КРУТИ ПЕДАЛИ В НОВЫЕ ДАЛИ. Проект развития велодорожек в Самаре
3 936
«Другой город» продолжает публиковать проекты развития городской среды. Сегодня предлагаем ознакомиться со стратегией развития велоинфраструктуры в Самаре, разработанной студенткой кафедры урбанистики СГАСУ Ириной Павловой совместно с НП СТК «ВелоСамара».
Текст, фото: Ирина Павлова
В последние годы в Самаре растет количество велосипедистов, что свойственно сейчас всему миру, однако тормозит процесс отсутствие соответствующей инфраструктуры. Безусловно, появление ее в Самаре — это вопрос времени. Сейчас важно сформулировать требования к этой системе, учесть множество факторов, произвести исследования на эту тему (никто этим серьёзно до сих пор не занимался) и, в конечном итоге, предложить концепцию развития велоинфраструктуры в городе. Логичную, обоснованную и поэтому жизнеспособную.
Если город начнёт строить велосипедные дорожки не в том месте, где это нужно в первую очередь, то трата средств на них будет неэффективной. Но если следовать продуманной стратегии развития, то количество пользователей велосипедов будет увеличиваться, возможно, не быстро, но постоянно.
С помощью велосипеда можно частично решить вопрос автомобильных пробок. 90 процентов их участников — люди работоспособного возраста, и 75 процентов — люди «велосипедоспособного» возраста (от 15 до 50 лет). То есть, зависимость между использованием велосипеда для деловых поездок и сокращением автомобильного трафика — прямая.
Велоинфраструктура — это не только велосипедные дорожки. Это охраняемые стоянки и души вблизи общественных центров, безопасные гаражи для хранения транспортных средств в жилой застройке, станции техобслуживания и небольшие торговые точки.
Сейчас велосипедные дорожки закладываются в проект при реконструкции дорог и стоит ориентироваться на то, что первая велосипедная дорожка пройдёт по Московскому шоссе от проспекта Кирова до АЗС «Роснефть» за пос. Мехзавод.
РЕШЕНИЕ
Сразу создать велоинфраструктуру по всему городу невозможно, поэтому предлагается поэтапное развитие. В основу проекта легли существующие веломаршруты, социологические опросы, мировой опыт в этой области. Велоинфраструктура включает в себя не только сеть велосипедных дорожек, но и все то, что было перечислено выше.
СУЩЕСТВУЮЩАЯ СИТУАЦИЯ
На данный момент в городе есть одна велосипедная дорожка, используемая для рекреационных поездок, на набережной Волги. Транзитные поездки не предусмотрены из соображений безопасности (дорожка находится в пешеходной прогулочной зоне).
КОЛЬЦО
Магистральная велодорожка по Ново-Садовой, соединение всех существующих очередей набережной. Первым этапом предлагается создание велоинфраструктуры там, где наблюдается наиболее активное велосипедное движение. Магистраль совместно с кольцом в исторической части города будет использоваться как для деловых, так и рекреационных поездок.
Согласно проведённым социологическим опросам, значительная часть велосипедистов (около 50%) используют велосипед для поездок на набережную, площади, в центр города. Вместе с тем многие (25%) предпочитают поездки на природу. Магистраль по Ново-Садовой даёт как раз эти два направления: к кольцу в историческом центре и набережной и к Студёному оврагу и чистому воздуху.
АРТЕРИИ
Магистральная велодорожка по Московскому шоссе, Ново-Вокзальной, мосту через р. Самара. На втором этапе (и на каждом последующем) предлагается постепенное совершенствование инфраструктуры в историческом центе. Одновременно добавляется связь с районами за р. Самарой, вторая магистраль по основному водоразделу и транспортной артерии — Московскому шоссе.
ЗАХВАТ
Магистральная велодорожка по улицам Гагарина и Победы, добавление новых поперечных связей. Присоединение всех районов города к велоинфраструктуре. Велосипедные дорожки появляются на магистралях районного значения.
КОМФОРТ
Магистральная велодорожка по проспекту Карла Маркса, повышение плотности всей инфраструктуры. На этом этапе передвижение на велосипеде практически между любыми точками города становится комфортным, значительно увеличивается количество велосипедистов.
ДАЛЬНЯЯ ПЕРСПЕКТИВА
Велодорожка по всему берегу Волги от Студёного Оврага до Стрелки, по будущей набережной р. Самара. Реки — одно из самых главных богатств города, набережная — одно из самых популярных мест отдыха горожан. В перспективе планируется продлить набережную до Студёного Оврага и соединить её со стадионом, а также благоустроить набережную р. Самара и соединить тем самым ул. Авроры и исторический центр велосипедным маршрутом.
КОНКРЕТИКА: ВЕЛО-НОВО-САДОВАЯ
Выяснилось, что такой проблемы, как «в Самаре нет места для велосипедных дорожек», не существует.
Первый этап строительства (Ново-Садовая, Самарская, Ленинградская, набережная Волги) и центр города продуман более детально. Место нашлось везде.
Большинство улиц в историческом центре имеют ширину около 25 м. Например, выше — сечение улицы Куйбышева шириной 24 м. Данный профиль можно использовать как типовой на всех улицах в центре, где предлагается создание велосипедных дорожек.
НОВАЯ ЖИГУЛЁВСКАЯ КРУГОСВЕТКА
Прогулочный веломаршрут Самара — Гаврилова поляна существует на данный момент. Предлагается проложить велосипедную дорожку от Красной Глинки до города и образовать таким образом 50-километровое кольцо.
На кольце могут располагаться небольшие гостиницы, кафе, станции отдыха. Маршрут будет работать не только на самарцев, но и на гостей города. Он включает в себя знаковые места Самары, из которых складывается образ нашего города: исторический центр, набережная, Волга, Самарская лука, панорама с Вертолётной площадки и Лысой горы. Он позволяет почувствовать уникальную особенность Самары: из центра города-миллионника можно попасть на природу за 10 минут.
ПЕРСПЕКТИВА: КРЫТАЯ ВЕЛОМАГИСТРАЛЬ
НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПОГОДЫ. Погода влияет на велосипедиста сильнее, чем на человека, использующего любой другой вид транспорта. Во многих случаях она является определяющим фактором в вопросе выбора между велосипедом и, например, автобусом. В климатических условиях Самарской области «летний сезон» велосипедного движения длится 5 месяцев, с мая по октябрь, но и тогда погода бывает неподходящей для велосипеда. Первая проблема велодвижения, которую решает крытая магистраль — это неблагоприятные погодные условия.
БЕЗОПАСНОСТЬ. Самое опасное место на дороге — это перекрёсток. Особенно для велосипедиста, ведь он, в отличие автомобиля, не защищён корпусом. Крытая веломагистраль на втором уровне над трамвайными путями сводит к нулю количество перекрёстков, которые приходится преодолеть велосипедисту.
СКОРОСТЬ. Перекрёстки очень сильно тормозят велосипедиста: при движении в одном уровне с автомобилями и пешеходами он обязан постоянно контактировать с другими участниками движения. Если же двигаться по веломагистрали, можно преодолеть значительные расстояния за гораздо меньшее время!
P.S. Свои предложения по развитию велодорожек в Самаре вы можете отправить Ирине Павловой по электронной почте irina.pavlova.arch@gmail.com или в сообщество «ВелоСамара» в контакте.