,
Небольшие детали в городской среде способны влиять на наше воображение, менять наш угол зрения на привычные вещи. Главное — вовремя заметить их. Здесь мы разобрали основные фишки стикер-арта и поговорили с его самарскими представителями. Предупреждаем, ребята – крутые.
О чем речь
Стикер-арт – форма уличного искусства, которая проявляется через наклейки, созданные художниками. Они могут выражать протест, просто служить меткой автора или развлекать. Стикеры клеют везде – на стенах домов, водосточных трубах, дорожных знаках, заборах и даже автомобилях.
«Отцом» стикер-арта принято считать американского художника Фрэнка Шепарда, известного серией плакатов и стикеров с надписью OBEY и стилизованным портретом актера и рестлера Андре Гиганта (Andre the Giant).
Расцвет стикер-арта пришелся на начало 2000-х годов. Стикеры тесно связаны с граффити: чаще всего именно граффитисты переносят свои фишки в меньший формат. Поэтому мы не будем затрагивать рекламные стикеры и наклейки футбольных фанатов. Обратимся к искусству и его представителям.
Сделано в Самаре
Самарские стикеры довольно разношерстные: это наклейки с надписями, мультяшные персонажи, символы, геометрические фигуры, граффити-шрифты и миникартины.
Чаще всего на одну поверхность клеют сразу несколько стикеров. Когда наклеек так много, что они ложатся внахлест, это создает эффект взрывного узора — стикер-бомбинга. В городе можно увидеть «забомбленные» адресные таблички на домах или дорожные знаки. Это смотрится не так агрессивно, как граффити, поэтому не вызывает у прохожих негатива. Стикеры (в отличие от рисунков баллончиком) могут продержаться на улице долго.
Анна Айда (Аня-пряня)
Делает стикеры с красными котиками уже три года. Сейчас они обитают, помимо Самары, в Москве, Питере, Казани, Новосибирске, Пятигорске, в Карачаево-Черкесской Республике и на Алтае.
— Изначально делала каждого индивидуальным из цветной самоклейки. Был шаблонный кот, по которому создавалась остальная армия. К ним вырезалась тонна желтых глаз абсолютно разных по размеру, отчего наклейки выглядели забавно и неряшливо. Их было мало, а вырезать было так лень. Сейчас же я клею типографских котов, это позволило мне раздавать их друзьям и отправлять гулять куда попало.
Мне всегда нравилось замечать крутые штуковины в городе. Ты можешь ходить по знакомому маршруту всю жизнь, и не помнить даже, что на нем находится или же находить новые рисунки, стикеры, фигурки и прочие интересности. Это как игра – найди 10 котов и получишь награду. Вот и мне захотелось внести свою лепту в улицы. Ещё приятно, когда друзья присылают фотографии или говорят, что видели красного котика.
СЫЧ (Свекл)
Автор стикеров и граффити «Свекл» и «Сыч». Последние его работы напоминают картины или иконы. Сейчас старается внести придать наклейкам хоть каплю художественной ценности.
— Художников, акцентируемых на наклейках, вообще по пальцам пересчитать. В Самаре по сути не так много рисующих активно (я не затрагиваю арт-сообщество), поэтому весь акцент идет на классическое рисование аэрозолями или валиками. В Москве или Санкт-Петербурге стикер-арт развит хорошо. Есть специальные локации, в которых наклейки не срываются. Там можно найти много разных артистов. У нас, кстати, художники собираются в стикерпак. Но там уже большинство художников занимаются легальным искусством. Легальное искусство – безвкусно.
Удобна эта форма тем, что сами по себе наклейки миниатюрны, и их можно поместить на любых поверхностях (желательно гладких и чистых). Отношение к наклейкам у обывателя более терпимое, что тоже не может не радовать.
По поводу рисования самого эскиза — способов множество, через любые приложения, все то, что может удовлетворить интересы художника. Это для меня еще одна форма заявления о себе. Это уже не вандализм, а скорее некий арт-акционизм.
Кузьма Спесивцев (Бруклин, Нью-Йорк)
Расклеивает стикеры примерно с 2010 года. Отметился во всех крупных городах России от Калининграда до Южно-Сахалинска, а также в странах бывшего СНГ и Европы. Первые его опыты были связаны с распечаткой изображений на самоклеющейся бумаге по десять рублей за лист и кустарным ламинированием. Позже Кузьма нашел способы нелегальной печати в одной из типографий Самары. Пробовал делать наклейки при помощи самоклеющихся ценников из «Ашана» с использованием наборной печати и линогравюр небольших размеров.
— Мне больше всего интересно делать рип-оффы на известные логотипы от брендов одежды, компаний, музыкальных групп, плакатов. Как показало время, самым популярным стикером является переделанная этикетка Жигулевского пива и изображение разбитой бутылки с надписью «Не жили богато – **** [нечего] начинать».
Для меня это не хобби, скорее девиантное поведение в духе «вырезать на дереве надпись «здесь был (ваше имя)». На мой взгляд, расклеивание стикеров как социальное явление никогда не было популярным, оно держалось на энтузиазме отдельных людей. Попытки актуализации путем продажи стикерпаков и стикербуков, проведение фестивалей с авторскими наклейками не достигли желаемых целей. Стикеры должны быть наклеенными, а не ютиться в ваших стикербуках. Вот только на «Алиэкспрессе» наклейки уже продаются рулонами, и чаще всего их приобретают любители «валить боком», чтобы обтянуть ими все транспортное средство или только его часть.
В Самаре как такового всплеска активности в стикер-бомбинге я никогда не наблюдал. Просто чьи-то стикеры приметные, мозолят глаз. Кто-то делает ставку на размер изображения, кто-то на сложность рисунка, кто-то, наоборот, на минимализм, кого-то привлекают прямоугольные или круглые формы, кому-то больше по душе резные фигурные стикеры. Сегодня я чаще всего замечаю красных котов, чекотзилл, красно-синие прямоугольники с белым кругом.
Клаус
Автор стикеров со своим именем. Помимо этого он делает скульптуры из папье-маше, гипсовые маски и рисует граффити.
— Стикеры я клею примерно с 1996 года. Я находил их в жвачках «Турбо» и клеил на холодильник, пока мне не надавали по рукам, а содержимое стикеров унизительно не обругали. Тогда я подумал, что я сам буду рисовать стикеры. И я начал, но клеил теперь не на холодильник. Если ты клеишь на холодильник, то скорее всего ты находишься дома или в гостях, а при таком раскладе тебя всегда могут вычислить и надавать по рукам. Поэтому я решил клеить их не на холодильниках. В Самаре первым, кто начал клеить, был Дмитрий Моором. Он делал идейные вещи.
Игорь Незубов
Его увлечение началось со школьной скамьи, примерно в восьмом-девятом классе. До сих пор Игорь активно клеит картинки, которые сам рисует от руки. Его вдохновителями были Миша Горелов, Рома UOFX и Игорь Зайе: арт-команда «ЩЧ».
— Мне нравится клеить наклейки, потому что твои работы видят другие люди. Например, едешь ты такой в транспорте, смотришь на серость стен, а там раз — в какой-то момент мелькает большой плакат с каким-нибудь персонажем не из нашего мира. Это привлекает внимание. Просто тебя видят, значит — ты есть.
Жбан
Художник, известный своими нелегальными граффити, выпускает собственные стикеры с 2008 года.
— Раньше каждый стикер рисовался вручную на листах самоклейки. Позже я начал покупать разноцветный аракал и делать многоцветные слоёные аппликации. Последние годы в основном печатаю большими тиражами. В Самаре наклеек всегда было полно. Я думаю, сейчас с отрывом лидируют Клаус 21, Аня и ее красные коты и так называемые покемон-флажки. Раньше в этом плане не было равных команде «ЩЧ» (ЩеглыЧертовы!).
ВЕЗКО
Один из самых загадочных и неуловимых райтеров под псевдонимом Везко, как и многие, начал свой путь в 2007 году. Его автографы можно встретить на просматриваемых местах в городе. Сначала делал стикеры из ценников гипермаркета, а затем перешел на самоклеящуюся бумагу.
— Зимой на улице эмульсией особо не порисуешь. Поэтому однажды я попробовал сделать стикеры, их без шума и без запаха можно было повесить везде. Я старался делать все стикеры разные, уж слишком было много «копирки» в то время , да и сейчас все так-же. Рисовал шрифты, животных, в которых был шрифт, предметы, в которых был шрифт, абстракцию, в которой был шрифт, ну и все, что взбредет в голову. Изначальная задача — это привлечь к своему стикеру зрителя свежей заготовкой, а потом уже машинально заставить прочитать шрифт.
В плане активности в среде стикер-арта в нашем городе все слишком бедно и угрюмо, есть горстка активных людей, но нового мало.
Леша Гоуст
Граффити-райтер Алексей уже много лет увлекается стикерами. Все началось с детства, с первых наклеек, купленных в киоске. Так будущий художник стал собирать монстров, а потом и создавать их.
— Сейчас у меня есть проект со стикерами, который я реализую на рекламных плакатах города. Суть заключается в том, чтобы изменить плакат в интересную сторону. Последним таким плакатом стала реклама концерта группы «На-На», это событие совпало с премьерой фильма с Джаредом Лето, где он играл Джокера с коронными насмешками «HA-HA-HA».
То, что стикеры встречаются в Самаре, уже само по себе хорошо, но все чаще они рекламные. Хотелось бы видеть больше художественной составляющей и упор на интеграцию в среду. В городе есть талантливые ребята, которые вполне могут делать много классного, тогда это будет полноценный стрит-арт, что, несомненно, круто!
Стикеры популярны не только в среде художников, свой вклад в это направление внесли и музыканты. Все переплетено – рэп, хип-хоп, рок, граффити и стикер-арт. Поэтому в Самаре кое-где еще остались наклейки «Самараград», принадлежащие музыкальной студии, с которой в свое время сотрудничал Big Russian Boss. Встречались и стикеры отдельных исполнителей, например, рэп-исполнителя под ником Перец Муторный.
Текст: Жанна Скокова
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook