ЧТО-ТО ПОШЛО ТАК

Андрей Кочетков о том, как удивительно выглядят «Алабинская», Курумоч и режиссёр Гришко в медиаполе

 1 746

Автор: Андрей Кочетков

.

,

Около года назад в своём поздравлении с Днём российской печати наш губернатор назвал СМИ «надежным барометром социального самочувствия наших граждан».

Барометр, как известно, инструмент для измерения давления. Получается: делаешь что-то с гражданами — и проверяешь СМИ. Не давит ли на социальное самочувствие этих самых граждан? Цитата оказалась такой замечательной, что даже всплыла ровно через год на Колыме. Мэр Магадана дословно повторил про барометр в тот же День российской печати. Это явное свидетельство того, что произведения самарских спичрайтеров востребованы. Хотя бы и на Колыме.

Большая часть барометров работала без сбоев. Отменили крупнейший однодневный рок-фестиваль в Европе. Не давит. Отправили избранного мэра в Москву, вместо него посадили сити-менеджера и говорят, что его нежелательно этим словом называть. Опять не давит. Сделали сдержанную модернистскую светлую площадь Славы красной и недоступной для катавшихся здесь полтора десятка лет роллеров и скейтеров. Не давит вообще.

Медиа научились радоваться даже тому, чего на самом деле нет.

Да что я, право, о давлении? Медиа научились радоваться даже тому, чего на самом деле нет. 26 декабря десятки СМИ и близкие к телу блогеры сообщили, что станцию метро «Алабинская» открыли. Опубликовали фотографии с официальными лицами, символическим ключиком и нарядными шариками. Только вот ни один пассажир, честно купив жетончик метро, на неё попасть 26 декабря не смог. И по сей день не может.

Чтобы оказаться на «Алабинской», нужно быть смелым, ловким и умелым, как 17-летний экстремал Ящерица. Он на станцию метро пробрался и сделал несколько фотографий на телефон. Но этот самый Ящерица взбирался и на Монумент Славы, делая фотографии с постамента блестящего «Паниковского»… Короче говоря, неординарный посетитель.

Но разве это важно, когда в царь-барометре социального самочувствия граждан, сервисе «Яндекс.Новости», имеется сюжет с названием «В Самаре торжественно открыли станцию метро «Алабинская»? И «Википедия» сообщает нам, что в Самарском метрополитене действующих станций 10.

Обратная история вышла с новым терминалом Курумоча. 19 января из него полетели дневные рейсы в Москву и Питер. То есть большинство всех перелётов стало осуществляться из нового терминала. Но вечером того же дня, когда пассажиров пустили в новое здание, «Волганьюс» сообщил читателям: «Администрация аэропорта Курумоч 17 января выложила на своем официальном сайте схему проезда к новому терминалу. Многие СМИ региона восприняли эту информацию как официальное открытие нового терминала». Читай: не было первых лиц, символического ключика, нарядных шариков, близких к телу блогеров, значит, и не было этого вовсе.

Ритуал не только обязательно должен сопровождать событие, но и может его заменять. Как в случае с «Алабинской».

Есть в таком подходе что-то языческое. Ритуал не только обязательно должен сопровождать событие, но и может его заменять. Как в случае с «Алабинской». А если ритуала не было, то и события как бы и не случилось. Как вышло с Курумочем.

Так исправно работали наши «барометры» до недавнего времени. Пока 16 подписантов не скрепили письмо к министру культуры Рыбаковой, требующее лишить финансирования главного режиссёра драмтеатра Валерия Гришко за роль в «Левиафане». Случилось это на фоне медиашторма, связанного с полученным фильмом «Золотым глобусом» и сливом в Сеть пиратской копии картины.

Оказалось, что требование лишить человека работы просто за то, что он даже не снял фильм, а снялся в нём, — это уже чересчур.

И вот тут оказалось, что требование лишить человека работы просто за то, что он даже не снял фильм, а снялся в нём, — это уже чересчур даже для самарских застывших «барометров». Понятно, что про этот случай раструбили по BBC. Но ведь на защиту Гришко встали почти все местные медиа — от филиалов федеральных таблоидов до белодомовской «Волжской коммуны» и хипстерской «Большой деревни». Только сайт Samara.ru, опубликовавший письмо, продолжал ещё некоторое время журить Гришко устами казаков.

Постепенно начали проясняться не самые приятные для подписантов в условиях современной российской вертикали подробности. Оказалось, что нынешний главный российский идеолог Вячеслав Володин назвал травлю Гришко глупостью. Позже о «Левиафане» нейтрально высказался и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

В сложившейся ситуации подписанты начали вести себя совсем не так уверенно, как в начале этой истории. Им пришлось объясняться. Гендиректор «Коммерсант-Волга» Андрей Фёдоров сообщил в Facebook, что подписал письмо «главным образом, из солидарности с уважаемыми мною священниками Русской Православной Церкви, которые сочли необходимым это сделать». Похожим образом объяснил ситуацию с письмом художник Рудольф Баранов в интервью «Новой газете»: «Технически я не подписывал этого письма. Мне позвонил депутат губернской думы Дмитрий Сивиркин и сказал, что есть такая инициатива епархии. Прочитал собственно письмо, назвал фамилии нескольких людей, которые уже его подписали, а поскольку эти люди, священнослужители, глубоко мною уважаемы, я согласился, чтобы и моя подпись стояла».

Наивно полагать, что РПЦ единым фронтом стала сражаться с «Левиафаном».

Но наивно полагать, что РПЦ единым фронтом стала сражаться с «Левиафаном». Церковь очень разнородна. И в случае с письмом мы столкнулись лишь с одной из самарских локальных групп. Например, через 3 дня после появления письма митрополит Мурманский и Мончегорский Симон (именно в Мурманской области снимался «Левиафан») назвал фильм Звягинцева честным и сообщил, что картина ему понравилась.

Случившееся уникально для современного самарского медиаполя. «Надёжный барометр» местных СМИ практически единодушно показал, что давление выросло до недопустимого уровня. Внезапно что-то пошло так… Надолго ли?

Большое интервью режиссёра и актёра Валерия Гришко, которое он дал на следующий день после появления письма ДГ, можно почитать здесь