Подниматься по Некрасовской или Венцека то ещё удовольствие. Около Речного вокзала из муниципального транспорта только автобус № 11, который ходит 7 раз в день.
У жителей спальных районов своя головная боль. Без пересадок до центра не доедешь. «С остановки Нагорная на Ново-Вокзальной не идет ни один трамвай, ни автобус, ни маршрутка в сторону «Апельсина». Приходится ехать до Солнечной, а далее пересаживаться. Вечером от «Апельсина» в сторону Нагорной опять же никакой транспорт не идет прямым рейсом, а трамваи только в депо», – с горечью отмечает один из читателей.
Тройка льгот
Небольшая ремарка о льготных пересадках. У нас их нет. Зато есть «чёрные отрезки», по которым на одном маршруте не проехать. Например, ж/д вокзал – Самарская площадь. Либо с пересадкой, либо часть пути пешком. Есть вариант – доехать на 50-м или на 206-м. Но оба этих маршрута традиционно наполняются под завязку ещё на вокзале, и путь до Самарской площади (особенно летом) превращается в кошмар.
Некоторые наши читатели писали, что в твиттере департамента транспорта была информация о льготных пересадках на трамваях. Правда, сделать это можно, только если трамвай идёт в депо без предупреждения пассажиров, что бывает крайне редко. Хотя давно уже можно было ввести льготную карту «Тройка», как в Москве, Питере, Новосибирске, Волгограде, которая позволяет делать бесплатную пересадку.
Удалёнка как приговор
Пусть с пересадками, но у жителей спальных районов всё же больше шансов попасть в центр, нежели у обитателей районов действительно отдалённых. Красная Глинка, Управа, Южка, Кошелев, Крутые Ключи – у них свой мир, своя планета, до которой общественный транспорт зачастую не доезжает. А с заходом солнца жизнь в этих районах становится невыездной. О несвободе передвижения на общественном транспорте рассказывает один из местных жителей:
— Из Южного города единственный маршрут до а/с Аврора №141 идёт до моста, потом нужно идти пешком через мост. «Пазики» переполнены, стоят по 1,5 часа в пробке. И после перехода моста ещё приходится ждать, когда очередной «пазик» соизволит поехать. Нужно или заменить их на Газели (и увеличить количество), чтобы не ходить через мост, или заменить на большие автобусы, чтобы хоть ехать нормально. А то это невозможно просто! Стоять 1,5 часа, потом идти через мост, ждать ещё 15 минут, и только потом, наконец, доехать до Авроры, где уже пересесть на другой маршрут и добраться на работу!
Для красноглинцев и управцев масса жалоб на 50-й маршрут. Судя по оставленным ими комментариям, автобус-полтинник ходит только до 9 вечера. После на дорогах можно изредка увидеть маршрутку. И то, как говорят жители этих районов, при большой удаче. Та же ситуация с 45-м автобусом. По выходным и праздникам, говорят, этот маршрут можно ждать вечно.
Трудновато уехать и с самой Красной Глинки. Местные признаются, что маршрутки просто игнорируют остановку «Автостанция» по пути в город. И приходится «стопорить» их на углу. У кошелевцев проблемы схожие – набитые 67-й маршрут после восьми часов вечера проезжает мимо всех остановок. Видимо, рабочий день у водителей так рано заканчивается – гадают жители района.
Не везёт в этом плане и жителям Стошки. Чем ниже солнце, тем меньше у них шансов попасть домой. После девяти часов вечера перестают ходить «короткие» 48-е с площади Революции, и транспортная связь со 116-м километром обрубается вовсе. Собрат по несчастью – район «ДиПорта». Здесь 124-я маршрутка ходит редко и моментально набивается, притом, что это, пожалуй, самый удобный маршрут до Зубчаниновки и дальше к Смышляевке.
Трамвайный сюр
Разнообразие косяков автобусов и маршруток не идёт ни в какое сравнение с проблемами работы трамваев в Самаре. Меньшее из зол – это трамвайная дорога от Госунивера (бывшего) до Постникова оврага. Участники опроса несколько раз обращали на неё внимание – из-за неудобной пересадки трамваев, приходится идти по грязи, которая здесь, как константа, образуется в любую погоду.
Помимо пешеходов, на Постниковом овраге в вечернее время не хотят появляться и сами трамваи. По крайней мере, на это указывают наши читатели:
— С завода Тарасова в сторону Постникова оврага с 8 до 9 вечера невозможно уехать. Перерыв между трамваями минут 40, потом приходит одновагонный трамвай, в который, естественно, набивается толпа. Кто вообще придумал одновагонные трамваи в миллионном городе?! Одновагонная 20-ка – это что-то. Меньше двух вагонов на востребованных маршрутах пускать нельзя.
Проблемным местным жителям кажется также 22-й трамвай. Говорят, после 17 часов он не идёт по маршруту – сворачивает в депо. А трамваи, идущие всё же по маршруту, можно прождать по часу-полтора. Постоянные пользователи 22-го обвиняют в этом кондукторов. По их мнению, это они уговаривают водителей двигать в сторону депо. Те же кондукторы утром, ближе к 11 часам, гонят вагоны из города до Барбошиной поляны и там встают на обед. Видимо, совместная трапеза это корпоративная этика ТТУ – шутят участники опроса ДГ.
Другие серьёзно рассуждают ещё об одной проблеме 22-го трамвая – урезании маршрута, когда трамвай попадает в пробку:
— Уезжая из города в час пик, часов в 5-7 вечера, трамваи могут один за одним идти на поляну или в депо на Фадеева. Ибо у них конец смены. Таким образом, мнимый график движения, когда в теории на любой остановке маршрута раз в 12-15 минут можно дождаться трамвая, летит коту под хвост. Задача — не развозить пассажиров до определенного времени в соответствии с графиком (включая удаленные участки маршрута), а вовремя попасть в депо, и пофиг, как с вашего урезанного маршрута люди будут ждать пересадки по часу на Солнечной или на Поляне.
Не вредным, но бесполезным местные жители считают маршрут трамвая №24 выходного дня (до Металлурга). Вагоны с этим номером шуршат по Металлу довольно часто, но спросу на них практически нет. По мнению многих участников опроса, лучше было бы пустить трамвай от Авроры до Металлурга, который бы ходил даже с интервалом в 30-40 минут.
***
Так как первый материал серии составлен по ответам читателей ДГ, то было бы нечестно закончить его собственным рассуждением. Специально для этого я оставил одну ёмкую фразу нашего читателя, в которой коротко и ясно объясняется, как в Самаре обстоят дела с общественным транспортом: «С транспортом у нас полная задница, не хватит цензурных слов всё описать». И правда, не хватило.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»