"ВСЕМ СОВЕТУЮ ПОСТРОИТЬ ГОРОД"

Владимир Кошелев о будущем Крутых Ключей и социальном жилье не для бедных

 13 360

Автор: Редакция

Проект «Крутые Ключи» разрастается и медленно, но верно превращается в город. Скоро в районе Петра Дубравы появятся посёлки коттеджного типа и высотки со своим железнодорожным вокзалом, огромной площадью, индустриальным парком и лесопарковой зоной.

Анастасия Кнор поговорила с человеком и брендом Владимиром Кошелевым о новой концепции Кошелев-проекта, о том, на что будут похожи новые Крутые Ключи и как туда добираться, о картинной галерее на торцах домов и о том, почему жителям Крутых Ключей так нравится их район.


kos

Я очень хорошо помню начало вашего проекта. Потому что это были постоянные пресс-туры, знакомство с технологиями, с планировками первых квартир. Немного настораживала плотность размещения домов, но нравился новый подход к городской застройке в пользу малоэтажных домов. Сегодня район Крутые Ключи плавно превращается в город, по численности населения превышая иные малые города области. Что-то изменилось в связи с этим в вашей концепции Кошелев-проекта? 

— В 2008 году мы не строили планов на 10 лет вперед. Наш первый район застройки был относительно небольшим — 30 гектаров. На нём мы планировали построить примерно 5 с половиной тысяч квартир. Я помню, как на тот момент люди говорили: так нельзя строить, это, типа, пирамида, скоро у них кончатся деньги, будет армия новых обманутых дольщиков… Но глядите, это поле, — Владимир обводит рукой  на карте пространство справа от ТЦ «Мега», — полностью застроили. 165 гектаров, сейчас перешли на другие сотни гектаров и на другие города. И всё строим, строим, строим.

Про архитектуру

- А как вас правильно величать: Крутые Ключи или всё же Кошелев-проект?

— Сам продукт — это Кошелев-проект. Мы же не только в Самарской области реализуем наш подход к развитию территорий. Поэтому относительно Самары — Крутые Ключи. Название места историческое. Объявили конкурс среди покупателей, а они нашли забытый топоним. Сюда относятся жёлтые, зелёные и розовые дома, самый большой в стране детский садик, самая большая школа, поликлиника, танк Т-34, полицейский участок и так далее.

Чем больше ты занимаешься территорий, тем упорнее тебе надо развиваться. Например, я убеждён, что архитектуры в наших домах гораздо больше, чем в других новостройках. По внешнему виду, по тому, как это всё смотрится в комплексе. Ты почему бровь выгнула, сомнения есть? Давай сравним.

IMG_8354 копия

 

- Да ладно, если представить Кошелев-проект, то сразу перед глазами одинаковые трёхэтажные дома с маленькими балкончиками, где можно только 4 колеса положить…

— Ты мне скажи, какие, по твоему мнению, дома с точки зрения архитектуры лучше наших?

- Да тот же «Муха», градовский дом, что на углу Вилоновской и Самарской.

— Подожди, мы говорим о массовой поквартальной застройке, а не о единичных домах. Главное условие в тиражировании.

Владимир начинает листать фотографии разных новостроек. Мелькает одна типовая коробка за другой. Вся разница в цветовых решениях, в глубине и ширине балконов, а количестве этажей. А так и правда трудно их отличить.

- Тогда, пожалуй, я соглашусь, что ваши дома выглядят посимпатичнее. 

— Согласись, все новостройки — это обычные коробки. Просто когда наши дома называют бараками, обидно. Вот гляди, это обычное фото, без всякого фотошопа, бульвар Финютина. Вот наши 5-этажки. Видишь, они с лоджией. Причём остекление в пол. Это наш «голландский квартал».

4rNkG-RKgkw

 

Минус какой: повторяемость. Да, мне не хватало времени и рук, чтобы было больше разнообразия. Сейчас у нас архитектурных решений несколько десятков. А когда я только задумывал проект и размышлял о том, как будет интересно жить людям с точки зрения комфорта, родилась бульварная тема. Мы сознательно ушли от двора-колодца, решения, которое превалирует в городской архитектуре. Оно было актуально в прошлом веке, когда не было такого количества машин, была довольно спокойная жизнь, бабушки на лавочках возле подъезда, детские площадки… Мы, кстати, тоже поначалу ставили детские площадки внутри, неподалёку от дома. Но далеко не всем это нравится. Я начинаю говорить с жильцами, а там мнения полярные. У кого-то есть ребёнок, у кого-то нет. Кому-то нравится, что он может слышать детские крики в окно, а кого-то это очень сильно раздражает. Борьба компромиссов.

IMG_8396 копия

 

Что мы сделали? Мы детские площадки увели в торцы зданий. Понимаешь? Это гораздо комфортнее, в корне другое решение. Мы ушли от двора, но пришли к общей территории. У нас нет привычной дворовой территории, колодца. Но есть концепция общей территории всего района. Объединяющим элементом у нас являются бульварные зоны. Сейчас на них потихоньку ёлочки подрастают. Мне тоже говорят: у вас зелени мало. Но не бывает в новостройках больших деревьев, не бы-ва-ет! Я говорю: ребята, пройдет 10 лет, и зелени будет побольше, а пройдет 20 лет, здесь вообще всё в ней будет утопать. Потому что то количество деревьев, которые мы здесь насажали, просто невероятно. Причём деревья все благородные — каштаны, ёлочки. Карагачи не сажаем.

Хотим сделать самую большую в стране картинную галерею прямо на торцах домов, особенно на бульваре Шпаковой.

Мы сейчас одну тематику прорабатываем с торцами, мне просто надо посерьёзнее включиться. Хотим сделать самую большую в стране картинную галерею прямо на торцах домов, особенно на бульваре Шпаковой. Можно было бы, наверное, подписать договор с Третьякововкой галереей, может быть, проработать тему выставки из запасников нашего Художественного музея, там ведь невероятная красота, которую мало кто видел, и сделать большие репродукции по торцам зданий, красиво их подсветить. Полгода одна экспозиция, потом меняется, получится такая огромная выставка. - Это крутая идея. — Я знаю. Это уровень федерального Министерства культуры, уровень Мединского, проработать технологию, привести крупного инвестора. Если эту идею грамотно упаковать, можно найти партнёра. Я не исключаю, что мы сможем попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Вообще идей много. Таких, которых ни у кого нет. Сейчас, например, мы начинаем задействовать прилегающую территорию. У людей появится возможность купить участок земли рядом с домом под парковку в собственность. И можно машину ставить на своём месте на законных основаниях. Это место можно продать, сдать в аренду. Основной посыл в том, чтобы людям было удобно, комфортно и недорого.

Про население

- Когда начинался проект, мне кажется, вашей основной целевой аудиторией были молодые семьи, которым хотелось жить в отдельной квартире. Вы эту возможность им дали за 1 миллион рублей, нигде таких цен тогда не было. Если продолжать эту логику, то изначально многими ваши квартиры рассматривались как некий маневренный фонд, стартовая площадка. Дескать, несколько лет поживём, подкопим денег и уедем в город. Вторая категория — это сельчане, которые хотели переехать в город. А что сейчас происходит внутри вашего проекта?

— Я бы уточнил географию наших покупателей, добавив Тольятти, Республику Татарстан, Мордовию и Ульяновскую область. Самара является так или иначе точкой притяжения, городом, в котором хочется жить. Иногородних у нас, конечно, не большинство, основные покупатели квартир переехали к нам из Кировского и Промышленного районов Самары. Мне кажется, в своих рассуждениях ты являешься жертвой рекламных кампаний. Да, драйвером выступает история с 1-комнатными квартирами, потому что все расчеты ведутся от 1-комнатных квартир. Мы вышли на рынок с тем, что ты можешь взять жильё в ипотеку, заплатить 100-200 тысяч рублей первоначальный взнос и жить в собственной квартире, платя либо те же самые деньги либо чуть меньшие, чем за съём. Но теперь уже у нас начались миграционные квартиры внутри проекта. Сначала семья купила 1-комнатную квартиру, потом 2-комнатную, 3-комнатную, потом решили разъехаться, потому что дети подросли. Семьи развиваются, меняются, растут, растёт и их благосостояние.

Koshelev-146

 

- Ваше мнение, почему не хотят менять район, оставаясь в Крутых Ключах? Привычка? Или есть какие-то другие причины? 

— Это не меня надо спрашивать, в общем-то. Но мне кажется, народу просто нравится. Как ни крути, по факту у людей оказывается одна из самых низких в городе квартплат и один из самых чистых по экологии районов в городе. Нет ни одной новостройки, ни одного сложившегося района, где поддерживается такая чистота. Даже несмотря на то, что у нас в районе ещё не закончен один объект — школа, которая будет сдаваться в этом году. До сих пор идёт строительство на этой площадке, неизбежно какое-то количество строительной техники проезжает, неизбежно появляется мусор, как от любой стройки. И при всём при этом Крутые Ключи — самый чистый район, у нас лучше всего убираются, лучше всего обстоят дела с дворниками, с техникой, с озеленением и посадкой газонов, голову даю на отсечение.

Про новый проект

- Я рассматривала Кошелев-проект изначально как концепцию семейного поселка.

— Так и есть.

- Но насколько я понимаю, она меняется. Речь идет о совершенно новом проекте, который выходит далеко за рамки Крутых Ключей?

— Концепт нашей новой застройки похож на Торонто, то есть он такой разноуровневый, предполагается развитие всей территории, начиная от ИЖС и заканчивая высотками по 55 этажей.

FNJAPIj_w_8

 

- И как идентифицировать это место? Название уже придумали?

— Нет пока, конкурс попозже объявим. Пока это продукт сложившегося бренда «Кошелев-проект». Сейчас у нас очень популярная тема ИЖС, индивидуального жилищного строительства, которая пользуется огромным спросом даже среди сотрудников нашей компании. Многие хотят жить в отдельном доме. Мы запускаем коттеджные посёлки на новой площадке. Это будет принцип закрытой территории, 1-2-этажные индивидуальные жилые дома со своим участком. У нас в проект планировки входит лесфондовская история, мы сейчас ею занимаемся, переводим её в парковую зону, чтобы заняться облагораживанием. Есть лес возле Дубового Гая и Петра Дубравы, который наш участок как бы опоясывает. Вокруг этого леса мы как раз и «сажаем» закрытые посёлки с индивидуальными домами. А полтора-два километра о него — высотные дома с офисами и гипермаркетами. Кому-то хочется жить в тишине, кому-то нужно, чтобы была движуха, чтобы забраться на 50-й этаж, на Волгу и Самарку сверху смотреть.

Просто район вырастает до таких масштабов, что уже зонально можно будет организовать разную среду.

- В нашей строительной индустрии так сложилось, что из-за дороговизны земли и темы, связанной с отселением, девелоперы выжимают из каждого квадратного метра максимум. Поэтому появляются в центре города уродцы с чудовищным количеством этажей, которые «убивают» весь квартал, подавляя его суть. Объясните ваш подход. 

— В этом смысле ничего нового не скажу. Мы работаем на потребителя. Если есть покупатель, который хочет заехать в высотку, зачем нам от него отказываться? Но это вовсе не значит, что на одной улице стоят 2-этажный дом с участком и высотка. Между ними километры. Просто наш проект настолько большой, что расстояние между объектами мы выдерживаем по всем правилам.

JuSzrWFEFcU

 

- То есть земельная тема вас не узит?

— Нисколько.

- А откуда у вас столько земли?

— Мы её купили.

- И лесной фонд?

— Нет, его нельзя купить. Лес как был, так и останется. Мы будем производить работы в лесной зоне только с лесниками, и только чтобы убрать больные деревья и сушняк. Ни о какой вырубке речи идти не может. Наша задача — превратить его в парковую зону, организовать беговые и велодорожки.

Про дороги

- Есть еще одна тяжёлая тема, связанная с трафиком. Когда строятся большие районы, мало думают про нагрузку на дорожную сеть, и пробки становятся плохой визитной карточкой таких проектов. Вы тоже в этом перечне. Понятно, что Московское шоссе два года стоит на реконструкции, и пока радости от этого мало. Но это, наверное, и повод подумать об альтернативных схемах логистики.

— Тут думать ничего не надо, уже всё придумано. Наш район будет связывать Московское шоссе и автомагистраль «Центральная», потому что мы находимся ровно между ними. Весь район полностью снабжён новой дорожной инфраструктурой. Мы строим и уже построили новые дороги. Часть средств на эти цели пришли из федеральных источников, часть — из местных. Будет крупная дорожная сеть.

- Не в рамках продолжения строительства автомагистрали «Центральная»?

— Нет, мы находимся в стороне, через нас две магистрали свяжутся. Естественно, к чемпионату мира по футболу будет закончена автомагистраль «Центральная» до проспекта Кирова, расширится Московское шоссе, пройдет модернизация Ракитовского шоссе. Сейчас есть неудобства, связанные с ремонтом и стройкой. Чуть-чуть людям надо подождать, и это будет одно из самых удобных в транспортном отношении мест.

- Когда? Сроки?

— К 2017 году.

- Если помечтать, то для вас самым идеальным решением было бы метро. 10 минут под землёй, и ты уже в городе…

— Можно и без метро. В Крутых Ключах запланирован большой транспортно-пересадочный узел. В районе улицы Мира, где сейчас станция Ягодная. В город будет ходить скоростная электричка. Управление железной дороги обещает, что до метро Кирова добраться можно будет за 5 минут, а до ж/д вокзала — за 15 минут.

jtyt

 

 — Если мыслить комплексно о развитии новой территории, то также важно задуматься над тем, где эта громада людей будет работать. Трафик утром в одну сторону, вечером в обратную? Живём на окраине, работаем в центре?  

— Индустриальный парк, разве не слышала? 350 гектаров земли, которые прилегают к нашей земле, выделены под индустриальный парк, и сейчас активно идет его наполнение. Это наша совместная идея с правительством Самарской области, с министром экономического развития Александром Кобенко и непосредственно с губернатором. Мы ездили на большое совещание по этому поводу в Мистрой РФ, по факту вышла протокольная часть, где прописано, что мы совместно работаем над наполнением индустриального парка. У него будут специальные льготы, и для всех потенциальных работодателей и для людей, которые хотят развивать свои производственные площадки, как говорится: «Добро пожаловать!» Это на сегодняшний день одно из самых лакомых мест для бизнеса, потому что у тебя будет задарма земельный участок со всеми подключениями, с транспортной и железнодорожной веткой. Большое количество налоговых льгот от федералов и от региональных властей. Ну и десятки тысяч потенциальных работников под боком, уже обеспеченных жильём. Это всё в работе, активно двигается. Вот даже в нашей компании сейчас дилемма. Мы намерены производить расширение железобетонного завода и решаем, делать это на старой площадке или уходить на новую, в индустриальный парк.

Про Родину

- Интересная тема лично для меня — закрепление в сознании человека понятия «Родина». Пока вырастет поколение тех, кто там родился, пройдёт еще много лет. Что вы делаете для того, чтобы закрепить в образе людей этот райо, как родной, заставить любить его, гордиться им? Танк Т-34, скульптура солдата, вернувшегося с войны, самый большой детский сад — вот три составляющие, по которым человек может «опознать» микрорайон Крутые Ключи. Не кажется ли вам, что таких вешек должно быть значительно больше?

— Теперь расскажи мне, в каких ещё новостройках проходят дни здоровья, субботники, праздники Масленицы, дни микрорайона со звёздами отечественной эстрады первой величины?

- Ну, это всё хорошо на локальной территории. А теперь вы разрастаетесь, и всего этого будет становиться меньше. Большие территории сложно контролировать и сплачивать. Чем больше, тем меньше.

— А ты была когда-нибудь на нашем празднике?

- Когда-то давно.

— Меньше, говоришь? Вот гляди, наш последний концерт летом, на День города. (Владимир достает телефон и показывает мне видео — прим. авт.). — Было 70 тысяч человек. Мы каждый год проводим большие мероприятия на день района. Я думаю, к нам ещё из других районов города много народа приехало. Так что пока наоборот, всё больше и больше.

Koshelev-354

 

У нас в этом году появляется огромная площадь. Она, конечно, не больше, чем площадь Куйбышева. Впрочем, если рассмотреть площадь Куйбышева зонально, то там есть парковая зона, которая для пассивного отдыха, и зона плаца, где можно собрать большое количество людей на мероприятие. Так вот наша площадь будет побольше, чем открытое пространство центральной площади города. Мы в Калуге уже построили большую площадь. Самую крупную в городе. В этом году и в Самаре сделаем, на улице Мира, где идёт строительство 25-й и 29-й очереди. Возле площади запланирован большой физкультурно-оздоровительный комплекс. Как на площади Кирова, где есть площадь, а за ней Дворец культуры. У нас площадь, а за ней большой Дворец спорта «три в одном»: бассейн, лёд и легкоатлетическая арена.

Про ответственность

- А вообще, как это по ощущениям — построить целый город?

— Очень хорошо, всем советую. Ты зачем мне такие вопросы задаёшь? Я краснею (смеется).

- Я же не только с точки зрения гордости, но и про ответственность тоже.

— Да, это серьёзно. Иногда оказываешься заложником ситуации. Вот недавно шум был: в «Кошелеве» воду отключили. Внимание! На Московском шоссе, в районе ТЦ «Московский», дорожники копали и порвали трубу, которая отрубила всю часть этого города, начиная от 18 километра, чуть ли не весь Красноглинский район. А прозвучало это так: у Кошелева нет воды, потому что там не построены водоводы.

- А что на самом деле? Я сама не раз слышала суждения, что у вас с инженерными коммуникациями не всё в порядке.

Если верить байкам, которые про нас рассказывают, то наши дома строятся из бракованного кирпича, у нас вместо канализации выгребные ямы.

— У нас в район заходят городские инженерные сети. Два закольцованных магистральных водопровода были к нам подтянуты, с нагрузкой они справляются. Все внутренние сети мы строили сами. Если верить байкам, которые про нас рассказывают, то наши дома строятся из бракованного кирпича, у нас вместо канализации выгребные ямы. Вся эта тема нормально подогревалась конкурентами. А стоит всего лишь открыть наш сайт — там есть все справки из водоканала, справки по форме 12 и другие документы. Да и обычная логика подсказывает, что без современных инженерных коммуникаций десятки тысяч семей жить просто не смогут. Никаких выгребных ям не хватит.

- Ну вот видите, эдакая нескромность названия всего проекта по фамилии отца-основателя всё же имеет и свои минусы. 

— Нет, не в этом дело. До этого мы были как все, строили высотки в городе по 10-16 этажей. Потом мы подошли к кризису в 2008 года, который по нам шарахнул очень сильно. И в том году у меня родился проект малоэтажек в многоквартирном исполнении, который у нас увлечённо срисовывает вся страна. Реально мы эту тему запустили! Этот тренд федерального уровня, который начали мы. А когда срисовывают, берут базовую модель, то обычно скромно так говорят: у них всё плохо, мы лучше сделаем.

- У кого-нибудь есть лучше?

— Наверняка. И у нас мы от очереди к очереди всё улучшаем и модернизируем.

- Были какие-то серьёзные ошибки, которые вы исправили?

— Трудно называть это ошибками. Если на предыдущих очередях мы земельный участок покупали по 14,5 миллиона рублей, следующие участки купили в три раза дешевле. Понятно, что на одном участке мы одно могли себе позволить по нагрузке на квадратный метр, а на том, что обошелся дешевле, — совершенно другое. Ошибка ли это? Или данность, которую надо принимать? В предыдущих очередях мы не могли позволить перед каждым домом сделать парковочные места. Условно в доме 100 квартир, 60 парковочных мест находится в непосредственной близости. Рядом у тебя нормальная дорога, на которой парковка запрещена, и есть свое парковочное место. Это же очень удобно! Мелочь, а удобно. Покупаешь за достаточно дешёвую стоимость, и оно твое. Нормальный цивилизованный подход. И мы не считаем все социальные учреждения, которые строим: поликлиники, садики, школы..

Знаешь, в чём я хотел, чтобы было бы понимание? Бытует мнение, что социальное доступное жилье — это для бедных. Ничего подобного. Если рассматривать любой другой район города, чем мы можем быть более интересны для коммерческих структур, для тех же владельцев магазинов, хозяев крупных и не очень производств? Живут люди, например, в Октябрьском районе. Не хочу никого обидеть, но маргиналов там достаточно. Кто-то спился, кто-то потерял работу, кто-то в жизни никак определиться не может. И эти люди живут в квартирах, которые им достались от бабушки-дедушки, а им ещё от советской власти. Во всём этом разнообразии, безусловно, есть дома, дворы или даже квартальчики, которые были построены с нуля. Но они окружены совершенно другой социальной средой. У нас же огромная территория, на которой каждый человек заплатил за свою квартиру. Каждый из наших покупателей отдал минимум миллион рублей. Каждая семья! Такая вот «рыночная» селекция на нашей площадке. Это люди, у кого однозначно есть миллион и больше, или люди, которые проходят отбор по банковской ипотеке, с нормальной работой и доходом. Сухие цифры банков – просрочка по ипотеке у жителей проекта составляет максимум 0,15%, проще говоря, стремится к нулю. У нас 100% отбор собственников настоящих, а не по приватизации. Тех, кто за-ра-бо-тал на свою квартиру. Это очень важно.

Текст: Анастасия Кнор