НА ВЕКА

Компания «Рапида» о капитальном ремонте дореволюционных зданий

 806

Автор: Редакция

Сотни домов старой Самары требуют реставрации. Увы, время не щадит ни деревянные флигельки, ни кирпичные дома, ни купеческие особняки. ДГ поговорил с представителем компании «Рапида», которая занимается реставрацией нескольких зданий в историческом центре. О трудностях, технологиях и перспективах этой важной и нужной работы.

По удачному стечению обстоятельств, наше интервью происходило на улице Молодогвардейской. В том самом квартале, куда в прошлом году пришел «Том Сойер Фест». Вслед за волонтерами подтянулся и Фонд капитального ремонта, который начал приводить в порядок этот квартал, попавший в гостевой маршрут ЧМ-2018.

Ровно в день нашего интервью здесь был сдан одни из домов — под номером 95. В списке выявленных объектов культурного наследия он значится как Дом Тычининой-Кудрявцевой, построенный в 1902-1915 годах. В его двор мы и заманили генерального директора компании-подрядчика Ярослава Болтнева для детального и обстоятельного разговора.

Рапида1

— Скажите, сколько лет вы работаете на рынке реставрационных работ?

Непосредственно приступили к работе мы в марте 2017 года, до этого были моменты с получением лицензии, оформление и т.д

— Как к вам пришла идея организовать компанию, которая будет работать в такой сложной сфере, как реставрация?

Идея эта пришла одному из наших основателей. Появилось понимание, что, во-первых, рынок реставрационных работ в Самаре богат на предложения, в том числе и от Фонда капитального ремонта, но нет подрядчиков, которые бы качественного их выполняли. Во-вторых, я как человек со строительным образованием неравнодушен к архитектурному облику города.

— А как вообще происходит процесс «получения» домов от Фонда капитального ремонта? Вот вы создали компанию, потом…

… Потом компания проходит специальную аккредитацию Фонда по таким видам работ. Причем есть отдельные направления: фасады, кровля, инженерные сети, фундаменты и лифты. И есть то же самое, но применительно к объектам культурного наследия. Для работы с ними организация уже должна иметь специальную лицензию минкульта и сотрудников с реставрационных и архитектурным образованием.

На сайте Фонда есть долгосрочный и краткосрочный планы, то есть список домов, которые стоят в очереди на капитальный ремонт. Согласно им он организует аукционы, по результатам которых определяется компания, которая будет заниматься ремонтом конкретного дома.

Рапида8
По согласованию с жильцами были демонтированы старые решетки на некоторых окнах первого этажа и за счет средств компании «Рапида» заменены на новые, в едином стиле.

— То есть существуют отдельные компании, которые занимают только фасадами или инженерными системами?

Да, на каждый вид работ отдельная аккредитация у Фонда. То есть это отдельный комплект документов, соответствующие специалисты. У нашей компании есть аккредитация на работу с фасадами, кровлей и инженерными системами объектов культурного наследия.

— А вот с этим домом насколько было сложно работать? В чем заключалась главная трудность при его реставрации?

Самой большой проблемой был арочный свод. Одну из стен пришлось выкладывать заново, т.к. кирпичи в ней были в полуразрушенном состоянии. Те из них, что сохранились в нормальном состоянии, были использованы заново. На некоторых даже видны заводские клейма.

— Как ведется работа с жильцами дома, учитывают ли их мнение при разработке проекта?

Конечно. Весь проект — марки стройматериалов, вид, например, восстановленных ворот — сначала согласовывается с управлением госохраны. После того, как они вносят в него какие-то правки, проект согласовывается с жильцами дома. И старший по дому ставит свою подпись.

Одним словом, все сметы и проекты согласовываются с жильцами. Ведь это их деньги — сборы за капитальный ремонт.

— А вот эта кованная штука над нашими головами — это тоже часть исторического облика?

Рапида5

Да, она была изначально, ее сняли, восстановили в металлическом цехе, где-то подварили, зашкурили, покрасили, и она вернулась на свое место. Скорее всего, это было крепление для рекламной вывески.

— А вот для того, чтобы начинать работы на ОКН, нужно ли получать какие-то исторические справки в архиве?

Это для проектирования. То есть, если справка присутствует, это хорошо, и мы максимально стараемся в проекте отразить все изначальные архитектурные решения, колористическую карту.

Если же справки нет, то, например, колористическая карта подбирается по рядом стоящим домам либо по справкам рядом стоящих домов. Если же сведения отсутствуют, то обращаемся к специалистам управления охраны памятников.

Еще одно здание, отреставрированное компанией «Рапида». Дом Прасковьи Зарубаловой (Молодогвардейская, 71А), до и после.

— Если говорить о реставрационной деятельности в целом, с какими трудностями приходится сталкиваться чаще всего?

Я бы выделил несколько основных факторов усложняющих нашу работу.

1. Плохое состояние многих ОКН в связи с халатным отношением управляющих и обслуживающих организаций. Как итог, приходится сталкиваться со значительными разрушениями фасадов, кровель, а также силовых конструкций стен и перекрытий.

2. Низкая информированность горожан о процедуре капитального ремонта ОКН, зонах ответственности, в том числе и личной ответственности каждого жильца такого здания. Речь идет о халатном отношении к дому, в котором они проживают (установка телеантенн и кондиционеров на главных фасадах, пластиковых окон, самовольное изменение цвета фасада, оштукатуривание кирпичной кладки).

3. Высокая плотность застройки рядом с некоторыми ОКН. Наличие «полуоформленных» пристроев, лестниц и гаражей. Все это создает дополнительные трудности при производстве работ.

— Реставрация и ремонт памятников архитектуры, на ваш взгляд, тема действительно значимая для самарцев?

Я считаю, что интерес есть, и он немалый. А мы в свою очередь пытаемся его подогревать. У нас есть аккаунт в Instagram, где мы размещаем фотографии с реставрируемых объектов, рассказываем о ходе работ и технологиях, а также отвечаем на вопросы подписчиков.

Рапида

— А часто вам приходится работать с какими-то сложными декоративными элементами, маскаронами, лепниной?

Да, вот, например, на домах на Молодогвардейской, 108 и Рабочей, 16 много орнаментальных деталей. Как здесь проходят работы: приходит мастер, непосредственно занимающийся лепниной, снимает размеры, лекала с него.

— А вот технологии те, дореволюционные, не утеряны? Можно ли как-то аутентично восстановить эту лепнину?

Что касается старых технологий, я не вижу смысла их использовать в XXI веке. Лепнину мы используем гипсовую и главным считаем точно снять «исторические» размеры декоративных элементов. Чтобы в точности повторить их вид из современных, технологичных материалов.

— А какой у ваших работ гарантийный срок?

Пять лет. Это минимум установленный Фондом. Но вообще, мы все работы производим с большим «запасом прочности».

Рапида7

— Сколько работников на данный момент насчитывает штат компании «Рапида»?

Порядка 17 человек. Все они работают сейчас на домах в этом квартале. Мы сразу взяли курс на минимальное привлечение субподрядчиков.

— Чего вы хотите добиться в профессиональном плане?

Цель нашего развития — перейти от капитального ремонта непосредственно в реставрацию. Укрепиться необходимыми для этого специалистами, овладеть технологиями и заниматься какими-то действительно масштабными памятниками архитектуры.

Ведь работа, связанная с их реставрацией, это и гораздо большие сроки, которые даются на выполнение работ, и серьезное финансирование, и специалисты совсем другого уровня. Ну, и как итог всего вышесказанного — внимание, которое мы сможем уделять каждой детали. Когда, условно говоря, над каждым кирпичом можно будет целыми днями работать и доводить все до идеального состояния.

Сейчас компания «Рапида» ведет работы на 33 объектах. Среди них — бывшая гостиница «Националь» на углу Фрунзе и Ленинградской, производственный корпус Жигулевского пивоваренного завода на Волжском проспекте, доходный дом титулярного советника Прахова на углу Рабочей и Самарской и украшение площади Чапаева — деревянный дом помещика Поплавского (Фрунзе, 171).

Фото: Елены Вагнер

Партнерский материал

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook

comments powered by HyperComments