БОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

Как живётся в элитном 33-этажном доме на Вилоновской

 5 604

Автор: Евгений Нектаркин

Башню “Трансгруза” на перекрёстке Вилоновской и Садовой принято ругать и фотографировать. Ругать — за бездарное архитектурное решение, испорченную панораму площади Куйбышева и неуместность зеркального гиганта в историческом окружении старого города. Фотографировать как арт-объект, воплощение идеалов обывателя о современном жилье и потому что 33-этажная высотка попадает в кадр со всех видовых точек Самары.

Но никто не спешит протестовать против пёстрых рекламных вывесок и входной группы “Пятёрочки” ядовитого цвета, превративших стеклянный фасад здания в «рынок “Караван». Никто, кроме собственников жилья в этом доме.


In Utero

Если честно, давно хотелось попасть в утробу этого колосса и посмотреть, как устроен его элитный организм. Вопреки ожиданиям, в парадной мы не обнаружили персидских ковров и полотен известных постмодернистов. Обычный коридор с информационной доской и табличкой “Выход”, которая, по замыслу пожарных, должна указывать направление эвакуации в случае задымления. Приветливая консьержка указала дорогу к лифтам, что в общем было излишним — путь считывается интуитивно.

Лифты Wellmaks  — детище отечественного лифтостроения. Минималистичные интерьеры дополнены декоративными вставками из картона или поликарбоната. Понятно, что это вынужденная мера, которая должна защитить лифты от повреждений при перевозке строительных материалов. Но уж больно напоминает распространённый ещё несколько лет назад обычай хранить драгоценный пульт от телевизора в целлофановом чехле.

К тому же стройматериалы и мусор перевозить в этих лифтах запрещено, для этого на заднем дворе установлены грузовые подъёмники. Правда, час работы подъёмника стоит 5900 рублей — недешёвое удовольствие. Новосёлы месяцами складируют строительный мусор на общем балконе для того, чтобы вывезти всё разом, сэкономив время и деньги. Удовлетворившись поверхностным обзором общественных пространств здания, идём общаться с жителями.


Теория разбитых окон на практике

Аля Ахметова, дизайнер-декоратор:

— Выбор квартиры в этом доме был обусловлен тем, что нам нравится эта часть города — набережная, площадь Куйбышева, близость к работе. Ну и фасад здания визуально подкупил. Мы долго с мужем смотрели на дом и думали, что жильё в нём нам не по карману. Но цена оказалась среднерыночной, если говорить о Ленинском районе, не дороже, чем на вторичном рынке.

Есть, конечно, дорогие квартиры с панорамными окнами “в пол”, цена которых увеличивается на пару миллионов за вид из окна. Мы решили сэкономить на панораме и не пожалели.

Наши лифты — это теория разбитых окон в действии. Вчера это просто картон, который защищает стены от царапин и сколов. Сегодня электрик решил воспользоваться бесплатной рекламной площадкой и написал свой телефон. Ниже сантехник, не будь дураком, оставил свои контакты.

К сожалению, некоторые ожидания не оправдались — это связано с мелкими проблемами, на решение которых у управляющей компании уходит много времени. Мне, например, непонятно, почему один из трёх лифтов в нашей секции, как правило, не работает, почему они так часто ломаются и работают со сбоями — проскакивают нужный этаж или не вызываются, не говоря уже о случаях, когда люди в них застревали.

Ну и бесит, конечно, грязь в лифтах. Наши лифты — это теория разбитых окон в действии. Вчера это просто картон, который защищает стены от царапин и сколов. Сегодня электрик решил воспользоваться бесплатной рекламной площадкой и написал свой телефон. Ниже сантехник, не будь дураком, оставил свои контакты. Грузчик — мастер большой формы, заявил о себе размашисто баллончиком. Завтра между ними начнётся диалог, в который вступят жители, кто-то обязательно напишет слово из трёх букв, и в скором времени лифт превратится в общественный туалет.

Меня такая перспектива не устраивает, и неделю назад я потребовала от управляющей компании навести порядок в лифтах. Буквально на днях они сделали первые два лифта. Пластик, обои, чья-то реклама — всё это временное решение, но в таком лифте приятно находиться. У нормального человека не поднимется рука оставить здесь надпись или приклеить объявление.

Поэтому я не вижу нерешаемых проблем. К тому же у нас сформировалось сообщество жителей, которым не всё равно. В доме живёт молодежь и люди среднего возраста. В основном это люди с активной жизненной позицией, которые имеют своё дело и добились чего-то в своей жизни. У нас есть инструмент — группа в “ВКонтакте”, фактически нам и собираться не нужно — все вопросы можно решить в Интернете. Что самое неожиданное, объединила людей проблема.


Лига выдающихся леди и джентльменов

Об этом сообществе, через которое ДГ познакомился с жителями дома, стоит рассказать отдельно (не будем его “светить”, чтобы не провоцировать вторжение в приватную зону). Признайтесь, многих ли жильцов своего многоквартирного дома вы знаете по именам? В лучшем случае — соседей по лестничной клетке, бабушку-активистку, что собирает по полтиннику на уборку подъезда, и несколько мамаш с домочадцами, в компании которых вы проводите время на детской площадке. Ответ на вопрос: “Как часто вы общаетесь с ними или решаете общедомовые проблемы, если вы не мамаша и не бабушка-активист?” очевиден — практически никогда.

Так вот, в этом доме можно познакомиться с соседями, подружиться или даже поссориться задолго до того момента, когда вы в нём поселитесь. Можно задать вопрос “старожилам” и получить консультацию, в том числе юридическую. Продать излишки стройматериалов и договориться о совместном вывозе мусора. Узнать, какая выставка открывается «в Алабина» и “чья машина орёт под окном второй секции?”


Танцы с бубном

Но самое главное, группа — это площадка, на которой люди объединяются для решения общих проблем, а их, как оказалось, хватает. Например, жители дома вынуждены пользоваться услугами только одного провайдера, и имя ему “Самарасвязьинформ”. Мы тоже ничего не слышали об этой компании, а отзывы о качестве предоставляемых услуг созвучны с нижеследующим заявлением:

https://gyazo.com/bfb6c393f1b840033dde2c66802095a4Скрин страницы https://2ip.ru/

В доме плохой приём сигнала от всех операторов сотовой связи, лифты работают нестабильно, посетители магазинов паркуются на газонах, ну и, конечно, рекламные вывески и входная группа “Пятёрочки”, вызвавшие бурю негодования у жителей дома.

Дело в том, что фасад здания, если можно так сказать, является предметом охраны. С каждым владельцем квартиры подписывается договор, который запрещает менять цвет оконных переплётов и устанавливать кондиционеры. До последнего момента собственники соблюдали этот запрет — никто не догадался перекрасить рамы или повесить на фасад сплит-систему. Жильцы устанавливают внешние блоки сплитов на стену общего балкона, с тыльной стороны здания, попадая при этом на круглые суммы за прокладку протяжённой магистрали и увеличение мощности системы. Пока не пришла “Пятёрочка”.


Ольга Мельникова, архитектор:

— Мы были рады тому, что в нашем доме откроется магазин — это удобно, ближайший находился на Буянова. Но когда я увидела эту зеленую дверь, мне реально стало плохо. Зачем эти кричащие цвета, зачем так выделяться, если можно аккуратно вписать входную группу в фасад, не обесценивая его, не лишая шарма. Захожу в группу, а там ахтунг, страсти бурлят: “Соседи! Из нашего дома делают рынок «Караван» или китайский квартал”, все в таком духе.

Спустив немного пар, решили, что просто возмущаться нет никакого смысла, пора переходить к действиям.


Сергей Ануфриев, юрист:

— Много времени потратили на то, чтобы разобраться в нормативных документах и на получение ответов на запросы. Выяснили, что с департаментом градостроительства и УК изменение фасада не согласовывал. За это время на фасаде разместили так называемые информационные вывески, которые по закону не являются рекламой, поэтому их можно вешать без согласования. Два раза встречались с представителями Х5 Retail Group, высказали все свои замечания и предложения. Договорились, что до 1 мая согласуют с нами новые макеты вывесок и рассмотрят вопрос о входной группе. Мы готовы найти общее решение, которое устроило бы обе стороны. Например, такое решение нас устроит:

7fVvL1AjNGE

Дизайн-коды

Елена Егерева, дизайнер:

— Кричащие рекламные вывески выглядят агрессивно и вносят большой диссонанс в визуальную среду, нарушают цветовую целостность здания. Ярким примером тому может служить «Пятёрочка», испортившая фасад здания нашего дома своими рекламными вывесками и входной группой ядовитых цветов. Цветовая концепция жилого дома, думаю, была не случайной – первый этаж имеет приглушенный коричневый цвет, который позволяет зданию выглядеть более гармонично.

Уделяя внимание проблемам окружающей среды, мы должны учитывать не только экономические и экологические, но и эстетические аспекты этой проблемы, включающие в себя формирование окружающей нас видимой среды. Городская среда формирует нашу культуру и сознание. Средства и приемы по улучшению и формированию эстетически привлекательной среды должны иметь организационные основы концептуальных средств наружной рекламы и информации.

В пример можно привести концепцию дизайн-кода Москвы студии Артемия Лебедева. Концепция призвана улучшить внешний вид исторического центра столицы и существенно упростить процесс оформления разрешений на установку вывесок. Дизайнеры «Студии» обращают внимание на то, что при разработке рекламы должны учитываться особенности архитектуры фасада, а исторические здания не должны закрываться декоративными панелями. Специалисты рекомендуют использовать плоские или объёмные (металлические) отдельно стоящие знаки и буквы без подложки. Кроме того, в проекте представлены правила оформления кронштейнов.

Мы создаём среду нашего города, и нам решать, какая она будет — гармоничная и интересная либо агрессивная и совсем непривлекательная. Дело не в том, что много рекламы, а в том, что нет общих правил. Вывесок может быть и немного, но если они разные, то это выглядит ужасно, их дизайн, безусловно, должен как-то регламентироваться и учитывать архитектурную и колористическую среду нашего города.


Аля Ахметова:

— Проблема может показаться надуманной, поскольку глаз обывателя очень сильно замылен, и он этого не замечает, воспринимает происходящее как норму. Проблему видят только дизайнеры, архитекторы, люди, которые были в Европе и видели, как это может быть. Но всё познается в сравнении, мы хотим, чтобы человек увидел правильную рекламу и подумал: «Если так можно сделать в доме на Вилоновской, значит, можно сделать и на моей улице».


Интересно наблюдать за формированием в Самаре нового явления — сообщества не жителей города, но горожан. Они могут жить в старом фонде, в Южном городе или в башне “Трансгруза” на Вилоновской. Это могут быть люди разного социального происхождения, статуса, достатка и возраста, но все эти люди союзники. Их объединяет одно важное качество — им не всё равно, что происходит за порогом их квартиры. Они объединяются в сообщества для того, чтобы совместно бороться с проблемами, а с ними в нашей стране приходится именно бороться, преодолевать бюрократические препоны и отстаивать свои права. И самое важное — эти люди предлагают решения городских проблем.


Фото: Дария Григоревская