СВИСТАТЬ ВСЕХ НА БЕРЕГ

Погружение в необычную профессию шкипера

 2 442

Автор: Евгения Волункова

.

,

Кто убирает мусор за Волгой, до чего доводит пьянство, что можно купить на 52 рубля и каково это – жить полгода на берегу? Шкипер- начальник рассказывает о странной, но любимой профессии.

shkiper

Суть работы

Шкипер – это капитан несамоходного судна, дебаркадера. Я здесь работаю уже двадцать лет: пришел матросом и доработался до начальника.

Я должен следить, чтобы посадка пассажиров на «Москву» прошла безопасно, присматривать за своей командой. Смотрю, чтобы матросы не были выпившие, чтобы были чисто одетые. Основная задача шкипера – принять теплоход и отпустить в рейс. По факту, должность эта административная. Я веду документацию – составляю ведомости для бухгалтерии, заполняю заявки на стройматериалы. В моем подчинении три матроса и кассир, и иногда приходится работать и за матроса, и за кассира.

Я живу на дебаркадере весь период навигации – домой не наездишься. Тут у меня для жизни почти всё есть: газ, столовая, туалет, вода – насосом качаю. В шкиперской у меня там телевизор, холодильник. Жить можно.

Со мной всё лето работает жена – кассиром. Сын мой тоже тут живет – помогает. А еще с нами наша кошка и собака – полный, в общем, комплект.

График

Я работаю без выходных по восемь часов в сутки. Это официально. А на самом деле гораздо больше. Когда навигация заканчивается, нас распускают в неоплачиваемый отпуск. Могут на зиму предложить какую-то работенку в порту, но в последнее время с этим туго – приходится крутиться самому. В охрану устраиваюсь, ещё куда-то. Руки, слава богу, многое умеют, не пропадаю.

shkiper

 

Про зарплату

Зарплата шкипера маленькая – оклад восемь тысяч рублей. Ну, переработку начисляют, за выслугу лет немного… До десяти иногда доходит. А у матроса заработок вообще шесть тысяч! Потому в матросы идут либо пенсионеры, либо молодые ребята, студенты. А молодым чего? Лето, природа, девчонки в юбчонках – можно и поработать.

На день мне и матросам выделяют по 52 рубля на питание. А кассиру не дают, видимо, не должен он питаться… Что можно купить на эти деньги? Ну, вот бич-пакет можно, а если скинуться, то еще чего получше. А так мы рыбу ловим, грибы собираем. Если совсем приперло – можно съездить в город за продуктами. Не голодаем.

Про людей

Работа нервная, потому что связана с людьми. Народ сюда приезжает всякий. Молодые – кто выпил, кто накурился. Пожилые – часто с претензиями… Всяких людей я повидал за двадцать лет и скажу, что в 90-х годах было страшнее – и бандиты были, и кого только не было. Сейчас люди более культурные, адекватные.

Я делю людей на «однодневок» и «завсегдатаев». Тех, кто раз приехал, посмотрел, и не видать больше, и тех, кто приезжает каждый год. Мы здороваемся, болтаем, как приятели. Некоторые за двадцать лет из мальчишек выросли в мужиков, а все их сюда тянет.

Людям почему-то кажется, что я тут затем, чтобы им во всем помогать. Что-то типа дежурного. Если что-то случается, все бегут сюда. У меня же тут телефоны полезные есть – в МЧС могу позвонить, в скорую. Пристают с разными вопросами и просьбами. Вот сейчас женщина приходила – ребенок ногу поранил. Просила пластырь и зеленку. Я дал. Часто просят воды. Но я же сам питьевую воду на турбазе набираю, так что отправляю всех туда. Если, конечно, старушка какая попросит – налью. И даже чаем могу угостить – не жалко.

Бывает, ругаюсь. Например, когда хотят рыбачить прямо с дебаркадера. Я говорю, что нельзя, а они – жалко, что ли? Причём тут жалко – не положено! У меня пассажирский дебаркадер, а не развлекательный центр! Раньше проще было – дежурил наряд милиции, следили за порядком. А теперь никого.

Про пьянство

Главная беда – пьянство, все несчастные случаи из-за этого. Напьются, а потом лезут в воду. А это же переохлаждение, приступы… Один раз я спас человека. Мужчина с прогулочной «Москвы» напился и давай купаться! Нахлебался воды, прибило его между понтонами. Я увидел – кинулись с матросами вытаскивать. Пробовали было к его компании обратиться, да там все никакие, не соображают ни черта. Ну, я его через колено перегнул, воду из него «вылил». Он через какое-то время задышал – оклемался. И ведь настолько мужик был пьяный, что даже не понял, что чуть не утонул, и что его спасли. Не дождались мы благодарности, в общем.

Интересно наблюдать, как многие приезжают сюда людьми, а уезжают, кто как. Кто на карачках к дебаркадеру ползет, кто под ручку, кто на ком. Кто-то и вовсе не доползает – засыпает на берегу под палящим солнцем. Недавно, вот, выпившая женщина прилегла. Солнце жарит – жалко её. Растолкали, в кусты отправили – в тенек. Вот как так можно? И все ведь с претензиями – клиент же всегда прав. Прошу, например, с трапа выйти. Нет, чтобы послушаться, так начинают: «А по какому праву?», «Где хочу, там стою»! За годы к хамству я так и не привык. Особенно когда тебе хамит семнадцатилетний выпивший мальчик – сложно сдержаться. Бывало, я и морду бил за хамство – без этого никак.

shkiper

 

Про мусор

Я устал бороться со свинством. К сожалению, менталитет у нас такой, что где отдыхаем, там и гадим. Как-то прогулочная «Москва» привезла немецких бабушек. Они на берег вышли, походили, посмотрели и давай на своем бормотать: вах-вах, цурых-мурых. Я у переводчицы спрашиваю, что такое? А она говорит – мусор им не нравится. Взяли они пакеты и давай за нашими русскими «хрюшками» убирать. Бутылки, посуду пластиковую, объедки, бумагу – всё собрали. И несут ко мне. А мне мусор куда? Вот, говорю, там есть яма – туда несите, я потом сожгу. Они головами качают: «Нихт!» Оказалось, что у них в лесах костры не жгут, для них это ужас. Пришлось весь мусор к себе брать, потому грузить на судно и вывозить в город. Вот такое отношение к природе у иностранцев!

Про приятное и не очень

Напрягают большие катера. В них до 1000 лошадиных сил – как промчится такой, все трясется и качается. На берег сбежишь – и там качает. А если посадка идет – люди падают… Сколько раз мы жаловались, просили как-то ограничить их движение, но все без толку. Только лишь обещают разобраться.

Стихия здесь не буйствует, но один раз был такой ураган, что у дебаркадера снесло крышу. Деревья тут летали, всё. Люди не знали, куда деваться, бежали на пристань. А где тут спрячешься? Обошлось без несчастных случаев, слава Богу. Я потом в кассу зашел – деньги по стенам и потолку висят, как приклеенные. Лодки перевернуло, матрасы…

Приятно, что люди не забывают поздравить в День речника. Приезжают с подарками, открытками, слова хорошие говорят. Контора нам в этот день присылает 500 рублей – тоже приятно.

Основной плюс работы – свежий воздух. Мне тут куда больше нравится, чем в городе. В город я приезжаю и сразу начинаю задыхаться – не могу дышать в загазованной атмосфере. Да и жарища там – асфальт кипит. А тут хорошо и не скучно. Если время есть – я рыбачу, хожу на турбазу пообщаться или просто отдыхаю. Нормальная, в общем, работа. Жаль, навигация короткая.

Текст: Евгения Волункова
Иллюстрации: Наталья Пирожкова

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»