,
В минувший четверг в Самаре прошла презентация книги, над которой ее авторы, самарские архитекторы Виталий Самогоров, Валентин Пастушенко и Анатолий Синельник работали несколько лет.
Она посвящена 1920-1940-м годам, периоду, безусловно, интересному, совпавшему с появлением архитектуры советского авангарда и пришедшей ему на смену сталинской неоклассики. Этой теме уже была посвящена большая монография, изданная 10 лет назад в Самаре. Она отличалась большим размером (и весом), не самой удобной навигацией и версткой, а небольшой тираж быстро перевел ее в разряд библиографических редкостей.
Предыдущие ошибки были учтены, и новое издание получило формат путеводителя, в котором все объекты (а их 123) объедены в маршруты. Краевед Андрей Артемов прочел его и теперь делится с читателями ДГ теми фактами, которые удивили даже его.
Курсивом выделены фрагменты текста, взятые из путеводителя.
Дома ТТУ на монастырском подворье
Многие объекты, описанные в путеводителе, перебрасывают мостик от магистральной темы — Самары советской — к Самаре купеческой. Так, например, меня привлекло описание трех домов по улице Ульяновской (между Ленинской и Братьев Коростелевых):
Интересно, по крайней мере мне, что же за женский монастырь владел здесь землей. В Адрес-календаре за 1900 год значится, что эта территория принадлежала некоему Бузулукскому подворью. В итоге пазл сложился. Как выяснилось, еще в 1866 году самарский купец Василий Головачев пожертвовал этот участок земли бузулукскому Свято-Тихвинскому Богородицкому монастырю, который был закрыт как раз в 1929 году.
Начинка этих неказистых домов, как оказалось, тоже непроста:
Несущие стены представляют собой бревенчатый сруб, облицованный с обеих сторон силикатным кирпичом, толщиной в полкирпича. Чтобы тонкие стены не отходили от сруба, они скреплены между собой сквозными металлическими анкерами».
Малоизвестный конструктивизм на Хлебной площади
Взгляните на следующую фотографию. Она датируется 1930-ми годами, и на ней прекрасно виден государственный элеватор, а в правой части снимка небольшая, но очень эффектная конструктивистская постройка — проходная комбикормового завода.
Прошли годы, и сейчас это здание выглядит куда менее выразительно, растеряв свой авангардный лоск.
Где жили советские зодчие
Люди, чьи работы формировали архитектурный облик города, даже в 1930-х годах наверняка жили в престижных районах и элитных домах. Не скажем за всех самарских зодчих, но адреса двух из них установлены точно.
Речь идет о Василии Сухове (соавтор Дома промышленности) и Петре Щербачеве. Жили они по соседству на улице Степане Разина. Сухов спроектировал дом №61 и прожил в нем со своей семьей всю жизнь. Дом №61А построил Петр Щербачев.
Театр оперы и балета на Парижской выставке
Хоть о Дворце культуры имени Куйбышева сказано и написано немало, штрихи к его портрету будут добавляться еще не раз. Один из таких я обнаружил в путеводителе.
Речь, по всей видимости, идет о Всемирной парижской выставке 1937 года. Как на ней выглядел советский павильон, можно посмотреть здесь.
Кто знает, может быть, на одной из представленных там фотографий запечатлен проект нынешнего Театра оперы и балета.
О том, как критиковал здание Дворца культуры и памятник Куйбышеву старый самарский большевик Иван Семенов, читайте здесь.
Преображение дома Новокрещенова
Строчка из «Интернационала» «…до основанья, а затем…» к советской архитектуре применима не всегда. Да, при строительстве Дома промышленности был снесен особняк купца Арефьева, а при строительстве Радиодома под снос пошел дом Петра Алабина, но многое сохранилось, хоть и не в первоначальном виде.
Возьмем Дом нефтяников, первую крупную постройку советского времени у бывшей Воскресенской площади.
В превью к путеводителю, которое было опубликовано еще в феврале этого года, сказано, что его частью стал дореволюционный дом купца Дмитрия Новокрещенова. Благодаря иллюстрации в уже изданном путеводителе становится понятно, как он выглядел.
Дом Новокрещенова шел по улице Садовой, на Ярмарочную же выходила лишь небольшая его часть.
Еще один дом Госбанка
В одном из предыдущих материалов мы обнаружили, что один из домов на улице Куйбышева вполне можно так называть. Ибо строился он как раз для сотрудников Госбанка. Еще один дом для них же был возведен на улице Степана Разина, 103.
Отрезок этой улицы от Некрасовской до Льва Толстого не богат на достопримечательности, и жилой дом Госбанка хоть как-то компенсирует этот недостаток.
Город-сад работников завода «Сажерез»
Об этой локации мы вспоминали совсем недавно, знакомясь с историей улицы Калинина. В путеводителе Городу-саду отведено достаточно много места, что неудивительно. Идея города возникла у английского философа и социолога Эбенизера Говарда, который попытался создать идеальные поселения, взяв все лучшие свойства от города и деревни.
В Самаре такой проект был реализован еще в 1911 году в поселке Зубчаниновка. А вот на Безымянке он долго буксовал. Сначала помешала Первая мировая, потом Гражданская, в итоге полноценный проект был разработан лишь в 1922 году.
Всего в нем располагалось около 700 приусадебных участков. Для этого района были разработаны типовые проекты деревянных жилых домов. <…> Проект был реализован частично, а градостроительная идея вообще не была осуществлена».
Вообще, локациям за пределами исторического центра в книге уделено большое внимание. Маршруты проложены от ближайших предместий старой Самары — района ЗИМа и поселка Железнодорожников — до Толевого и Безымянки.
Нашлось в книге место и неточностям. Так, дом на углу Чапаевской и Некрасовской (ныне — Военный комиссариат самарской области), попавший в наш список самых загадочных домов исторического центра, назван зданием Крайпотребсоюза. Увы, но эта организация в 1930-х годах размещалась в доме купца Щетинкина в соседнем квартале. Об этом говорит и путеводитель по Куйбышеву 1936 года, и газетная заметка 1934 года, где здание ругают за небрежно выполненную надстройку.
Но, как мы понимаем, не ошибается только тот, кто ничего не делает. В любом случае книги, подобные «Архитектурному путеводителю по Куйбышеву», появляются очень и очень редко, поэтому для людей, неравнодушных к истории города и ее архитектурному облику, она станет хорошим подарком.
Авторам-составителям хочется пожелать найти силы и средства для переиздания в таком же формате своих предыдущих книг, посвященных архитекторам Щербачевым и деревянному зодчеству Самары.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook