ПО ВОЛНАМ МОЕЙ ПАМЯТИ

Прогулка с купеческим сыном по улице Дворянской. Продолжение

 1 031

Автор: Андрей Артёмов

Вместе с внуком купца 1-й гильдии Егора Аннаева Николаем мы продолжаем путешествие по улице Дворянской образца 1912 года. В прошлый раз мы остановились на пересечении с Панской, сегодня нам предстоит добраться до городского театра.

Пояснения и комментарии к авторскому тексту даны курсивом.


Второй квартал

Дом Покидышева

Первый квартал закончился. Я перешел Панскую улицу и вступил во второй квартал. Дверь на углу Дворянской и Панской вела в галантерейный магазин Покидышева (Куйбышева, 99), того Покидышева, на даче которого наша семья жила несколько лет назад. Окно магазина Покидышева мне памятно тем, что когда в биоскопе ставился «Отец Сергий» с участием Мозжухина и Лисенко, в этом окне почему-то выставлялись кадры из «Отца Сергия»…

Otets_Sergiy_1918_Poster

Данный квартал был необыкновенно привлекательным для меня, потому что здесь находились три биоскопа: на левой стороне — «Триумф» (Куйбышева, 86; в советское время «Им. Ленинского комсомола») и «Модерн» (Куйбышева, 84; в советское время «Молот») — последний над кондитерской Смыслова, на правой стороне — «Художественный».

Отмечу, в чем состояла художественность последнего. Фойе «Художественного» было прекрасно отделано. У меня остались в памяти: японский уголок, обнесенный тростниковой перегородкой и украшенный японским фонарем, огромная красочная картина в раме — вид парка с террасы, по барьеру которой разгуливали голуби и стенная роспись, — например, растянутая по горизонтали, неширокая полоса над входной дверью в зрительный зал, изображающая женщину, которая лёжа на животе на берегу ручья, зачерпывала ладонью воду, чтобы напиться…

В конце здания гостиницы «Гранд-Отель» (Куйбышева, 111), у двери оружейно-оптического магазина Неймана, над тротуаром свешивалось огромное золоченое пенсне с синими стеклами.

Гостиница Гранд Отель

Весьма примечательная фотография, сделанная в 1905 году. Слева от входа в гостиницу — магазин Франца Неймана. Можно увидеть то самое пенсне и вывеску с надписью «Порох». Обратите внимание, что фасад гостиницы еще не реконструирован в стиле модерн. А вот реконструкция фасада дома, в котором размещался кинотеатр «Художественный», идет полным ходом, фасад здания опутан строительными лесами.

Напротив, на другой стороне Дворянской улицы, дом Егорова (Куйбышева, 96) красовался своей рельефной отделкой, значительная часть которой, как я узнал много позднее, была выточена из камня каким-то ссыльным мастером. В этом доме находился винно-гастрономический магазин Алексея Егорова с рядом ящиков, полных конфетами и с вывешенными в окне связками бананов и ананасов.

Магазин колониальных и гастрономических товаров купца Егорова был для Самары аналогом московского «Елисеевского» гастронома. Здесь продавались самые изысканные деликатесы. Любопытен и его дом. Фасад выполнен в редком для Самары стиле «русского» барокко. Существует версия, что проект дома Егоров разработал сам, обладая талантом к рисованию.


Третий квартал

Закончив второй квартал и перейдя Предтеченскую (Некрасовская) улицу, я очутился в начале третьего квартала. В нем наиболее запомнилось мне следующее, что находилось на правой стороне: магазин «американских» товаров (представлял собой деревянный павильон, расположенный на месте нынешнего сквера «Три Вяза»), где любая вещь стоила 25 или 50 копеек, колбасная Дашкевича (Куйбышева, 125), в которой мама обычно покупала колбасу без чеснока, Александровская публичная библиотека (Куйбышева, 131) и в том же доме городской музей, в котором меня особенно привлекал художественный отдел…

На левой стороне находились: в угловом помещении — музыкальный магазин Чулкова (Куйбышева, 102; Павел Чулков известен как изобретатель баяна), рядом с ним, в том же доме — книжный магазин «Товарищество»; дальше огромное окно под вывеской «Громов» (Куйбышева, 104; дом купцов Соколовых, в котором размещалось Коммерческое собрание), в котором были выставлены картины, писанные масляными красками и затем — шашлычная «Эльбрус», внутренность которой, видная через окна, была отделана диким камнем, что должно было напоминать о Кавказе…

Коммерческое собрание

На этой фотографии ∼1900 года слева виден одноэтажный флигель справа от здания Коммерческого собрания. До 1908 года в нем располагался знакомый нам музыкальный магазин купца Бёма. Позднее в нем открылась шашлычная «Эльбрус», в 1960-х годах здесь разместилось кафе «Снежинка» (в народе — «Сугроб»)

Квартал заканчивался слева электро-театром «Унион» (угол с улицей Льва Толстого, сейчас на его месте убогая новостройка), справа — большим книжным магазином в одноэтажном каменном доме (Куйбышева, 133; виден на фотографии).

Что любопытно именно в кинотеатре «Унион» после Февральской революции состоялось первое легальное собрание самарских большевиков. Произошло это 26 марта 1917 года. Хедлайнерами были старый большевик Алексей Митрофанов и будущая жена тов. Куйбышева Евгения Коган. 


Четвертый и пятый кварталы

Перехожу улицу Льва Толстого. Следующий четвертый квартал Дворянской улицы начинался с цветочного магазина Решетникова (Куйбышева, 135; дом купца Дунаева). У входа в этот магазин стояли два лавровых деревца, посаженные в кадках и остриженные «шапочками»…

Дом Клодта

Дом Клодта (Куйбышева, 139) выглядел сказочным замком. Напротив был одноэтажный дом Ветрова — редакция газеты «Волжское слово» (Куйбышева, 124)

Газета «Волжское слово» являлась органом местной организации партии кадетов. Ее редактором был адвокат Осип Гиршфельд (владелец любимого самарцами фахверкового дома), владельцем издания — присяжный поверенный Василий Ветров. Почитать «Волжский день» можно здесь.

Над забором Александровского катка (находился на месте правого крыла Дома промышленности) высился на столбах огромный щит с рекламами. Здесь наряду с печеньем фабрики Эйнем и другими общероссийскими товарами рекламировались изделия самарских торговых фирм.

Вот ворота Журавлевского механического завода (в советские годы — Станкозавод). За забором Николаевский приют с церковью (располагался на месте ТЦ «Парус»).

10-Самара-1881г-Николаев
Перекресток улиц Красноармейской и Куйбышева в 1881 году. На месте ТЦ «Парус» — Николаевский сиротский приют для девочек

Квартал закончился. Перехожу Алексеевскую улицу (Красноармейскую) и вступаю в последний, пятый квартал Дворянской улицы. Слева — Струковский сад, справа — большие красивые дома: Наумовский (Куйбышева, 151) и Крестьянского банка (Куйбышева, 153).

Дом Наумова

Наконец за углом Почтовой улицы я увидел вдали городской театр. Итак, цель моей прогулки была достигнута, и я отправился в обратный путь.


Вот и закончилось наше путешествие по улице Дворянской в компании Николая Аннаева. Он поведал нам много интересного, но мог бы, наверняка, ещё больше. В связи с этим рекомендуем вам пройти по этой улице еще двумя маршрутами: по Самаре 1881 года и по «Денежной Самаре».

В качестве бонуса рекомендуем вам посмотреть сюжет из цикла «Город. История. События», посвященный Николаю Аннаеву.

Второй сюжет, посвященный дачной жизни дореволюционной Самары, смотрите здесь.


При подготовке статьи использованы материалы группы «Архивы Самарской области»

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»

comments powered by HyperComments