,
Самара напоминает разворот газеты “Из рук в руки” — всё пространство города, пригодное для размещения рекламы, предлагает нам реализовать основные потребности современного человека: купить квартиру, продать машину и убить бактерии во рту.
ДГ совместно с юристом Мариной Жировой и общественником Сергеем Ануфриевым составил инструкцию, которая поможет навести порядок, если не в городе, то, по крайней мере, на фасаде вашего дома.
Учим матчасть
Разобраться в терминах поможет юрист Марина Жирова, старший партнер Адвокатского бюро «Яблоков, Лапицкий и партнеры»:
— Конструкции на фасадах домов это не всегда реклама. Баннер, щит или светящаяся консоль может быть рекламой или информационной вывеской. У этих объектов разный правовой режим.
Всё дело в содержании — вывеской признается конструкция, содержащая информацию о наименовании организации, сведения о товарах и услугах, изображение товарного знака и т.п.. Для размещения информационной вывески на фасаде здания, в отличие от рекламы, не требуется согласия органов власти или жильцов.
В Самаре максимальный размер вывесок в форме настенных конструкций на фасадах не должен превышать полуметра в высоту и десяти метров в длину или 60% длины помещений по фасаду, которые занимает владелец вывески.
Вывески могут размещаться на плоских участках фасада здания, свободных от архитектурных элементов не выше линии перекрытий между первым и вторым этажами. Допускается размещение вывески на крыше при условии, что владелец вывески является единственным правообладателем этого здания.
Организация, предприниматель вправе установить только одну вывеску. Может быть организована подсветка вывески. Она должна иметь немерцающий, приглушенный свет и не создавать прямых направленных лучей в окна жилых помещений.
Настенные конструкции размещаются над входом или витринами помещений их владельцев, при этом вывеска не должна перекрывать окна, витрины и двери. Нельзя размещать вывески и рекламу, закрывающие архитектурные детали, декоративное оформление и искажающие целостность восприятия архитектуры.
Если вывеска содержит иную информацию, кроме перечисленной выше, она считается рекламой. Места установки средств наружной рекламы определяются Схемой размещения рекламных конструкций на территории Самары. Это могут быть щиты, штендеры, информационные стенды, стены домов, строительные заборы и т.д. При этом все средства наружной рекламы должны иметь маркировку с указанием владельца, номера его телефона и номера, присвоенного в реестре объектов наружной рекламы на территории Самары.
Реклама на стенах зданий может размещаться только на основании договора с владельцами этой недвижимости. Если это многоквартирный дом, необходимо провести общее собрание собственников жилья и получить согласие не менее двух третей от общего числа собственников квартир.
На фасадах объектов культурного наследия реклама и вывески могут быть размещены только в форме настенных конструкций, состоящих из отдельных объемных символов высотой не более полуметра или консольных конструкций из декоративных элементов с габаритами не более 50х50 сантиметров. Настенная конструкция не должна выступать от плоскости фасада более, чем на 20 сантиметров.
Подробнее о правовом статусе городской рекламы читайте Федеральном законе «О рекламе» и постановлении мэрии Самары «Об утверждении основных требований к средствам наружной рекламы и информации в Самаре» №1075.
Знание тонкостей законодательства о рекламе позволило Сергею Ануфриеву добиться демонтажа пёстрых рекламных вывесок со стеклянного фасада 33-этажного здания на Вилоновской. Об этой проблеме мы сообщали ровно год назад.
Пишем письма
Для начала необходимо найти собственника помещения. Это можно выяснить в управляющей компании, ТСЖ или сделав запрос в Росреестр.
Далее — написать несколько запросов: в управляющую компанию, собственникам помещения и владельцам бизнеса, разместившим вывеску, с просьбой предъявить документ (разрешение или согласование), на основании которого она была размещена. В администрацию района и городской департамент городского хозяйства и экологии необходимо направить запрос с просьбой уточнить законность размещения конструкций и определить её правовой статус — является конструкция рекламной или это информационная вывеска.
Если будет получен ответ из администрации или департамента, что это реклама, значит есть основания для её демонтажа. Дело в том, что согласно статье 36 Жилищного кодекса фасады здания являются общедомовым имуществом. Статья 44 устанавливает, что распоряжение общедомовым имуществом относится к компетенции общего собрания собственников. То есть вывешивание конструкций на фасаде дома возможно только с согласия общего собрания жильцов. Если согласия нет – размещение противозаконно.
Если на фасаде дома вывеска — вооружаемся рулеткой и фотоаппаратом. Постановление №1075 определяет размеры, формы, места размещения вывесок. Нарушение одного из указанных параметров — это основание для демонтажа конструкции.
Пишем письма vol. 2
Если переписка позволила собрать пакет документов, из которых следует, что конструкция размещена незаконно, продолжайте в следующей последовательности.
Официальное письмо владельцу бизнеса с сообщением о том, что конструкция размещена с нарушением закона, и предложением демонтировать её самостоятельно или привести в соответствие с нормативными актами. К письму необходимо приложить копии ответов от администрации района, департамента городского хозяйства, управляющей компании и т.д.
Если письмо не возымело своего действия, следует обратиться в администрацию района и департамент с требованием демонтировать незаконные конструкции и привлечь к ответственности их владельца. К письму приложить всю переписку в копиях.
Сотрудники вышеназванных муниципальных структур присылают вам отписки — обращайтесь в прокуратуру Самары с требованием принудить администрацию и департамент исполнить свои обязанности по демонтажу незаконной рекламной конструкции. В своём заявлении можно попросить дать правовую оценку ответов из администрации района и департамента, и в случае, если они даны с нарушением законодательства, у прокуратуры появятся основания для привлечения их к ответственности. Это обстоятельство ускорит демонтаж ненавистной вам конструкции.
Ну, и в качестве крайней меры можно обратиться в суд — можно привести массу примеров демонтажа рекламных конструкций из судебной практики.
Не лишним будет напомнить об ответственности за размещение рекламы. Если речь идет о незаконной рекламной конструкции, то владельца можно привлечь по статье 14.37 КоАП РФ к штрафу. Граждан можно привлечь к штрафу в размере от 1000 до 1500 рублей, должностных лиц — от 3000 до 5000 рублей, юридических лиц — от 500 тысяч до одного миллиона рублей.
Если мафию нельзя победить – её надо возглавить
Жильцы имеют право получать доходы за рекламу, причем не только на фасаде их многоквартирного дома, но и на крыше, в подъезде или лифте. Для этого нужно провести общедомовое собрание, на котором решить вопрос о возможности размещения рекламы, выбрать доверенное лицо (УК, ТСЖ), которое будет от имени жильцов заключать договор с рекламодателем, и договориться о стоимости аренды квадратного метра. За решение по каждому из этих вопросов должно проголосовать не менее двух третей от общего количества собственников жилья.
Правда, заработанные средства собственники могут потратить только на общедомовые нужды — ремонт дома, благоустройство территории, оплату коммунальных услуг, вывоз мусора или обслуживание лифтов и т.п.