,
Развитие Самары делает город удобнее для автомобилистов, но страшнее для пешеходов. Реконструкция и расширение дорог превращают тихие городские улочки в смертельно опасные места, где каждая пятая жертва — ребенок, и число жертв растет.
С 2019 года за организацию дорожного движения на дорогах местного значения в России ответственны муниципалитеты. Поэтому ДГ не только изучил ситуацию с наездами на пешеходов в Самаре, но и выяснил, как над повышением безопасности работают городские власти. В нашем спецпроекте, посвященном ДТП с пешеходами, 12 текстов, полный список — в блоке внизу.
Что происходит с пешеходами на улицах Самары
В Самаре последние годы все чаще сбивают пешеходов. Наибольший рост пришелся на 2018 год: если в 2015-2017 годах под машину попадали по 540-550 жителей Самары, то в 2018 году жертвами наезда стали 626 человек, из них 109 — дети.
К счастью, в 2018 году под колесами не погиб ни один ребенок. Взрослых погибло 32 человека — это средняя цифра для нескольких последних лет.
Рост большой: 15% для взрослых, 10% для детей. И противоположный общероссийской тенденции: в целом по стране в 2018 году было сбито на 6,2% меньше пешеходов, чем в 2017 году.
Самара на 5 месте по частоте ДТП с пешеходами среди российских миллионников: у нас сбивают 53 человека на 100 тыс. жителей. Списать это на численность населения нельзя: частота наездов на пешеходов не зависит от численности населения и различается по миллионникам больше чем в два раза. Москва — один из двух самых безопасных больших городов России наряду с Екатеринбургом, а самые опасные для пешеходов — Нижний Новгород и Омск, где риск попасть под машину в 2,5 раза выше, чем в столице.
ДГ собрал не только статистику по ДТП с пешеходами — отдельно по взрослым и детям, но и мнения жителей города, представителей ГИБДД и властей о том, как эту ситуацию можно исправить.
С 1 января 2019 года в России действует новый закон об организации дорожного движения, который прямо возлагает ответственность за организацию движения на владельцев дорог. Это муниципалитет на дорогах местного значения, регион — на дорогах регионального значения, федеральные учреждения — на федеральных трассах. Поэтому во власти города теперь не только реагировать на статистику и предложения ГИБДД, но и заранее предпринимать действия, защищающие пешеходов.
Самые опасные пешеходные переходы в Самаре
У каждого наезда на пешехода множество обстоятельств, которые вместе или по отдельности могут быть причинами ДТП.
В карточке, которую работники ГИБДД заполняют после каждого ДТП, несколько десятков полей: данные о водителе и автомобиле, состояние дорожного покрытия, освещенность, знаки, нарушения и многое другое.
Одно из обстоятельств ДТП, важных для анализа состояния дорожной сети, — место, где произошел наезд. Несмотря на все усилия ГИБДД, самым опасным для пешеходов местом остается пешеходный переход, особенно нерегулируемый.
Всего на переходах в 2018 году пострадали 257 пешеходов — это 42% от всех жертв.
Больше всего опасны для пешеходов вовсе не основные городские трассы, как можно было бы ожидать. Больше всего жертв на двух-четырехполосных улицах, где движение сходу не назовешь интенсивным. Нерегулируемый переход на такой улице — самое опасное место.
Переходы, на которых в 2018 году сбили по три и четыре человека
1. Ул. Промышленности — Бельский переулок. Четыре жертвы, включая двух детей. Нерегулируемый переход. Еще одного ребенка в 2018 году сбили рядом, на углу Промышленности и Крейсерной. В большом районе от ул. Партизанской до Набережной реки Самара дети учатся в двух корпусах школы № 91, разделенных улицей Промышленности. До 2017 года это были две разные школы — № 91 и № 151. На переходе у Бельского переулка жертв в 2016-2017 годах не было, на Крейсерной также сбили одного ребенка. Все дети попали под машину в течение учебного года.
2. Ул. Дыбенко — ул. Отважная. Четыре жертвы. Регулируемый переход
3. Ул. Димитрова, 45. Нерегулируемый переход. На этом переходе — 12 жертв за три года, из них четыре в 2018 году, включая одного ребенка. О переходе водителей предупреждает разметка, односекционный светофор и множество знаков. Но ничего не помогает.
4. Ул. Масленникова — ул. Подшипниковая, три жертвы. Нерегулируемый переход.
5. Ул. Гаражная — ул. Революционная, три жертвы. Нерегулируемый переход.
Переходы, на которых в 2018 году сбили по два человека
1. Ул. Ташкентская у СОКБ им.Середавина. Нерегулируемый переход.
2. Московское шоссе — ул. Ташкентская. Регулируемый переход. Подробнее о ситуации на этих участках в тексте
3. Ул. Печерская — ул. Авроры. Нерегулируемый переход.
4. Ул. Буянова — ул. Льва Толстого. Нерегулируемый переход.
5. Ул. Гагарина — ул. Солдатова. Нерегулируемый переход.
6. Ул. Льва Толстого — ул. Галактионовская. Нерегулируемый переход.
7. Ул. Панова — ул. Мичурина. Нерегулируемый переход.
8. Ул. Скляренко — ул. Масленникова. Нерегулируемый переход.
9. Ул. Ново-Садовая — ул. Масленникова. Нерегулируемый переход.
10. Ул. Свободы — ул. Ново-Вокзальная. Нерегулируемый переход.
11. Ул. Вольская — ул. Средне-Садовая. Нерегулируемый переход.
Самые опасные для пешеходов перекрестки
1. Ул. Чернореченская — ул. Владимирская. Три человека, один насмерть. Перекресток всегда был аварийным: поток пешеходов смешивался с потоком автомобилей, поворачивающих с ул. Чернореченской. В конце июня 2019 года здесь наконец установили светофор, и положение дел должно улучшиться.
2. Пр. Металлургов — ул. Металлистов: три пешехода, включая ребенка.
3. Пр. Победы — ул. Металлистов. Три жертвы.
4. Ул. Победы — ул. Севастопольская. Две жертвы.
5. Ул. Вольская — ул. Краснодонская. Две жертвы.
6. Ул. Молодогвардейская — ул. Венцека. Две жертвы.
7. Ул. Клиническая — ул. Коммунистическая. Две жертвы.
8. Московское шоссе — ул. Коммунистическая (у ОЦ «Скала»). Две жертвы.
9. Кряжское кольцо. Две жертвы.
Самые опасные трамвайные остановки
Характерное для Самары наличие трамвайных путей посередине дороги в 2018 году привело к 10 наездам для пешеходов. Самые опасные трамвайные остановки: на ул. 22 Партсъезда рядом с Вольской и Ставропольской, на пересечении проспекта Ленина и Полевой: везде по две жертвы, включая детей. Еще трое в 2016 году попали под машину на соседнем пешеходном переходе. Также трое пешеходов стали жертвами наездов у трамвайной остановки на ул. Промышленности на углу с ул. 9 мая.
Трамвайная остановка на Красноармейской — Братьев Коростелевых стала местом гибели женщины в марте 2018 года.
Самые опасные для пешеходов улицы
Главные городские магистрали — Московское шоссе и улица Ново-Садовая — далеко не самые опасные. Да, на них много жертв, но в пересчете на длину улицы гораздо более страшными оказываются другие улицы, более узкие и на вид более спокойные. Пешеходы и водители не ждут опасности на Вольской, Дыбенко, Ставропольской — но именно там она их и подстерегает.
Московское шоссе: 25 жертв, трое погибли.
Ул. Ново-Садовая-Демократическая: 16, двое погибли.
Ул. Ташкентская: 17 человек.
Проспект Металлургов: 11 жертв, из них один погиб.
Ул. Вольская: 10 жертв, двое погибли.
Ул. Ново-Вокзальная: 18 жертв.
Ул. Гагарина: 16.
Ул. Победы: 17.
Ул. Солнечная: 10 жертв, один пешеход погиб.
Ул. Дыбенко: 10 человек, 1 погиб.
Проспект Кирова: 21 жертва, включая четверых детей. Двое взрослых погибли.
Ул. Антонова-Овсеенко: пять жертв, один человек погиб.
Что нарушают водители и пешеходы
Вариантов нарушений ПДД в карточках ДТП — более 20: от несоблюдения очередности проезда перекрестка (самое распространенное нарушение в Самаре в 2018 году — 321 из 1404 ДТП) до неправильной подачи сигнала поворота (одно нарушение согласно данным ГИБДД). На одно ДТП может приходиться несколько нарушений, поэтому мы приводим их абсолютную численность, а не долю в общем количестве происшествий.
Основные нарушения при наездах на пешеходов: водители не пропускают их на переходах при повороте («очередность проезда»), не пропускают вообще, едут слишком быстро, а пешеходы переходят улицу там, где захотят, даже если пешеходный переход совсем рядом.
Наезды в темное время суток
ГИБДД указывает в числе прочих обстоятельств ДТП, в какое время суток оно произошло — темное, светлое, сумерки.
Если включить отображение на карте по этому признаку, сразу видно, в каких районах и пригородах Самары проблемы с освещением.
Так, на участке трассы М-5 в Новосемейкино все пешеходы попали под машину в темное время суток или сумерки. В темноте попали под машину оба пешехода на дублерах на 18 км Московского шоссе. Такая же ситуация на кольце Стара-Загоры и 22 Партсъезда, углу Ставропольской — Ново-Вокзальной, на ул. Авроры у ТЦ «Аврора», на пр. Металлургов — Ставропольской, парковке у «Леруа Мерлен» в Космопорте, ул. Гагарина от ул. Солдатова до ул. Революционной, пр. Карла Маркса — ул. Владимирской, у «Скалы» на Московском шоссе, на углу ул. Промышленности и Бельского переулка, где трое из четверых пешеходов в 2018 году, включая ребенка, были сбиты в темное время суток.
На улице Ставропольской попали под машину в темноте семь из 11 жертв, на проспекте Металлургов — семь из десяти.
Как содержатся дороги, на которых сбивают пешеходов
В карточке ГИБДД указывает недостатки дороги. В 2018 году в Самаре 40% наездов на пешеходов сопровождались отсутствием разметки, 30% — льдом, снегом, снежными валами (почти все зимние ДТП).
Разметки не было, в частности, в 40% случаев наездов на пешеходов, которые произошли на пешеходных переходах.
Если на карте включить отображение точек ДТП по недостаткам содержания дороги, то видно, где и каких недостатков больше всего.
Так, отсутствие или плохая различимость горизонтальной разметки отмечены в четырех из пяти наездов на пешеходов в Зубчаниновке, во всех случаях на ул. Путейской и Елизарова на Металлурге, на ул. Чернореченской в 6 из 9 случаев на Солнечной, почти по всех случаях на 116 км, включая ул. Шоссейную, а также на ул. Промышленности, в Крутых Ключах и в районе стадиона «Динамо».
Квадраты — наезды на пешеходов на участках дороги с плохой разметкой, круги — ДТП, где недостатки содержания не отмечены.
К проблеме содержания дорог относятся, кроме разметки, недостатки зимнего содержания, отсутствие дорожных знаков в необходимых местах или их неправильное применение, отсутствие тротуаров, дефекты покрытия. Редкое ДТП обходится без указания на эти обстоятельства на ул. Свободы, пр. Металлургов, ул. Мичурина, ул. Олимпийской (с которой каждой весной смывает ежегодный ремонт картами), ул. Победы на участке от пр. Кирова до ул. Елизарова.
Где самые опасные для детей места
По данным Росстата, дети до 18 лет составляют 18% населения Самары.
Среди пешеходов — жертв ДТП их 21%, то есть дети ненамного, но все же чаще попадают под машину, чем взрослые. При этом ведут они себя на дороге ничуть не менее ответственно, чем взрослые: 44% детей и 41% взрослых были сбиты на пешеходных переходах.
Ровно треть наездов на детей — 36 из 109 — в 2018 году произошли в летние каникулы.
Район безопаснее для детей, если школа находится внутри квартала, окруженная домами. Промышленный район Самары, застроенный крупными кварталами со школами внутри квартала, — самый безопасный по частоте наездов на детей-пешеходов.
Чем больше квартал и чем больше домов окружают школу, тем меньше детей попадут под машину на ближайших дорогах. А вот если школа выходит на дорогу, почти наверняка рядом с ней ребенок попадет под машину.
В некоторых случаях видно, что место опасно именно для детей — взрослых жертв там нет или несоразмерно мало.
Вот улица Мориса Тореза у школы № 76: жертвы только дети.
Двое детей попали под машину у школы № 74 на ул. Фасадная в Куйбышевском районе.
Самой опасной для детей в Самаре стала ул. Солнечная. За три года на участке от 5 просеки до Губанова попали под машину 8 детей, и еще двое — на прилегающих выездах. Взрослых жертв на этом же участке — три, один из пешеходов погиб.
Слева от Солнечной нет ни одной школы, и несколько сотен детей из новых ЖК каждый день переходят дорогу, чтобы попасть в школы № 149 и № 139. Ограждения не слишком помогают: пешеходов сбивают здесь в основном на переходах, и регулируемых, и нерегулируемых.
Дети переходят по правилам
Дети вообще законопослушные пешеходы. Считается, что они «перебегают дорогу» не по правилам, и нужно постоянно учить их соблюдать ПДД. Но они соблюдают правила ровно настолько же, насколько их соблюдают взрослые. 44% детей в 2018 году в Самаре — 48 из 109 человек — были сбиты на пешеходных переходах. У взрослых доля ДТП на переходах — 41%.
Вот, например, участок Октябрьского района от густонаселенного ЖК Ботанический до ул. Печерская: 16 наездов на детей за три года, из них только три — вне пешеходных переходов.
Еще в 12 случаях из 109 дети попали под машину во дворах, где им, в целом, не должна угрожать такая опасность. Из них пять человек — в Кировском районе, по три — в Промышленном и Красноглинском.
В Кировском районе три из пяти жертв — во дворах 15 мкр, и еще одного ребенка сбили на прилегающей к микрорайону улице Карла Маркса.
А вот трамвайные остановки угрожают детям чуть чаще, чем взрослым. Из 10 случаев наездов на пешеходов на трамвайных остановках три случая произошли с детьми. Один ребенок попал под машину на пр. Ленина рядом с ул. Полевой, и двое — на повороте с 22 Партсъезда на Ставропольскую, по обеим сторонам поворота.
Что делают город и ГИБДД
С 1 января 2019 года в России вступил в силу федеральный закон «Об организации дорожного движения». Он прямо передает полномочия по организации дорожного движения органам местного самоуправления. Раньше прямой обязанности устанавливать знаки и оборудовать пешеходные переходы у муниципалитетов не было: вопросы организации и безопасности движения регулировались законом о безопасности дорожного движения, Градостроительным кодексом, ПДД и ГОСТами.
Процесс выглядел так: ГИБДД передавало ведомствам, ответственным за содержание конкретных дорог, данные о ДТП и рекомендовало установить новые знаки или оборудовать пешеходный переход. Основывалась инспекция обычно на статистике ДТП на конкретном участке дороги длиной 300 метров — на нем должно произойти не менее трех ДТП в год, чтобы ГИБДД рекомендовала городу предпринять какие-то меры.
В 2018 году ГИБДД сформировала в Самаре список из 40 таких аварийных участков.
Затем департамент транспорта Самары принимает решение о том, соответствует ли участок ГОСТу по безопасности движения: знаки, разметка. Если нет — его надо привести в соответствие ГОСТу, если да — принять дополнительные меры. Дептранс разрабатывает техзадание, согласовывает его с ГИБДД и передает департаменту городского хозяйства для реализации.
Более подробно — в тексте Как городские службы Самары меняют дорожную инфраструктуру ради безопасности — и что могут сделать жители.
Так же, как и предложения ГИБДД, дептранс рассматривает обращения граждан и может на них реагировать. С этим процессом, гладким в описании, связано несколько проблем.
Во-первых, аналитика, которую выдает ГИБДД, ограничена нормативами аварийности и не описывает комплексно улицы, кварталы, районы.
Во-вторых, такая пассивная практика не позволяет заглядывать вперед и прогнозировать изменения ситуации на дорогах, связанные с застройкой новых кварталов или другими причинами изменения пешеходных потоков, вроде объединения школ.
В-третьих, до 2019 года город мог принимать решения ровно в той степени, в какой он готов был это делать. И настолько, насколько у него были деньги. Поэтому на практике затягивались на годы даже решения, которые вроде бы давно назрели — вроде установки светофоров на перекрестке ул. Победы и пр. Кирова или Чернореченской — Владимирской.
К примеру, в начале года ГИБДД подводит итоги предыдущего и подает в мэрию свои рекомендации. Бюджет на текущий год уже утвержден, и максимум, чего можно ждать — включения в бюджет на следующий год.
При наилучшем раскладе от момента фиксации очага аварийности до усовершенствования дорожной инфраструктуры проходит 2-3 года. Это если мэрия выполняет все пожелания ГИБДД. К примеру, на перекрестке пр. Кирова и ул. Свободы очаг аварийности образовался давно, в 2016 году там на нерегулируемых переходах сбили трех пешеходов. И только в конце 2018 года перекресток был оборудован светофорами.
По всем признакам, например, подходит под очаг аварийности переход у дома 45 на улице Димитрова, напротив магазина «Магнит»: за 3 года попали под машину 12 человек, включая двух детей; один пешеход погиб. Там установлен односекционный мигающий светофор, переход отвечает нормам ГОСТ, но это не помогает — и вероятно, от города требуется установка трехсекционного светофора, приподнятого перехода или другие, более дорогостоящие меры.
Но с 2019 года именно город должен не только реализовывать полномочия по организации дорожного движения, но и нести за это ответственность (пока, правда, неясно, в какой форме).
И не он один. Новый закон повлек за собой поправки в Градостроительный кодекс РФ. В нем появилось понятие комплексной схемы организации дорожного движения, которая теперь должна входить в каждый проект планировки территории. Теоретически это должно обеспечить механизм предотвращения резких изменений на дорогах.
Сейчас строительство новых домов вызывает увеличение числа жертв на прилегающих улицах, так как город (область) и ГИБДД не приспосабливают их заранее под увеличивающийся поток машин и людей.
Вот, например, микрорайон Новая Самара: в 2016 году двое сбитых пешеходов на переходе у Березовой Аллеи, в 2017 году — четверо, включая ребенка. После этого — и многочисленных жалоб жителей микрорайона — на переходе установили трехсекционный светофор, и в 2018 году там попал под машину только один человек.
В Новой Самаре нет поликлиники и школы, и жители, которые едут на общественном транспорте со стороны города, вынуждены переходить дорогу с остановки. Можно ли было предугадать эту ситуацию и установить светофор заранее, когда микрорайон уже начал заселяться? По-человечески — да, административно — нет, так как у владельца дороги не было оснований для изменений, пока пешеходы не начали попадать под машину.
Так пешеходный переход выглядел в 2017 году, когда на нем сбили четверых пешеходов.
За 2016-2018 год жертвами наезда здесь стали семь человек, включая одного ребенка.
В 2018 году, после установки светофора — только один человек.
Ямы и узкая дорога — безопасность пешеходов
Впрочем, самым парадоксальным образом благоустройство города не всегда улучшает жизнь пешеходов.
Вот улица Дыбенко с крупным «местом тяготения» — ТРЦ «Космопорт» — и новыми домами чуть правее, за улицей Карбышева.
«Космопорту» уже больше 15 лет, домам между Карбышева и ул. Советской Армии — восемь. В 2015 году на Дыбенко от Авроры до ул. Советской Армии пешеходов не сбивали, только двое попали под машину на парковке у «Космопорта». В 2016 году — одна жертва на улице Ивана Булкина, со стороны парковки «Леруа Мерлен».
В 2017 году город решил отремонтировать улицу Дыбенко — она была разбита до такой степени, что ниже Карбышева машины пробирались ползком. Немедленно после окончания ремонта между Отважной и Советской Армии были сбиты двое детей, один из них — насмерть.
В 2018 году на этому прекрасном, ровном, отремонтированном участке Дыбенко, на котором теперь можно ездить не снижая скорости, под машину попали шесть человек. Не помогают ни светофоры, ни ограждения, ни разметка.
Что думают о ситуации на Дыбенко местные жители и город — читайте в материале Улица Дыбенко: дорога с уклоном и невидимая разметка
Похожая ситуация — у больницы им. Середавина, где расширение и реконструкция когда-то тихой улицы Ташкентской сделали ее опасной для пешеходов. На перекрестке Ташкентской и Московского шоссе тоже есть несколько жертв. Подробнее об этом районе — в материале Улица Ташкентская: темные переходы и неудобная реконструкция.
Из отремонтированных к ЧМ-2018 дорог более безопасными для пешеходов стали пока только участки Красноглинского и Волжского шоссе вдоль поселка Управленческий.
В 2017 году, когда там шел ремонт и трасса не освещалась, на них были сбиты 13 человек, из них двое погибли. На обоих шоссе установили барьеры, ограждения, оборудовали регулируемые переходы. В 2018 году жертва была одна.
Все тексты проекта:
Карта наездов на пешеходов в Самаре и области
Место смерти: как мы считали, что делали и чего ждем от этого проекта
Улица Победы: неровные дороги, снежные завалы, нет ограждений
Улица Дыбенко: дорога с уклоном и невидимая разметка
Улица Ташкентская: темные переходы и неудобная реконструкция
Владимирская от Чернореченской до Пензенской: опасные перекрестки
Московское шоссе вдоль Мехзавода: забеги в неположенных местах
Улица Вольская: нечищенные дороги и человеческий фактор
Улица Ставропольская: страшные перекрестки и трамвайные пути
Источники данных:
http://stat.gibdd.ru — Официальный сайт ГУОБДД МВД России. С него мы брали первичные карточки ДТП, но так как сайт часто не работал, пользовались также другими выгрузками данных из него. Это:
https://bigdatarussian.ru/dtp-map-regions.php — проект красноярского журналиста Владимира Жаринова;
https://dtp-stat.ru — Карта ДТП Сергея Устинова и Алексея Радченко.
Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook