,
Ничто так не радует израненное сердце краеведа, как свежая порция ретро-фотографий родного города. Ведь чем дольше ты «в игре», тем реже удается отыскать что-то стоящее.
На этой неделе мне улыбнулась удача. Почти сотню снимков города разных лет предоставила ДГ для ознакомления Виктория Николаевна Колобова. Эту фото-коллекцию собирал ее супруг, Владимир Иванович, который работал в «Горжилпроекте» и «Роспроекте».
Многие фотографии из этой сотни хорошо известны и их можно легко найти в интернете. Их мы оставим за скобками. Оставшиеся 50 снимков можно разделить на действительно редкие, которых за пять лет изучения истории Самары я не видел ни разу, и на те, что видел, но, увы, в плохом качестве. Их мы разберем подробно, со всей пристрастностью.
При публикации фотографий постараемся придерживаться географического принципа и проследуем от стрелки Волги и Самары в направлении улицы Полевой. Большая часть снимков датируется 1960-ми годами.
Это фотография сделана с пожарной каланчи на Хлебной площади. Вдали виднеется железнодорожный мост через реку Самара. В правую часть снимка попал элеватор Госбанка. Трамвайные пути по улице Крупской уходят в сторону Фрунзе. Обратите внимание, насколько плотно была застроена территория нынешней Хлебной площади.
Говоря сухим языком списка ОКН — «Жилой дом на усадьбе В.Г. Яковлева с аркой ворот»(Крупской, 8). До наших дней, что радует, дожил практически без изменений.
Доходный дом дворян Боянус на углу Куйбышева и Комсомольской красив сам по себе, но вкупе с некоторыми элементами советского ретро, попавшими на фото, становится еще краше. Здесь и винтажные уличные часы, и магазинная вывеска «Фрукты. Овощи. Картофель» и троллейбус, делавший тут раньше остановку.
А вот симпатичному белому домику (Комсомольская, 37) не повезло. Он надстроен до трех этажей, а его фасад, по сравнению с оригиналом, вызывает чувство грусти.
Так в 1960-х годах выглядел дом с нынешним адресом Степана Разина, 39 / Пионерская, 30. Позднее он будет надстроен до четырех этажей и приобретет своеобразный угловатый вид, видимо в антитезу с полукруглым объемом ДК Дзержинского.
К слову, на сайте Реформа ЖКХ дом с адресом Пионерская, 30 датируется 1978 годом постройки.
Пейзаж, что и говорить, деревенский. Разве что на заднем плане маячат высотные дома. А ведь это угол улиц Венцека и Садовой. За забором скоро начнется строительство здания школы №39.
А вот и один из домов, который виднелся вдали на предыдущей фотографии. Бывший дом Антона Шихобалова на углу Садовой и Ленинградской, уже надстроенный до четырех этажей. Фасад облезлый, совсем не напоминающий о славном купеческом прошлом этого здания.
Этот трехэтажный дом ныне имеет адрес Самарская, 49. На оборотной стороне этой фотографии читаем: «Куйбышевская архитектурно-проектная мастерская Башкирского филиала института «Роспроект»».
А вот двухэтажного дома слева уже нет. На его месте строят современный ЖК, по счастью, всего в шесть этажей высотой.
Дом дворянки Реутовской на углу улиц Степана Разина и Ленинградской тоже неоднократно перестраивался, но конечный результат оказался не так плох. По счастью, есть фотография примерно 1905 года, сделанная с того же ракурса. На ней дом Реутовской в своем первоначальном виде.
Чем он важен для истории города? Да тем, что в нем жил опальный великий князь Николай Романов. Человек, биография которого достойна киноэкранизации.
Дом купца Вощакина на углу улиц Фрунзе и Венцека известен прежде всего тем, что в нем длительное время находилась Первая мужская гимназия. Среди ее выпускников были родственники Владимира Ульянова — Марк Елизаров и младший брат Ильича Дмитрий. За распространение нелегальных листовок из 6-го класса гимназии был в свое время отчислен соратник Ленина Алексей Скляренко.
В этом же доме жил известный самарский адвокат Андрей Хардин. Именно у него в помощниках работал молодой Володя Ульянов и с ним же будущий вождь мирового пролетариата любил играть в шахматы.
Известные всем любителям дореволюционной архитектуры купеческие дома. Строились они практически одновременно в первой половине 1910-х годов. Рядовым самарцам, конечно, был больше известен дом Жукова на Ленинградской, ибо в нем находились два магазина: молочный и мясной. А вот архитекторам наверняка милее дом Матвеевых на Молодогвардейской, как яркий пример модерна (его бельгийской ветви).
На представленном выше снимке — строительство деревянного здания Речного вокзала на улице Максима Горького.
А это уже улица Куйбышева, бывший дом Юрина, крышу которого в дореволюционные времена украшала фигура бога Меркурия. Но идеологически чуждый римлянин в советские годы был низвергнут.
Дом этот наверняка пользовался большой популярностью у куйбышевских детей и подростков. Дверь слева манила вывесками «Воды» и «Соки». Украшающий витрину медведь вальяжно поедал мороженое. В послевоенный период здесь откроется кафе «Волжанка». Правая дверь тоже неплохая, все-таки билетная касса. Но для детей в те годы существовали свои кинотеатры.
А вот и сам кинотеатр собственной персоной. Обратите внимание на львов: все четыре на месте!
Самая жаркая премьера, фильм «Ураган», кино-подарок наших индийских друзей. В нем присутствуют любовь, танцы и индийские буржуи. Посмотреть это ретро из Болливуда можно здесь. Обратите также внимание на невзрачную вывеску ТэЖэ. Это было советское «Золотое яблоко», или «Рив Гош», кому как больше нравится. Аббревиатура расшифровывается очень непросто — трест «Жиркость» (заводы жировой и костеобрабатывающей промышленности), или просто ТэЖэ. Посмотреть на упаковки производимой им советской парфюмерии можно здесь.
Напоследок взгляните на дом слева. Сейчас кинотеатр «Художественный» находится в нем и он на этаж выше. Кстати, до революции дом принадлежал купцам Головкиным.
А это то же место, но спустя 20 лет. Обратите внимание на пешеходный переход. А в кино показывают «Собор Парижской Богоматери».
Та же локация, но четная сторона улицы Куйбышева. В левую часть кадра попала одна из точек Куйбышевского «кинотреугольника», а Дворец труда интересен праздничным антуражем. Очень символично смотрятся портреты членов ЦК партии по соседству с барельефами, на которых изображены полуголые античные товарищи.
Снятый с двух ракурсов дом купца Ушакова на улице Куйбышева, 131. Чего только в нем не было в разные годы. Благородное собрание, Публичный музей и наконец в советское время — ДК учащихся профтехобразования (тоже со своим музеем). Не удивительно, что здание надстроили. Фасад третьего этажа попытались декорировать в дореволюционном стиле, что в целом получилось.
Судьбоносный для Самары снимок. Ведется демонтаж здания театра-цирка «Олимп». Шедевр провинциального модерна за авторством Платона Шаманского был признан аварийным в 1975 году. Разрушение «Олимпа» и постройка современного здания филармонии заняли долгих 13 лет.
Уже неоднократно в наших краеведческих статьях мелькало название кинотеатра «Унион». Например, его вспоминал в своих мемуарах внук купца Егора Аннаева. Славен «Унион» был тем, что 26 марта 1917 года в нем состоялось первое легальное собрание самарских большевиков, на котором присутствовали более 100 человек. Сборники «Историко-революционные места города Куйбышев» констатировали, что здание не сохранилось, как, впрочем и его фотографии.
И вот теперь «Унион» обрел свое лицо. Нельзя однозначно сказать, является ли запечатленный на фото фасад аутентичным. Вероятнее всего, входная группа все-таки наследие советского времени.
Поле, русское поле! В роли поля — нынешний парк имени Щорса, разбитый на месте Всехсвятского кладбища. На заднем плане — цепочка домов по улице Урицкого, построенных в 1930-х годах для железнодорожников.
Еще один трудноузнаваемый «деревенский» пейзаж. Дом в правой части кадра имел адрес Рабочая, 100. Улица Буянова, запечатленная на этом фото, уходит в сторону Вилоновской.
Завершает нашу сегодняшнюю подборку здание Управления Самаро-Златоустовской железной дороги, первая крупная постреволюционная постройка в нашем городе. На коллаже представлен процесс его строительства, который завершится к 1927 году.
Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook