GAME NOT OVER

Второе рождение киберспорта в Самаре

 1 152

Автор: Антон Черепок

Понятием “киберспорт” сейчас вряд ли получится кого-нибудь удивить. Разве что при упоминании о том, что в России организовываются турниры по тем или иным играм можно услышать вопрос “Что, опять?!”

Новая волна киберспорта сильно отличается от того, что происходило 10 лет назад в компьютерных клубах. ДГ встретился с Андреем Воробьевым и Павлом Чечулиным, организаторами турниров по киберспорту в Самаре, чтобы понять, чем отличается новая волна и какие перспективы есть у киберспортсменов.

Доступная среда

Те, кто не совсем далеки от IT-технологий, помнят бурное начало киберспорта в Самаре. Компьютерные клубы, перегретый мощными компьютерами воздух, крики, мат, запах пота и адреналина. У большинства геймеров в начале 2000-х не было возможности приобрести игровой компьютер, а высокоскоростной Интернет был простому обывателю вообще не доступен.

Тогда киберспорт приобрел такую популярность, что Россия в 2001 году первой из стран признала его официальным видом спорта. И хотя в 2006 году это решение было отменено, киберспорт никуда не делся.

Павел Чечулин, компания e-SportsSamaraLeague:

— Если бы ко мне кто-нибудь подошел три года назад и предложил заняться развитием киберспорта, я бы саркастически улыбнулся, но сейчас, при нынешних технологиях, киберспорт стал такой же реальностью, как и обычный спорт. Он привлекает такие же большие массы. Сейчас технологии так развиваются, что киберспорт стал доступным каждому. Если 5-6 лет назад нужны были серьезные вложения, то теперь практически у любого есть гаджет и Интернет.

— Компьютерным клубам сейчас нелегко. Раньше можно было поставить 20 машин в комнату, сказать “по соточке на карман — и вперед”, то сейчас так не пройдет. У каждого есть компьютер, есть гаджет и есть кибер-спортивные организации, которые тратят огромные деньги на привлечение игроков в on-line турниры. Только в России есть не менее пяти сайтов-площадок. То есть делать ничего не нужно — люди играют из дома, а результаты сохраняются на этих ресурсах.

 — Так какой смысл организовывать турниры в реальности?

Андрей Воробьев, e-SportsSamaraLeague:

— Нам нравится исключительно живое общение. Мы хотим ,чтобы игроки собирались вместе и весело проводили время.

Все началось с того, что мы организовывали турниры по «Mortal Combat» и «FIFA» в Самаре. Оказалось, что у нас в городе организация подобных турниров практически не развита, и я предложил, что нужно начать действовать в этом направлении и взять, в качестве старта, игру «Hearthstone». Мы провели первый турнир, собрали 20 человек и поняли, что людям это интересно.

— Сама игра «Hearthstone» очень интересна и очень удобна, поэтому мы начали с нее. У нее более 30 миллионов игроков, она идет на практически любых гаджетах. Планшеты, смартфоны, ПК — нет таких серьезных требований, как у многих других on-line игр.

— Хотя у нас нет задачи паразитировать именно на этой игре. Возможно, в Самаре будет более популярна какая-то другая игра, в первую очередь, нам интересны сами игроки.

Идея

 — Как вообще появилась идея собирать он-лайн игроков в реальном мире в одном месте?

Андрей:

— Мы увидели это в Москве и сказали себе “Почему бы и нет?” Мы тоже большой город и я считаю, что есть все перспективы стать ТОП-5 городов в России в этом направлении.

— Нам нравится исключительно живое общение. Мы хотим, чтобы игроки собирались вместе и весело проводили время. Нам нужно шоу. Есть белорусская компания Wargaming, известная своей игрой «World of tanks», которые знают, как это делается. Их стенды отличаются от тех же sony, выставляющих пару экранов с презентациями. У Wargaming танцуют девчонки, проводятся конкурсы. Они, как и компания Blizzard поддерживают живое общение между игроками.

— Мы хотим в Самаре организовать что-то подобное. Чтобы люди приходили, общались, участвовали. И конечно, мы хотим, чтобы они развивались в киберспорте, принимали участие в всероссийских и международных турнирах.

— Есть такое понятие об игровом мире, как задротство” У нас задача сделать так, чтобы люди не только сидели дома, а общались между собой.

IMG_1583

Новые цели

 — Любое мероприятие подразумевает финансовую составляющую. Насколько прибыльным делом может быть организация турниров по компьютерным играм?

Павел:

— Основная задача — собрать тусовку геймеров. Вторая задача, чтобы Самара вошла в топ-5 по киберспорту. Мы хотим, чтобы у нас была своя турнирная площадка, хотим сделать самарскую команду. Но зарабатывать на турнирах мы не собираемся. Более того, мы хотим сделать так, чтобы для участников они были полностью бесплатными.

 — То есть сейчас есть какой-то сбор?

— Да, на последний турнир мы собирали по 200 рублей с человека. Все деньги пошли на призовой фонд и подарки, сувениры.

 — Значит, в этом есть доля честолюбия…

— Мы были бы роботами, если бы не хотели засветиться, но мы хотим продвигать имя общей киберспортивной площадки, а не свои имена. Хотя, конечно, приятно, когда у тебя появляются новые друзья и знакомые.

IMG_1774

Киберспорт — ты мир

 — Сейчас довольно сложное время, и Интернет не исключение. Идут споры, призывы, блокируются сайты. В этой обстановке ваше стремление объединяться с игроками по всему миру выглядит, как движение против течения.

Павел:

— Я сам являюсь сторонником объединения молодых людей из разных стран. Если в одном месте человеку говорят, что если кто-то родился под другим флагом, это плохой человек, то мы, наоборот, хотим сблизить людей. Есть международные турниры, есть топовый игрок по «Hearthstone», он украинец. Он совершенно спокойно разговаривает на русском языке и общается с русскими игроками.

Андрей:

— У Платини была мечта сделать так, чтобы футбол сплотил людей, сейчас кибер должен выполнить эту задачу. Это молодежное направление. Здесь отсутствует агрессия. Вернее, она присутствует в очень ограниченном объеме и касается только реакции игрока на собственные неудачи. Но никаких фан-клубов тут уже не будет и да, действительно, создание русского игрока, который выходит на международный уровень, это и наше стремление.

— На днях у нас был турнир и у нас играла группа, которая делает каверы на Анимэ. То есть вроде бы не совсем наша тема, но они с удовольствием сидели здесь, общались с игроками. Самое главное, это общение.

IMG_1783

Отцы и дети

 — У киберспорта, в отличие от традиционного, есть неоспоримое преимущество. Почти нет возрастных ограничений. Но старшее поколение традиционно считает все это глупостью и даже вредным занятием.

Андрей:

— Мы провели уже достаточно много турниров и люди приходят совершенно разные. Приходят даже ребята с мамами, то есть игроку лет 12. Вообще, от 14 до 40 — это самый распространенный возраст игроков. Здорово, когда люди с разными интересами и разных возрастов сидят за одни столом, играют, общаются.

— Конфликты, к сожалению, наверное неизбежны. Но мы все соблюдаем, вплоть до правил видео съемок на турнирах. Это рекомендации компании Blizzard, и они учитывают большую часть возможных конфликтов. Возрастные ограничения и прочее — мы держим марку. Но на данный момент все довольны. Волков бояться — в лес не ходить.

IMG_1611

Next level

 — Сейчас вы проводите турниры в Cloud cafe. Какие планы в дальнейшем?

Павел:

— Сейчас мы сами себя поддерживаем. Это требует серьезных ресурсов, но мы не хотим делать абы как. Бывает так — сидит какой-то парень в антикафешке, собирает игроков, говорит им: “Ну, вы сыграйте, а там разберемся, кто как”. Мы хотим быть как можно дальше от этого.

Мы знаем, как организовываются серьезные турниры, у нас есть опыт проведения масштабных мероприятий. Но всегда есть, к чему стремиться, и мы хотим показать игрокам, что такое качество. Поэтому есть конкретная программа развития, и у нас есть информационная поддержка нескольких игровых ресурсов и, главное, от компании Blizzard.

q6qmpZSY6Nc

— Сейчас благоприятная среда по «Hearthstone», несмотря на июль. Мы отрабатываем нашу работу по этой игре. Как раз идут отборочные от Blizzard. Потом пойдем по второй игре. Возможно, это будет World of tanks, почему бы и нет?

— Самара — достаточно “не вспаханная площадка”. Думаю, к осени будет наплыв, и мы предоставим next level.

 — Как насчет конкуренции?

Андрей:

Есть другие организаторы, но мы считаем их больше единомышленениками. У нас есть договоренность, чтобы не было пересекающихся турниров в один день. Ничего страшного в том, что мы не одни. Это даже хорошо — чем больше мероприятий, тем больше вовлеченных в это дело людей.

Киберспорт будет развиваться, игры будут меняться. Мы больше опасаемся каких-то политических препятствий, чем конкуренции.

Не могу не задать вопрос: а если вдруг вам это все надоест?

Павел:

— Ну тогда это будет наш провал. Но какой смысл тогда вообще что-то начинать, если задумываться о неудаче? Мы хотим создать тусовку, которая будет интересна и востребована. Никаких высоких миссий мы не преследуем. Манифесты «давайте спасать молодежь» — это не наше, хотя, разумеется, это все правильно! Меньше пафоса, больше хорошего и качественного общения.


В 2014 году на чемпионате мира The International 4 по Dota 2 с призовым фондом более 10 миллионов долларов китайская команда NewBee выиграла 5 миллионов.

Самым успешным киберспортсменом считается Ли «Jaedong» Джи Донг. За 9 лет своей киберспортивной деятельности он выиграл 40 турниров и заработал почти 500 000 долларов.